Михаил Щепкин — биография русского актера театра

Михаил Щепкин — выдающийся актер, который оказал значительное влияние на развитие актерского искусства в России.

Фотографии и воспоминания современников популярных актеров прошлых веков позволяют нам понять, как складывалась их творческая биография. Их вклад в развитие театрального искусства России невозможно переоценить. Один из выдающихся представителей этой сцены — Михаил Щепкин, который своим опытом доказал, что актерское искусство — это не просто ремесло, а высокое художественное творчество. Современники Щепкина считали его живой энциклопедией русской жизни, которую он неподражаемо передавал на сцене.

Детство и юность

В небольшой деревушке Красное Обонянского уезда Курской губернии 6 (17) ноября 1788 года появился на свет будущий известный актер. Михаил был третьим ребенком Семена Щепкина и его жены, камеристки графини. Первые двое их детей скончались еще в раннем возрасте. Родители Щепкина принадлежали к крестьянскому сословию и были крепостными графа Гаврилы Волькенштейна.

Отец трудился управляющим поместьями графа, всегда служил ему верой и правдой. В детстве Михаил часто бывал в доме у барина, где исполнял песни для хозяев или читал стихи наизусть.

Семен долго старался добиться свободы для себя и своей семьи, но граф был ярым сторонником крепостничества и всегда отказывал ему в этом. В 1793 году Щепкины переехали в соседний Суджанский район, Мише на тот момент было пять лет, и он начал учиться читать и писать. Первым его учителем стал старый ключник из хлебного магазина. Год спустя Миша отлично знал все уроки и начал скучать, поэтому его отправили учиться у священника села Кондратово, а затем вместе с сестрой Александрой в Белгород.

В последующем, будучи уже известным актером, Щепкин отметил, что его обучение прошло легко и быстро. Уже в шестилетнем возрасте он освоил часослов, азбуку и псалтырь. После этого он чаще всего заканчивал свое образование. Ученики не понимали значения слов, но могли быстро читать церковные тексты.

Во время путешествия в Белгород Щепкины решили остановиться на ночлег в поместье графа Волькенштейна. В этот вечер в поместье прошло представление по произведению Сергея Вязмитинова под названием "Новое семейство". Именно в этот вечер Михаил Щепкин впервые познакомился с миром театра. Спустя много лет он отметил, что даже не подозревал, как судьбоносным станет этот вечер и как сильно он изменит его жизнь.

По прибытии в Белгород, Михаил снова начал изучать библейскую грамоту, затем его и сестру перевели в другое учебное заведение – Суджанское народное училище. В этом месте одиннадцатилетнему мальчику впервые посчастливилось выступить на сцене в постановке «Вздорщицы», основанной на комедии Александра Сумарокова. Щепкин сыграл роль слуги Розмарина, а его сестра Александра исполнила роль вздорщицы Розалии. Постановка была очень успешной, ее оценил сам губернатор, который даже пригласил детей выступить на свадебном торжестве своей дочери. Успех детей дошел до Семена Щепкина, и он обратился к графу Волькенштейну с просьбой забрать сына и дочь в Курск для получения качественного образования.

Сергей Аксаков вспоминал, что в тот день никто даже не мог представить, что на сцене появится будущий знаменитый актер. Напротив, все смеялись, видя, с какой серьезностью и волнением Щепкин играет свою незначительную роль. Но сам Михаил неосознанно понимал, что именно в этот момент решается его судьба и вся его великая будущность.

Михаил Щепкин окончил Курское губернское училище в 17 лет. После этого его взял к себе граф в качестве личного секретаря. Благодаря этому Щепкин смог посещать высшее общество и познакомиться с его обычаями. В то же время молодой человек продолжал совершенствовать своё актерское мастерство. И его приняли в труппу Барсовых на постоянной основе.

Разумеется, только после разрешения графа Волькенштейна.

Театральная карьера

В 1810 году Щепкин встретился с князем Прокопием Мещерским в доме князя Голицына. Вечером состоялся спектакль «Приданое с обманом» по комедии Александра Сумарокова, и Мещерский исполнял роль Салидара. Щепкин был поражен уникальным актерским стилем Прокопия, который разрушил все его представления о сценическом искусстве.

Щепкин помнил, что Мещерский, непреднамеренно, открыв ему новый путь в искусстве. Все его последующие достижения были заслугой Мещерского, который первым показал ему, каким должно быть настоящее искусство – высоким и близким к природе.

В 1816 году курская труппа распалась, и Михаил уехал в Харьков. Там его приняли в труппу, которой руководили известные антрепренеры Иван Штейн и Осип Калиновский. На Украине актера называли Михайло Щепкин, и его приглашали играть во всех спектаклях театра: драме, трагедии, комедии, опере, водевиле, феерии, балете. Щепкин даже легко справлялся с женскими ролями, такими как Еремеевна в комедии Фонвизина «Недоросль» и Баба-яга в «Баба-яга» Маттиаса Стабингера. Местная публика восхищалась его талантом, и вскоре театр был известен как «на Щепкина».

Григорий Квитка-Основьяненко, украинский писатель, рассказал о появлении Михаила Щепкина из Курска в труппе харьковского театра. Он отметил, что никто не обучал этого молодого человека, и все же у него был невероятный талант, который, по словам писателя, "нельзя произвести" — он рождается сам по себе, и даже его хозяин не знает о его даровании. Те, кто ранее не выходили за рамки провинциального театра, увидели в Щепкине настоящего актера, именно такого, каким он должен быть на самом деле. Чему же они могли его научить? Ничему.

Князь Репнин мечтал сделать Полтаву культурным центром Украины, своеобразными «украинскими Афинами». Он считал, что главное средство на пути к этой цели – театр, и решил, что приложит максимум усилий, чтобы талантливого актера Щепкина оставить в труппе. Для этого, ему нужно было выкупить его у хозяйки – графини Волькенштейн, а та «заломила» огромную сумму в десять тысяч рублей.

Если сравнивать зарплаты тех лет, то учитель в год получал примерно одну тысячу. Для сбора денег организовали постановку, а недостающую сумму доложил сам князь Репнин. Спустя четыре года Щепкины получили, наконец-то, желаемую свободу.

В 1821 году Михаил снова присоединился к труппе Штейна, которая управляла Тульским театром. Во время ярмарки, проходившей в Ровнах, он привлёк внимание Василия Головина, чиновника Конторы московских театров, который специально приехал с целью "поиска новых талантов для московского театра". Некоторое время спустя он предложил Щепкину работу в Москве.

В 1822 году осенним вечером Михаил Щепкин впервые вышел на сцену театра на Моховой в Москве. Его сразу же пригласили принять участие в комедии «Богатонов, или Провинциал в столице» Михаила Загоскина (роль помещика Богатонова) и в постановке «Марфа и Угар, или Лакейская война» по пьесе Ж.-Б. Дюбуа, французского писателя. В 1824 году Михаил Щепкин перешел в Малый театр.

В Москве возле театра Щепкина появилось множество новых знакомых — Александр Шаховский, Федор Кокошкин, Сергей Аксаков, Александр Писарев. Все они были частью художественной интеллигенции, сформировавшейся вокруг московских театров. Репертуар Щепкина обогатился комедиями Мольера — "Школа жен" (Арнольф), "Школа мужей" (Сганарель), "Скупой" (Гарпагон). Следует отметить, что последнюю пьесу перевел с французского Сергей Аксаков, специально для Михаила Щепкина.

Еще будучи студентом, Виссарион Белинский написал своим родителям, что недавно видел выступление лучшего комедийного актера — Щепкина, и что он не просто человек, а настоящий великолепный актер. Больше похвалы актерскому мастерству просто не существует.

Петербург

Через два года Михаил стал одним из главных актеров в Малом театре. Его имя было знаменито не только в Москве, но и за её пределами. В 1825 году он впервые приехал в Петербург, где его пригласили выступить в Александринском театре. Актёр сразу же привлёк внимание к себе: его талант и мастерство сравнивали с достоинствами местной знаменитости Елисея Боброва.

Его считали умнее и очень тщательным в работе, внимательно продумывающим каждую деталь и передающим её искусно и тонко. Так о нём писал Петр Каратыгин, создатель многочисленных водевилей.

Щепкин очень хотел изменить свою амплуа, он уже вырос из комических образов. В то время (1830-е годы) свои произведения начали публиковать Николай Гоголь и Александр Грибоедов. Исследователи творчества Щепкина утверждают, что образ Городничего из пьесы "Ревизор" является ключевым событием в его творческой биографии. Он изобразил своего героя мрачным и хитроумным, в чем он был непревзойденным. Щепкин увлекся творчеством Гоголя, и позже в его репертуаре появились роли в постановках "Женитьба", "Игрок" и "Тяжба".

В 1842 году Николай Гоголь написал Щепкину письмо, в котором отметил его высокое профессиональное мастерство. Писатель подчеркнул, что актер приобрел спокойствие, которого раньше у него не было, и теперь может уверенно играть любую роль, не испытывая творческих колебаний. Гоголь уверял Щепкина, что если тот не замечает этих перемен в себе, то ему стоит поверить на слово, так как писатель разбирается в том, о чем говорит.

Однако внутри Михаила Щепкина все же не утихало чувство творческой недовольства. Он изнывал от монотонности своих выступлений и жаждал чего-то нового, более значимого. Узнав о его внутренних борьбах, лучшие писатели того времени предложили Щепкину свою помощь. Из-под пера Белинского специально для него вышла пьеса «Пятидесятилетний дядюшка, или Странная болезнь», Иван Тургенев создал комедию под названием «Нахлебник» в переводе Александра Герцена, а пьеса «Новый способ платить старые долги» английского драматурга Филипа Мессинджера была представлена благодаря усилиям Тимофея Грановского и Евгения Корша.

Щепкин очень серьезно готовился к каждой своей роли, изучал текст до мельчайших деталей, разрабатывал позу и акценты. Перед выходом на сцену он тщательно настраивал себя на предстоящее выступление. Спустя сто лет Константин Станиславский отметит, что именно в этом состоит суть "вживания в образ"."Вживание в образ"

В 1810 году произошли изменения в личной жизни Михаила Щепкина, когда он встретил Елену — сироту, которую приютил офицер Чаликов в своем доме. Через два года влюбленные поженились в 1812-м.

У супруги родилось четверо детей: у Михаила — две дочери — Фаина и Александра, и два сына — Дмитрий и Николай. Дочери последовали примеру отца и стали актрисами. Дмитрий стал известным филологом, а Николай — издателем.

Последние годы и смерть

Артист достиг преклонного возраста и постепенно терял слух и память, однако продолжал выходить на сцену. Врачи настоятельно рекомендовали сменить климат и переехать на юг. Летом 1863 года актер отправился в Крым, продолжая радовать своих поклонников выступлениями в Таганроге, Царицыне и Керчи.

Поселившись у друзей в Ялте, Щепкин получил приглашение от Семена Воронцова и поехал в Алупкинский дворец. Во время чтения отрывка из гоголевских "Мертвых душ" актер почувствовал себя плохо и его немедленно отвезли в гостиницу. Сердце Михаила Щепкина остановилось 23 августа 1863 года.

Александр Герцен выразит мнение, что Щепкин был замечательным артистом, отдавшимся своему искусству. Он смог достичь искренности на русской сцене, став неординарной личностью в театре.

Московское Пятницкое кладбище стало местом погребения выдающегося актера. Рядом с ним похоронен его друг — Тимофей Грановский.

Оцените статью
Omnici.ru
Добавить комментарий