Михаил Жаров, известный советский актер комедийного театра и кино, а также режиссер, был удостоен звания Народного артиста СССР и Героя Социалистического труда. Он также трижды получал Сталинскую премию за свои достижения. В кино он сыграл более 60 ролей, а в театре более 30.
Родился Михаил Иванович Жаров 27 октября 1899 года в Москве. Его отец, Иван, работал в типографии Бахмана, а мать, Анна, была из семьи бывших крепостных крестьян Смоленской губернии. После Михаила, у Жаровых появились еще три дочери: Лида, Шура, Нина. Уже в детстве Михаил, который очень любил шутить, мечтал о карьере актера.
Долгие годы своей увлекательной жизни он провел, в основном, в Малом театре. Михаил Иванович лично общался с Шаляпиным и Маяковским, сотрудничал с Эйзенштейном и Мейерхольдом. Его жизнь была полна как почета, так и разочарований. Но, невзирая на все, актер никогда не терял бодрости духа.
Детство и юность
Жаровы вели стольскую жизнь. Всё-таки, каждый из членов семьи был влюблен в литературу и искусство. В учебных заведениях Миша постоянно был шутником и получал выговоры от учителей, а на улице творил сцены из любимых книг. Уже тогда он мечтал о театре, но в 14 лет ушёл на работу к отцу в типографию. В это время Ивана Жарова повысили в должности, что улучшило финансовое положение семьи.
Через год Мишу выпала удача: его приняли в театр Зимина. Худой, долговязый, лохматый подросток выполнял мелкие поручения мецената Зимина: продавал билеты бедным слоям общества, играл немые эпизодические роли.
Вскоре Миша снялся в массовке в немом фильме "Псковитянка" роли Ивана Грозного играл сам Федор Шаляпин. Жаров в костюме опричника появился в кадре лишь на долю секунды.
В 1916 Михаил пошел на прослушивание в театр-кабаре "Летучая мышь", который открылся недавно. Юношу не взяли.
Тогда Жаров решил пойти учиться, но его не взяли ни в училище Малого театра, ни в Школе-студии МХАТ. Члены приемной комиссии объяснили это тем, что у Миши непонятная речь. Но Владимир Тодди, режиссер Первого передвижного театра Красной Армии, пригласил Жарова к себе, и молодой актер отправился на свои первые гастроли.
Карьерный путь
Во время гастролей молодой актер проводил уроки актерского мастерства в кружках художественной самодеятельности. После возвращения в Москву Жаров поступил в студию при Театре Художественно-просветительного союза рабочих организаций. Во время учебы он дебютировал на сцене театра в роли Шута в комедии Шекспира “Виндзорские проказники”. В середине 20-х годов молодой актер сменил несколько театральных коллективов. Вскоре он попал к Всеволоду Мейерхольду, который помог развить комедийный талант Михаила в полной мере.
Молодому актеру уже приходило много предложений сыграть в немом кино, его называли великим владыкой эпизода. В 1925 году Жаров исполнил роль красноармейца Егора в фильме "Дорога к счастью". А в 1930 году режиссер Николай Экк пригласил Михаила сыграть бандита Жигана в первом советском звуковом фильме "Путевка в жизнь". Сценарий Жарову понравился, но не роль, и он возмущался: "Почему мне приходится играть бандита? Я ведь не похож на убийцу!"
После выхода фильма Жаров стал узнаваемым на улицах и получал много предложений сыграть в кино. Роли были увлекательные: Кудряш в "Грозе", Смирнов в "Медведе", а самого Меншикова в "Петре Первом" актера выбрал сам Алексей Толстой — автор романа. За эту роль Жаров был удостоен Сталинской премии.
В 1939 году Михаила Ивановича приняли в труппу Малого драматического театра, где он оставался до конца своей жизни. Актера любила вся страна, его почитали как кумира и приходили в театр, чтобы увидеть его выступления.
В 1946 году Жаров начал заниматься режиссурой ради своей третьей жены, Людмилы Целиковской. Однако фильм "Беспокойное хозяйство" провалился из-за замены главного актера. Жаров очень переживал из-за этого, и к работе режиссером вернулся только через 27 лет.
Михаил Жаров был одним из великих актеров главы Советского Союза, но в 1952 году он был снят с должности партийного секретаря Малого театра из-за своей поддержки врачей-евреев, родителей его четвертой жены. После этого его имя было включено в списки запрещенных актеров, и его коллеги и бывшие поклонники перестали с ним общаться. Жаров вернулся на киноэкраны только после смерти Сталина.
За 3 года до своей смерти актер перестал сниматься в кино. Его последняя роль была в фильме, где он играл деревенского участкового милиционера по имени Анискин. Первую часть кинотрилогии снял режиссер Иван Лукинский, а продолжение было снято самим Михаилом Жаровым.
Личная жизнь
Михаил Иванович испытал на себе узы брака четыре раза. Свою первую супругу он встретил во времена бурных событий революции, в составе труппы большевистского передвижного театра, где он давал концерты на Восточном фронте. В Москве Жаров встретил свою вторую половинку — молодую учительницу Дину Гузовскую. Избранница Михаила была старше его на два года.
Сначала родители актера выражали недовольство этим браком, но впоследствии полюбили Дину, как родную дочь. В 1921 году у Михаила и Дины появился на свет сын Евгений, который с течением времени стал известным актером.
В 1928 году Михаил познакомился с актрисой Людмилой Полянской и влюбился в неё. Мать Михаила одобрила его выбор и требовала, чтобы он заботился о своем сыне. Дина осталась жить с маленьким Женей у родителей актера. Жаров ушел к Полянской и женился на ней. Сначала они жили в общежитии. Популярность Михаила росла с каждым днем, и вскоре он получил квартиру на Тверском бульваре.
Главной страстью актера были книги, и в своей новой квартире он собрал огромную библиотеку. Людмила родила ему двух сыновей, но они оба умерли в раннем детстве. От сильных переживаний актриса впала в длительную депрессию и стала отдаляться от мужа. Спустя 14 лет совместной жизни актер развелся с супругой, оставив ей роскошную квартиру вместе со всеми книгами.
Новой вдохновением его стала Людмила Целиковская. Она была на двадцать лет моложе Жарова и в сороковых годах пользовалась огромной известностью. Актера покорили ее красота, энергия и разносторонние интересы: Целиковская увлекалась теннисом, вязанием, любила ходить в походы и отлично владела английским языком. В 1943 году Жаров и Целиковская поженились.
Актер очень любил свою жену и регулярно дарил ей дорогие подарки. В 1948 году красавица познакомилась с архитектором Каро Алабяном и ушла к нему.
Михаил Иванович очень страдал после развода, но он быстро не остался в одиночестве. Сразу после развода он отправился на отдых в Истринский санаторий. Там он познакомился с известными врачами — Элиазаром Марковичем Гельштейном и Гиндой Хаимовной Быховской. У них были две дочери: Майя и Виктория. Жаров влюбился в Майю, которая была на 29 лет моложе его.
Девушка также чувствовала к нему что-то особенное, но скрывала свои чувства.
Майя услышала признание в любви от Михаила Ивановича, после чего он официально попросил её руки и сердца у Элиазара Марковича. В начале 1950-х началась в Советском Союзе кампания по уничтожению врачей-евреев. Гельштейн и Быховская были арестованы, семья известных врачей была отвергнута всеми, кроме Жаровых. Несмотря на то, что у Михаила Ивановича и Майи росла дочь Аня, и второй ребенок скоро должен был появиться, они приютили Викторию в своей квартире. В 1953 году у актера родилась вторая дочь по имени Лиза.
В 1981 году Михаил Иванович начал часто и серьезно заболевать, не выходил из дома. Звезду Героя Социалистического Труда Жаров наградили у него дома. Актер был уверен, что у него рак, но в конце года его госпитализировали с диагнозом "аневризма аорты". Жаров до последнего дня шутил, надеялся на скорое выздоровление, заказывал журналы и книги. Вскоре у актера начались сильные боли в боку.
Медики не учли наличие аппендицита у Жарова, и 15 декабря 1981 года он умер от перитонита. На его рабочем столе осталась записка: "Не трогать ничего, скоро вернусь".
Избранная фильмография
- 1941 — «Волки и овцы»
- 1946 — «Ревизор»
- 1952 — «Васса Железнова»
- 1956 — «Власть тьмы»
- 1962 — «Гроза»
- 1972 — «Самый последний день»
- 1974 — «Пучина»
If you have found a spelling error, please, notify us by selecting that text and tap on selected text.