Михаил был подвергнут интенсивному лечению сильнодействующими препаратами в течение полугода, что почти привело к тому, что он стал инвалидом. Врач, наблюдавший за его лечением, позволил ему провести выставку работ в клинике, посвященную иллюстрациям книг Мориса Дрюона. Он рассматривал эти рисунки вместе со своими учениками, чтобы показать ход развития шизофрении наглядно.
Мать вызволила сына из клиники, однако последствия от приема сильных лекарств оказались ужасными. В течение двух лет он страдал аллергией на краски и ночными кошмарами. Чтобы избавиться от всех этих проблем, художник решил отправиться в горы Абхазии для восстановления.
Михаил больше не мог себе представить жизнь без искусства, поэтому он решил устроиться работать в Эрмитаж. Вместе с ним в бригаде Шемякина трудились другие талантливые, но недостаточно признанные художники.
В 62 году была организована первая выставка работ Михаила. При ее поддержке выступил журнал «Звезда», благодаря чему о творчестве гения узнали Мстислав Ростропович, Юрий Любимов, Альфред Шнитке и многие другие представители творческой интеллигенции. Через два года Эрмитаж решил провести выставку работ художника, что привело к неприятностям как для руководства, так и для обычных сотрудников.
После того, как жизнь автора начала налаживаться, она вновь стала наполняться несчастьем: несколько обысков лишили его лучших произведений религиозной тематики, а также его любимых книг и писем матери. В результате художник столкнулся с угрозой высылки из города и обвинений в тунеядстве.
В конце 60-х годов художник организовал творческое объединение под названием «Петербург». С оказанной поддержкой мыслителя Владимира Иванова, Шемякин занялся поиском новых методов иконописи, став послушником мужского Псково-Печерского монастыря. Творчество художника вызывало раздражение у представителей власти, однако он активно выставлял свои работы.
За границей труды Михаила были высоко оценены, благодаря русской эмигрантке и галеристке Дине Верни, семья художника покинула СССР, но без возможности забрать с собой хотя бы самое необходимое.
Во Франции родственники Дины встретили русского гения Шемякина. В Париже начался новый этап творческой жизни – его жизнь была очень небогатой, но зато свободной. Творцу открылась возможность изучать запрещенную на родине литературу и создавать картины любой тематики.
Великое признание эмигранту принесли его циклы картин под названиями «Чрево Парижа», «Метафизические головы» и «Карнавалы Санкт-Петербурга». Экспозиция, организованная парижским дизайнером Жаном-Клодом Гобером, сделала работы Михаила Михайловича широко известными. С 1970-х годов художник начал получать множество заказов, а его готовые произведения пользовались огромной популярностью у публики.
Художник почувствовал, что культурная сцена в Париже стала скучной и однообразной. Тем не менее, он продолжал трудиться, создавая скульптуры и картины. В западных странах альманах «Аполлон», основанный художником, стал очень популярным и знакомил читателей с советскими импрессионистами и авангардистами. Франция продолжала оказывать давление на художника своими мелкобуржуазными идеями и изобилием, чего в СССР не было и не могло быть.
Посетив Соединенные Штаты, Михаил почувствовал настоящий импульс жизни, полный творческих событий. Здесь он принял решение переехать в Америку и стать ее гражданином.
В начале 1980-х годов художник переехал в США, в то время как его жена с дочерью предпочли жить в Греции. Вначале он поселился в районе Сохо, который вскоре стал известным местом для творческих личностей.
Через несколько лет мастер смог купить заброшенный замок неподалеку от мегаполиса, где создал свою мастерскую для скульптурных композиций и живописи. Его талант был замечен Нью-Йоркской академией наук и европейской академией искусств. О его работах на Родине узнали только в конце 1980-х, практически перед распадом СССР.
Ревекка Молдина, из Ленинграда, была первой женой Шемякина, художницей и скульптором. В 1964-м они встретили свою дочь, Доротею, которая последовала их стопам и стала художницей-иллюстратором.
Сара де Кей, переводчица, стала второй женой Михаила после знакомства с ним через Владимира Высоцкого. Их брак длился двадцать лет.
На лице и теле мастера видны шрамы от ожогов, которые, по словам Шемякина, он получил на сталелитейном предприятии. Некоторые источники связывают появление шрамов на лице автора с излишним употреблением алкоголя.
Если вы обнаружили ошибку в написании, пожалуйста, сообщите нам, выделив этот текст и нажав на него.