Мастер русской живописи Михаил Врубель создал произведения практически во всех художественных жанрах, включая портреты, миниатюры и другие работы, постоянно возвращаясь к теме демонов.
Судьба художника-модерниста Михаила Врубеля была полна трагизма и мистики, не менее, чем его демонические картины. Злой рок преследовал его повсюду: несчастная любовь, потеря сына, помешательство и, наконец, слепота.
Сегодня произведения этого великого художника стали частью Золотого фонда Третьяковской галереи и других музеев по всему миру.
Детство и юность
В Омске, родном городе Врубеля, 5 марта 1856 года появился на свет мальчик Миша, сын отставного офицера Александра Михайловича и Анны Григорьевны. Когда у мальчика было всего четыре года, его мать умерла после рождения четвертого ребенка, и отец повторно женился на талантливой пианистке по имени Елизавета Вессель. Вторая супруга стала для Михаила заботливой и ласковой мачехой, которая привила ему любовь к музыке и другим видам искусства. Эти ранние впечатления определили будущую творческую жизнь художника.
Отец Врубель был юристом военного дела, и из-за его поездок семье пришлось часто переезжать. В 1865 году они переехали в Саратов, где Александр Михайлович стал командовать гарнизоном Поволжской губернии. Однажды в местную галерею привезли копию фрески «Страшный суд» великого итальянца Микеланджело. Молодой Врубель был так поражен этим произведением, что решил его повторить. И удивительно, он смог сделать это с невероятной точностью.
Разумеется, отец был доволен талантом своего сына. Тем не менее, это не повлияло на его планы относительно будущего своего ребенка: с самого детства Александр Михайлович предрекал Михаилу блестящую карьеру в юридической сфере. Самому же юноше такая перспектива не казалась привлекательной, но он не посмел поспорить с родителями, и в 1874 году поступил в университет Петербурга на юридическое отделение.
Молодой Врубель просто восхищался Санкт-Петербургом, где каждое здание казалось ему произведением искусства, памятником истории. Во время учебы он жил у родственников, чей дом находился рядом с квартирой, где когда-то жил великий Пушкин.
Михаил наслаждался свободной жизнью, далеко от строгого отца: он проводил ночи с друзьями, обсуждая музыку и живопись. В этот период он познакомился с Модестом Мусоргским, чье влияние сильно повлияло на его мировоззрение. Наблюдая за игрой Мусоргского на рояле, Михаил задумался об образах Фауста и Мефистофеля, которые впоследствии оживут на его полотнах.
Мысль о том, что он тратит лучшие годы впустую на неподходящую ему дисциплину, все сильнее занимала ум Врубеля. Он не хотел становиться юристом, хотя университет он закончил, и параллельно посещал курсы изобразительного искусства в мастерской Павла Чистякова, без ведома родителей. Получив диплом юриста, Михаил поступил в петербургскую Академию художеств.
Оказавшись в студии Чистякова, юный художник пересмотрел свое мнение о том, что учителя могут обучать только по шаблону, внушая ученикам скучные стереотипы и общепринятые правила. Благодаря Павлу Петровичу в студии Врубеля открылись скрытые до этого аспекты, которые затем повлияли на стиль художника и сделали его известным мастером. Чистяков, воспитавший Репина, Васнецова и Сурикова, мог по праву гордиться еще одним талантливым учеником. Созданные в учебные годы картины Михаила считаются образцом академического искусства и до сих пор хранятся в архиве петербургской академии.
Творчество
За трудолюбивую работу «Обручение Марии с Иосифом» студент был награжден маленькой серебряной медалью. Художник использовал эффект сепии, чтобы подчеркнуть свет и тень. Картина- это особый пример духовной атмосферы библейских персонажей. Еще одно высокую оценку был получен за рисунок «Пирующие римляне», на котором изображены молодые гуляки, забавляющиеся над пьяным Патрициием.
В 1883 году Чистяков порекомендовал своего талантливого ученика профессору Прахову, который в то время занимался в Киеве восстановлением старинного Кирилловского храма. Попав в город с множеством древних церквей, Врубель погрузился в свою самостоятельную творческую жизнь. Через год работы при поддержке Адриана Прахова трудолюбивый художник отправился в Венецию. Сам город не впечатлил молодого человека: вместо прогулок по его живописным улочкам Михаил посещал музеи и соборы, где часами изучал работы мастеров эпохи Возрождения.
Художник осознавал, что работа по восстановлению Кирилловского храма имеет огромное значение с точки зрения духовности. Однако, четко определенные рамки задач вызывали у него некоторое беспокойство: его душа стремилась к творческому самовыражению. В 1886 году Врубель представил свои картины под названием «Восточная сказка» и «Девочка на фоне персидского ковра». Эти произведения пронизаны самой жизнью: в них художник нашел способ выразить свою любовь к игре цвета и точной передаче каждой детали.
Через год Михаил был приглашен Адрианом Викторовичем принять участие в проекте создания фресок во Владимирском соборе. Художник предложил несколько вариантов картины под названием «Надгробный плач», из которых до сегодняшних дней сохранилось четыре. В Евангелии этого сюжета нет, и православная иконопись до сих пор его не использовала, однако в произведениях эпохи Ренессанса этот мотив встречается довольно часто. Ни одна из работ Врубеля с изображением демона не была принята. Кроме того, смелые эксперименты молодого художника вызвали конфликт с Праховым, который в 1889 году прекратил всякое сотрудничество с Михаилом.
Автор перевез в Москву работы, отвергнутые искусствоведами в храме творения. «Демон сидящий» ворвался в консервативный мир искусства, вызвав не только восхищение, но и волну критики и нападок.
В Москве Врубель поработал над портретами Константина Арцыбушева и Саввы Мамонтова, а также создал несколько декоративных панно. Он также иллюстрировал поэму Лермонтова «Демон» и написал несколько картин, включая «Свидание Тамары и Демона», «Голова пророка», «Тамара и Демон», «Демон у ворот монастыря».
В конце 19-го века журнал «Мир искусства» активно участвовал в организации выставок на международном уровне. Михаил Врубель присоединился к этой работе и вскоре приобрел известность как художник в Европе.
Позже созданные произведения художника стали частью сокровищницы мирового изобразительного искусства. Среди них выделяются такие известные работы, как «Жемчужина», «Шестикрылый серафим», «Гадалка», «Царевна-лебедь», «Пантомима», «Пан», «Сирень» и «Демон поверженный». Последним творением художника стал недостроенный портрет писателя Валерия Брюсова.
Однажды Врубель страстно полюбил жену своего покровителя, Адриана Прахова — Эмилию Львовну. Многие эксперты утверждают, что именно ее лицо было использовано для создания «Богоматери с младенцем». Несмотря на свои чувства к невозможной женщине, Михаилу удалось преодолеть их, и в итоге его любовь осталась платонической.
Вторая же любовь художника привела его к браку. Столичный знакомый Савва Мамонтов познакомил Врубеля с Надеждой Ивановной на одном из общественных мероприятий. В то время Врубель был еще не очень известен, в то время как Надежда Забела уже была известной примадонной русской оперы. Голос и удивительная красота певицы очаровали Михаила, и вскоре она стала его единственной и любимой супругой.
До свадьбы художник изобразил свою музу на холсте под названием «Гензель и Гретель». Интересный факт: перед началом работы над этой картиной они договорились, что если работа будет успешной, Надежда выйдет за художника замуж. Их соглашение сбылось: картина оказалась удачной, и вскоре после этого они поженились в Женеве. Михаил наконец-то обрел счастье в личной жизни, о котором так долго мечтал. В начале 20-го века Надя подарила ему сына, однако это событие омрачила болезнь ребенка: у него была заячья губа.
Художник считал это злым роком и говорил о «испорченной крови». С того момента в его душе обосновалась печаль, отвратившая его от творчества и вернувшая к теме демонов. «Демон поверженный» был выпущен через год после рождения сына.
Многие часы в течение дня Михаил посвящал работе, порой не покидая мольберт даже на двадцать часов. Внешность главного персонажа постоянно менялась, и автор продолжал переделывать его даже после того, как «Мир искусства» включил картину в выставку. Одновременно на него наваливался тяжелый груз ответственности, который постепенно разрушал его хрупкое душевное состояние. Он утверждал, что несет наказание за свое преступление перед Богом, за то, что осмелился изображать как Иисуса Христа, так и демонов. Тяжелое душевное состояние Михаила усугублялось ежедневным употреблением вина, и вскоре он полностью погрузился в депрессию.
Смерть
Весной 1902 года одного из мастеров госпитализировали в одну из столичных клиник. Доктора Сербский и Бехтерев поставили больному печальный диагноз — прогрессирующий паралич, вызванный сифилитической инфекцией. Художник провел в больнице почти год, и после временного улучшения был выписан. Однако его состояние ухудшилось: вскоре после выписки умер его единственный сын. В результате этой трагедии Врубель погрузился в тяжелую депрессию и вскоре был вновь госпитализирован.
Неделями он пребывал в состоянии бреда, а периоды улучшения длились всего несколько часов. В эти моменты Михаил просил врачей разрешить ему рисовать, потому что только это успокаивало его израненную душу. Врачи соглашались, но с одним условием — никаких демонов и фантастических образов.
В 1906 году болезнь ухудшилась, и Михаил Александрович потерял зрение. Последние годы его жизни прошли в психиатрической больнице Санкт-Петербурга, где он жил в полной темноте.
Четыре года художник терпел физическую боль из-за невозможности видеть и передать свои впечатления на холст. Врубель не совершал попыток самоубийства, но специально выходил на улицу раздетым в мороз, чтобы приблизить конец.
В апреле 1910 года мастер умер от тяжелого воспаления легких. Его похоронили на Новодевичьем кладбище, где к могиле пришли многие деятели искусства и обычные люди. Всем запомнилась выразительная речь Александра Блока, называвшего Врубеля «Вестником иных миров».
Жена Михаила, Надежда, умерла через три года после него и была похоронена рядом.