Михаил Салтыков-Щедрин — биография и произведения писателя

Михаил Евграфович Салтыков-Щедрин – выдающийся представитель русской литературы XIX века, который также занимался публицистикой и редактированием журнала «Отечественные записки», а также работал на государственной службе.

Михаил Салтыков написал знаменитые произведения «Губернские очерки», сатирический роман «История одного города» и не менее известные «Сказки для детей изрядного возраста». Из-за сочетания литературной и государственной деятельности ему пришлось использовать псевдоним «Щедрин». Он также долгие годы занимал пост редактора журнала «Отечественные записки».

Детские годы

Михаил Салтыков-Щедрин появился на свет 15 (27) января 1826 года в деревне Спас-Угол Калязинского уезда Тверской губернии. Его отцу, Евграфу Васильевичу Салтыкову, предшественнику чиновника Московского архива иностранной коллегии, удалось выйти на заслуженный отдых в 1816 году и поселиться в родовом поместье. Ольга Михайловна Забелина, будущая матушка писателя, скрепила свою судьбу с Салтыковым в пятнадцать лет — дочь помещика из Москвы, которая отличалась властным нравом и жестоким сердцем, но в то же время посвятила свою жизнь воспитанию потомства. Вместе с Михаилом у родителей было еще четверо детей — два сыночка и три дочки. Мать часто проявляла жестокость как к крепостным, так и к своим детям, обращаясь с ними резко и применяя телесные наказания, результатом чего были нередкие детские слезы. Несмотря на жесткий характер, Ольга Михайловна никакой связи с печально знаменитой Салтычихой не имела.

Михаил Евграфович Салтыков-Щедрин

Семья Салтыковых не отличалась излишней нежностью к своим детям, однако все они получили качественное образование. Основы грамотности Михаил усвоил у крепостного художника Павла Соколова, а старшая сестра Надежда помогла ему освоить многие предметы, обучившись в институте благородных девиц. Знания о законе Божьем и латыни Михаил получил благодаря урокам у приходского священника из соседнего села Заозерье. В иностранных языках его обучали гувернантки, так что уже в раннем возрасте он владел французским и немецким языками. Такого базового образования было более чем достаточно, чтобы Михаила Салтыкова приняли сразу в третий класс Московского дворянского института — одну из самых респектабельных школ в то время. В этом престижном учебном заведении учились такие известные литературные деятели, как Василий Жуковский, Александр Грибоедов и Михаил Лермонтов. Михаил проявил отличные способности к наукам и отличался безупречным поведением, что послужило поводом его рекомендации в Императорский Царскосельский Лицей уже через два года обучения в 1838 году.

Выпускники данного учебного заведения получали возможность служить в государственных учреждениях, а после окончания обучения получали звания в соответствии с Табели о рангах. Однако обстановка в Лицее в 1830-е годы была уже иной, нежели во времена обучения Александра Пушкина. Ни о каком лицейском братстве тогда не могло быть и речи. Скорее Лицей напоминал военную казарму со строгим распорядком и общими комнатами. В учебном заведении обучалось много детей военных. Салтыков-Щедрин никогда не находил общий язык с кем-либо и все больше стремился к уединению. Его часто заключали в карцер за небрежность в одежде, ругательства и курение. Своим диким поведением он заработал прозвище «Сумрачный лицеист».

Михаил Евграфович Салтыков-Щедрин

Во время одиночества Салтыков-Щедрин занимался написанием стихов, переводил иностранных поэтов и читал. Свои произведения он скрывал в сапогах, но их находили, и за неодобрительное содержание юношеских сочинений его посылали в тюрьму снова и снова. Некоторые из его ранних работ были опубликованы в 1841 и 1842 годах в журнале «Библиотека для чтения» в Петербурге. Позднее сам автор признал их недостаточно сильными и имеющими следы подражания (он вдохновлялся романтическими стихами М. Лермонтова и В. Бенедиктова), и после окончания учебы в Лицее он больше не занимался стихописанием.

После окончания Лицея в 1844 году Салтыков-Щедрин получил аттестат, в котором отмечались его высокие успехи в учёбе. Однако из-за несовершенного поведения ему было присвоено звание коллежского секретаря, а не титулярного советника, как большинству выпускников. Салтыков-Щедрин начал работать в военном ведомстве на внештатной основе, и только спустя два года он получил должность помощника секретаря.

Михаил Евграфович Салтыков-Щедрин

Однако молодого выпускника мало интересовала служба, его увлекали литература, театр и тайные собрания социалистов (одним из его однокашников был Михаил Петрашевский, который устраивал у себя дома встречи по пятницам). Прогрессивных молодых людей того времени привлекали идеи французских утопистов, проповедующих принципы «свободы, равенства и братства». Салтыков-Щедрин увлекался произведениями Шарля Фурье и Этьена Кабе, читал романы Жоржа Санда. Вместе с публицистом Владимиром Милютиным и литературным критиком Валерианом Майковым он организовал круг общения, отличный от «петрашевцев». Друзья считали, что идеи французских утопистов слишком далеки от русской действительности, и предлагали смотреть на преобразование самодержавно-крепостнического общества реалистично. Салтыков-Щедрин начал писать и публиковаться в «Отечественных записках». Сначала это были небольшие автобиографические записи. Затем идеи французской революции 1789 года нашли отражение в его повести «Противоречия» (1847 год) и «Запутанное дело» (1848 год). Попытка опубликовать повести в журнале «Современник» не удалась. Его редактор Иван Панаев предупредил автора, что цензура может запретить такие смелые произведения, и их издание может иметь более серьезные последствия. Оказалось, что он был прав. Опубликованные в «Отечественных записках» откровенные повести привлекли внимание цензуры. Особенно учитывая тот факт, что в Европе только что прошла волна революций 1840-х годов.

Ссылка

Весной 1848 года «в наказание за вольнодумие» Салтыкова-Щедрина был отправлен в Вятку, где он получил небольшую должность в канцелярии губернского управления. Однако осенью его повысили, назначив старшим чиновником для особых поручений, а в августе 1850 года он стал советником губернского правления. С этого момента он активно трудился – руководил хозяйственным отделением и осуществлял следственные дела не только в Вятской губернии, но и в Пермской, Казанской и Нижегородской. Он тщательно изучал провинциальную жизнь, общался с людьми разных сословий и, собрав достаточно наблюдений, описал их в «Губернских очерках». Когда в 1856 и 1857 году под псевдонимом «Щедрин» их опубликовали в «Русском вестнике», писателя стали называть мастером, способным передать образы русских людей, населяющих просторы провинций. «Губернские очерки» были приравнены к «Мёртвым душам» Николая Гоголя. Что касается псевдонима, существует предположение, что он был выбран из-за того, что в поместье Салтыковых у многих крестьян была такая фамилия. Также существует романтическая версия: слово «щедрый» на французском означает – libéral, а либералы – это те, кого писатель выявлял в своих произведениях.

Михаил Евграфович Салтыков-Щедрин

Монотонная жизнь Салтыкова-Щедрина в провинции заставила его заняться переводами работ Токвиля, Вивьена, Шерюеля и посещать дома местных знатных особ. Среди дочерей вице-губернатора Аполлона Болтина, с которым писатель постепенно подружился, он написал «Краткую историю России». В одну из дочерей чиновника – Елизавету, Салтыков-Щедрин влюбился. Были оглашены помолвки.

Возвращение

В конце 1855 года Салтыков-Щедрин, наконец, покинул свой родной город Вятку. Его путь проходил через область Владимир, где жила его возлюбленная, и Заозерье, где его мать приобрела усадьбу. Только в январе 1856 года странник добрался до Санкт-Петербурга. Скоро ему удалось найти работу в министерстве внутренних дел и пожениться с Елизаветой Болтиной в Москве.

Михаил Евграфович Салтыков-Щедрин

В 1858 году Салтыков-Щедрин был назначен вице-губернатором Рязани, а в 1860 году он успешно перевелся в Тверь. Несмотря на свою занятость на службе, в этот период он активно занимался литературным творчеством — он писал сатирические рассказы и статьи о жизни крестьян для журналов «Русский вестник», «Современник» и «Библиотека для чтения». Научившись на своем опыте, писатель научился использовать эзопов язык для обхода цензуры, поэтому современные читатели могут найти некоторые места его произведений странными.

В 1862 году писатель ушел на пенсию и решил основать свой собственный журнал. Однако это предприятие провалилось, после чего он переехал в Петербург, где был назначен Главным редактором «Современника» по приглашению Николая Некрасова. В течение двух лет он публиковал статьи под названием «Наша общественная жизнь», включающие авторские очерки о жизни общества, театральные хроники и рецензии на литературные произведения. Он также печатал свои собственные художественные работы. В этот период были выпущены две сборки его рассказов – «Сатиры в прозе» и «Невинные рассказы» (1863 год).

Михаил Евграфович Салтыков-Щедрин

В 1864 году из-за дискомфорта, вызванного цензурой, Салтыков-Щедрин покинул «Современник» и вернулся на государственную службу. В течение трёх лет он работал на должности управляющего казенных палат в Пензе, Туле и Рязани, изучая скрытую сторону высшей бюрократии. Он не публиковал свои произведения, но писал памфлеты на чиновников, что приводило к постоянным конфликтам. После жалобы губернатора Рязани Салтыкова-Щедрина снова отправили в отставку, и он сосредоточился на литературной деятельности.

В течение десяти лет писатель работал над своими тремя главными книгами. Романы «Помпадуры и помпадурши», «История одного города» и «Господа Головлёвы» были завершены в разное время, но опубликованы почти одновременно – в начале 1870-х.

«Отечественные записки»

Время, проведенное в редакции «Отечественных записок», считается наиболее ярким периодом в литературной жизни писателя.

Салтыков-Щедрин занимался в журнале редакцией беллетристики и переводной прозы. За шестнадцать лет работы в качестве редактора именно в «Отечественных записках» он опубликовал почти все свои произведения. В страницах журнала можно было прочесть «Письма из провинции», «Дневник провинциала», «Недоконченные беседы», «Убежище Монрепо». Его известные сказки, написанные не для детей, тоже увидели свет в журнале «Отечественные записки». Самыми первыми были «Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил» и «Дикий помещик». Эти сказки были сатирическими и полны иносказаний, по своему стилю напоминали басни.

Михаил Евграфович Салтыков-Щедрин

В 1869 году на страницах журнала появился роман с названием «История одного города», который позднее был признан литературной вершиной сатирического жанра. В этой книге автор с иронией описывает жизнь вымышленного города Глупов под разными градоначальниками. Ему вдохновением послужили реальные российские императоры (Петр I, Петр III, Павел I, Александр I и Николай I) и известные государственные деятели (Михаил Сперанский и Алексей Аракчеев).

Роман был опубликован в 1870 году отдельным изданием. Иван Тургенев оценил его глубокий смысл, подчеркнув, что роман, хотя и неявно, отражает всю историю русского общества во второй половине XIX века. Алексей Суворин, публицист и издатель, наоборот, считал его искажением исторических фактов, язвительным и направленным не только против власти, но и против русского народа. В «Отечественных записках» Салтыков-Щедрин пояснил для Суворина, что его произведение направлено в первую очередь против проявлений произвола и дикости, которые несовместимы с нормальным честным человеком.

После кончины Николая Некрасова в 1878 году управление журналом «Отечественные записки» взял на себя Михаил Евграфович. Утрата коллеги и родственной души по литературным идеям оказала глубокое воздействие на писателя. Он был расстроен тем, что Некрасова похоронили на кладбище Новодевичьего монастыря в Петербурге, хотя традиционно писателей хоронили на Волковском кладбище. Свое вдохновенное произведение «Пошехонская старина» Салтыков-Щедрин посвятил Некрасову.

Издательство стало чаще получать предупреждения от цензуры, поэтому три новые сказки писателя, написанные в 1882 году и напоминающие русские народные сказки о животных, – «Премудрый пискарь», «Бедный волк» и «Самоотверженный заяц» автор опубликовал лишь через два года.

Михаил Евграфович Салтыков-Щедрин

Публикации из журнала «Отечественные записки», которые относились к «вредному направлению», постоянно изымались из обращения, и в конечном итоге журнал был закрыт в 1884 году. Последние работы Салтыкова-Щедрина были опубликованы в других изданиях. Некоторые его рассказы и сказки были напечатаны в журнале «Неделя», некоторые в «Русских ведомостях» и «Сборнике литературного фонда». Цикл очерков «Мелочи жизни», «Пошехонские рассказы» и роман «Пошехонская старина», который намекал на Заозерье Угличского уезда, был опубликован в журнале «Вестник Европы».

Некоторые произведения Салтыкова-Щедрина были изданы как самостоятельные книги или входили в сборники еще при жизни писателя (насыщенный социальной критикой роман «Господа Головлёвы» был опубликован в 1880 году, «Пёстрые письма» – в 1886 году, «Мелочи жизни» – в 1887 году), но некоторые из них увидели свет лишь после его смерти (сборник «Сказки» был издан в 1887 году, «Пошехонская старина» – в 1890 году).

Писатель всегда считал литературу весьма важным делом. Незадолго до смерти в своем завещании сыну он написал: «паче всего люби родную литературу и предпочитай звание литератора всему прочему».

Личная жизнь

Елизавета Болтина, единственная жена Салтыкова-Щедрина или Бетси, как её называли близкие, была на четырнадцать лет моложе писателя. Этот факт являлся основной причиной, по которой отец невесты, вице-губернатор Аполлон Болтин, долгое время откладывал их брак. Кроме того, в 1855 году чиновника перевели во Владимир, и у влюблённых было мало возможностей видеться, поскольку Салтыкова-Щедрина не мог покидать место ссылки. Однажды он нарушил запрет и посетил Владимир, но больше не рисковал, потому что подобный поступок мог обернуться для него каторгой.

Михаил Евграфович Салтыков-Щедрин

Акт бракосочетания и церемония венчания в Крестовоздвиженской церкви Москвы были проведены 6 июня 1856 года. На момент свадьбы Михаила Евграфовича присутствовал только его младший брат Илья. Мать не прибыла на свадьбу – она отказывалась признавать невесту, считая её слишком молодой и не обеспеченной достаточным приданным.

Михаил Евграфович Салтыков-Щедрин

У мужа и жены не было детей очень долгое время. Только через семнадцать лет после свадьбы у них появились дочь по имени Елизавета и сын Константин. У них не было каких-то особых талантов. Но Михаил Евгафович любил их по-своему.

Известно, что Салтыков-Щедрин был азартным игроком в карты. Он часто проигрывал и очень раздражался на своих партнёров, обвиняя их в мошенничестве. Исходя из его произведений, можно предположить, что писатель умел играть на фортепиано и имел неплохие познания в вине.

Смерть

Годы, которые Михаил Евграфович Салтыков-Щедрин провел в городе Вятка, частые поездки, запрет на публикации его работ в журнале «Отечественные записки», а также болезнь сына – всё это оказало влияние на состояние здоровья писателя.

В 1875 году он серьезно заболел ревматизмом. Свои страдания и чувствительность к окружающему миру он изобразил в сказке «Приключение с Крамольниковым» и в «Пёстрых записках». До последнего дня Михаил Евграфович продолжал работать – записывал свои мысли для будущего произведения, которое он намеревался назвать «Забытые слова».

В последние дни жизни Салтыков-Щедрин был полностью изолирован, не желая видеть никого. Если кто-то приезжал навестить его, он просил сообщить, что он занят – умирает.

28 апреля (10 мая) 1889 года ушел из жизни великий сатирик. Врачи назвали причиной смерти осложнения, возникшие после простуды.

По решению писателя его захоронили на Волковском кладбище в Санкт-Петербурге рядом с могилой Ивана Тургенева.

В 1936 году место захоронения Салтыкова-Щедрина было перемещено на Литературные мостки.

Значение творчества Салтыкова-Щедрина

Основной идеей творчества Салтыкова-Щедрина было отрицание любых проявлений угнетения человека в целях продвижения гуманистических и демократических идеалов.

Еще в детстве будущий писатель был свидетелем унижения крепостных в самых ужасных формах.

В должности государственного чиновника он тщательно изучил взаимодействие власти с народом и убедился, что Российское государство в первую очередь заботится о дворянах, а не о простых людях, к которым он испытывал глубокое уважение.

В своем творчестве Салтыков-Щедрин объединил черты чувственного художника, хорошо понимающего социальную психологию различных слоев общества, и горячего политического мыслителя-публициста, страстно борющегося за освобождение общественного сознания в России.

Иван Тургенев отмечал, что его смех солен и пронзительный, его ирония часто бывает обидной… В Салтыкове присутствует что-то похожее на стиль Свифта; серьезный и жесткий юмор, реализм, ясность в самом буйном воображении, и особенно этот твердый здравый смысл… эти качества неизменно присущи автору…

Бесконечная галерея Щедринских трусов, подлецов, праздных мечтателей, тупиц, хищников, пенкоснимателей всех мастей этих «мудрых пескарей», «карасей-идеалистов», «диких помещиков», Угрюм-Бурчеевых, Деруновых, Разуваевых и других уродцев, установила новую традицию изображения отрицательных персонажей в русской сатирической литературе и повлияла на последующее развитие демократической литературы в общем. Под воздействием Салтыкова-Щедрина создавались произведения поэтов и писателей сатирического журнала «Искра», Глеба Успенского, Николая Лескова, а позже и Антона Чехова. В XX веке его влияние отразилось в творчестве Максима Горького, Владимира Маяковского и Михаила Булгакова.

Михаил Евграфович Салтыков-Щедрин

Игривый язык автора позволяет отнести его к предшественникам авангардистов прошлого века, для которых экспериментирование с языком было почти главной целью.

Творчество Салтыкова-Щедрина имеет универсальное и даже мировое значение. Он ценен своей любовью к простым людям, верностью идеалам и страстным желанием улучшить жизнь.

Избранные произведения

  • «Рассказ о городе»
  • «Господа Головлёвы»
  • «Пошехонская старина»
  • «Годовщина»
  • «Добрая душа»
  • «Испорченные дети»
  • «Соседи»
  • «Чижиково горе»
  • «Смерть Пазухина»
  • «Тени»
  • «Дикий помещик»
  • «Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил»
  • «Премудрый пискарь»
  • «Карась-идеалист»
  • «Либерал»
Оцените статью
Omnici.ru
Добавить комментарий