Михаил Борисович Турецкий известен на всей планете как талантливый шоумен, руководитель двух уникальных хоров, а также как певец и продюсер. Он посвятил себя идее популяризации высокого искусства среди широкой аудитории, которую он воплотил в жизнь через два своих проекта – «Праздник песни» и марафон «Песни Победы».
«Праздник песни» получил прозвище народного караоке №1, потому что в нем каждый участник концерта становится частью выступления: профессиональные артисты делят сцену со зрителями. Марафон «Песни Победы» призван сохранить память о военных событиях через музыку не только в России, но и за ее пределами. С каждым годом в марафон вовлекается все больше стран.
В 2017 году Михаил Борисович был удостоен премией от Правительства РФ за активное продвижение искусства среди широкой публики. Биография Михаила Турецкого вызывает большой интерес: этот шоумен удостоен двух отечественных орденов и одного зарубежного. Он является Заслуженным (2002) и Народным (2010) артистом Российской Федерации, а также был удостоен премии «Человек года» в номинации «Культурное событие» в 2004 году.
Детство и родители
Михаил родился в семье еврейских переселенцев из Беларуси. Его отец был сыном деревенского кузнеца — самого сильного мужчины в деревне, который внезапно скончался от воспаления легких в 42 года. В многодетной семье малолетним кормильцем остался Боря.
За год до начала войны отец Михаила привез жену из белорусской глубинки в столицу. В 1941 году туда пришли оккупанты, и вся семья Беллы Семеновной оказалась погребена в одной могиле. Борис Борисович служил на фронте и прошел войну до Берлина. Домой он вернулся пешком — летом 1945 года.
Misha was the second, late child. Mother Bella Semenovna Turetskaya gave birth to him at her own risk. Father Boris Borisovich Epstein believed that a second child in the family was undesirable. Misha’s older brother Alexander is 15 years older. His birth was associated with difficulties: doctors gave a serious diagnosis that was difficult to treat.
Фотография семьи Михаила Турецкого
Благодаря средствам, советская бесплатная медицина не могла помочь Саше, и его родители вынуждены были обратиться к частным врачам за деньги. Один прием у профессора стоил 500 рублей, в то время как зарплата Бориса Борисовича составляла 600 рублей.
Чтобы сводить концы с концами, экономист государственного предприятия вынужден был уносить продукцию, прятать ее за полами своего пиджака. Чудом ни одна его подчиненная, из 38 женщин в коллективе, не позвонила на Петровку и не сдала своего начальника. Все эти трудности стали причиной нежелания появления на свет второго ребенка.
Помимо финансовых проблем, семья столкнулась с проблемами в жилье. В момент появления Миши они жили в комнате площадью 14 квадратных метров, разделенной шкафом на две половины, занимая вместе с четверыми 7 квадратных метров. Когда Мише было семь лет, Белла Семеновна отправила его в музыкальную школу и записала в класс флейты-пикколо.
Выбор пал на этот инструмент, потому что обучение было самым дешевым. За занятия по фортепиано приходилось платить 20 рублей в месяц, в то время как за флейту — только 1,50. Уже в семь лет Миша понял, что можно зарабатывать в музыкальной сфере. В этом опыте ему помог старший брат Александр.
Он приглашал своих друзей из Московского авиационного института, рассаживал Мишу на табурет и просил его спеть песню. Юный артист исполнял «Сиреневый туман», а девушки в аудитории были в восторге. За свой концерт младший брат получал от Александра подарки из «Детского мира» или мороженое.
В общем, ребенок оставался сам по себе из-за занятости взрослых, которые боролись за выживание и заработок на жизнь. Он смотрел телевизор, слушал радио и пытался подражать певцам. Однажды знаменитый дирижер с мировой известностью Рудольф Баршай приехал в гости к его брату Борису. Когда дядя спросил, чем занимается Миша, его родители рассказали, что он учится играть на флейте.
Навык игры произвел впечатление, за ним последовало вокальное выступление племянника. Мальчик пропел с большим чувством «Родина слышит», и это очень впечатлило знаменитого родственника. Тот обратился к руководителю Хорового училища имени Свешникова и попросил «посмотреть» Мишу – не принять под свою опеку, а просто прослушать, вдруг талант пропадет.