Михаил Зощенко – выдающийся автор, сценарист, драматург и переводчик, чьи произведения заслуженно признаны классикой русской литературы. Именно его рассказы послужили основой для создания знаменитой комедии «Не может быть!» режиссера Леонида Гайдая.
Произведениями Михаила Зощенко стали короткие юмористические рассказы, отличающиеся точностью выражений, высоким стилем и тонкой иронией. В своих сатирических произведениях он разоблачал много человеческих пороков, создавая очень узнаваемых героев.
В своих высказываниях он утверждал, что кроме хорошего ничего плохого случиться не может, но провидение не соглашалось с его мнением. Писателя постигло множество трагических событий, с которыми он не смог справиться самостоятельно, поэтому обратился за помощью к специалистам. Хроническая депрессия стала предметом его собственных исследований и он даже написал книгу о том, как от нее избавиться. Однако эти советы не помогли ему самому.
Детство
Михаил Зощенко родился в Петербурге, в дворянской семье Михаила Зощенко и Елены Суриной, 9 августа 1894 года. Его отец, известный художник и мозаичист, родом из Полтавы, учился в Императорской Академии художеств. Работал иллюстратором в журналах Петербурга «Север» и «Нива», а затем перешел в мозаичную мастерскую, где создал знаменитое панно «Отъезд Суворова из села Кончанского в итальянский поход 1799 года», которое можно увидеть в музее Суворова. За эту работу он был удостоен Императорского ордена Святого Станислава III степени. Его произведения также украшают Третьяковскую галерею и находятся в музеях Екатеринбурга и Краснодара.
Моя мама, Елена Зощенко (Сурина), обладала талантом к актерству и была членом любительского театра. Однако, после замужества и рождения восьмерых детей, она оставила актерскую карьеру, посвятив себя заботе о семье и воспитанию детей. Все дети выжили, за исключением одного, умершего еще в младенчестве. Несмотря на домашние дела, моя мама писала небольшие произведения и публиковала их в издании под названием «Копейка».
Мой брат Миша был третьим ребенком в семье и долгожданным сыном после двух дочерей. Мы жили на улице Большая Разночинная.
Миша учился в гимназии №8, куда нас отдали в 1903 году. Учеба ему не давалась легко, особенно русский язык. Но уже тогда проявлялись его литературные способности: он начал писать небольшие рассказы и решил, что он обязательно станет писателем.
Михаил был в ярости и пытался покончить с собой. Он выпил хлорид ртути, но ему удалось спасти парня вовремя.
В 1913 году Зощенко поступил в Императорский университет, выбрав юридический факультет. Однако он учился там всего лишь один год, так как был отчислен из-за неуплаты. В семье не было особых достатков, и после смерти отца в 1907 году они столкнулись с нищетой. Михаилу пришлось быстро найти работу, и он был принят на должность контролера на Кавказской железной дороге. Так началась его профессиональная карьера.
Через год Зощенко отправился на фронт, ведь началась Первая мировая война. Он ушел туда не из-за патриотизма, а потому что не мог долго заниматься одним делом — его жизнь нуждалась в перемене. Зощенко сражался отважно, участвовал во многих битвах, был ранен и отравлен газами, за что был удостоен четырех орденов.
Отравление газом оставило последствия, и в феврале 1917 года Михаил попал в больницу из-за обострения сердечной болезни. После лечения его отправили на комиссию.
Трудовой путь
Прежде чем серьезно заняться литературой, Зощенко попробовал свои силы в нескольких других профессиях. После возвращения с фронта он стал комендантом петербургского почтамта. Это было довольно почетным местом, ему даже полагался отдельный номер в "Астории" и карета с лошадьми.
На этой должности он отработал шесть месяцев, затем был направлен в Архангельск. Именно тогда произошла Октябрьская революция. Зощенко мог уехать из страны и устроиться во Франции, но он отказался. В Архангельске он стал адъютантом дружины, а затем занял должность секретаря в полковом суде.
Следующие несколько лет жизни писателя были связаны со Смоленской губернией, где его назначили инструктором. Его обязанности включали разведение кроликов и кур.
После возвращения в свой родной Петербург, Михаил начал работать в органах уголовного розыска, затем нашел себе место в военном порту, где занимался делопроизводством, а также успел поработать сапожником и столяром.
Литературное творчество
В середине 1919 года Михаил, работая агентом "уголовки", стал регулярно посещать литературную студию. Он не пытался обманывать всех о своих литературных амбициях, а просто сидел тихо в уголке, не участвуя в спорах и дискуссиях, даже стесняясь показать свои произведения. Его даже шутили, называя "чудаком-милиционером". Но однажды он все-таки решился и прочитал один из своих рассказов, за что аудитория расхохоталась. Руководитель студии, Корней Чуковский, попросил Михаила принести другие работы, и после этого вынес свой вердикт — молодой человек обладал несомненным литературным талантом.
Знакомство Михаила Зощенко с другими писателями произошло в этой студии. В 1921 году он присоединился к литературному сообществу, называемому «Серапионовы братья». Через год члены общества опубликовали дебютный сборник, в который был включен один из рассказов Зощенко. Это произведение заинтересовало читателей, в том числе и Максима Горького, который начал оказывать ему покровительство и следить за его творческой биографией.
Потом рассказы талантливого писателя появились в таких журналах, как «Мухомор», «Бегемот», «Ревизор», «Смехач», «Бузотер», «Чудак».
Зощенко приобретал все большую известность, его высказывания стали цитировать, некоторые фразы моментально стали популярны. Писательская карьера автора процветала в 20-30-е годы прошлого века. Михаил активно общался с читателями, путешествовал по стране, а тиражи его произведений достигали сотен тысяч копий. Вскоре он выпустил целых шесть томов своих сочинений. В 1939 году вклад Зощенко в развитие литературы был отмечен правительством СССР, чем он был награжден Орденом Трудового Красного Знамени.
Михаил очень любил младшее поколение, поэтому он скоро создал произведения специально для детей. Его истории — "Новый год", "Подарок от бабушки", "Умные звери", были опубликованы в детских журналах "Ёж" и "Чиж". Позднее он собрал свои работы в книги с названиями "Главное" и "Леля и Минька". В 1940 году Зощенко написал еще одну книгу для детей — "Рассказы о Ленине".
Личная жизнь
В период своего обучения писатель встретил свою будущую жену, Верочку Корбиц-Кербицкую. Она обладала очаровательной внешностью – изящной фигурой, похожей на фарфоровую статуэтку, и миловидным личиком, украшенным каштановыми кудрями. Ее воздушные наряды и обязательная шляпка делали ее еще привлекательнее. В один из дней она попросила Михаила заполнить ее альбом, и он написал, что большинство мужчин не верят в истинную любовь, а лишь используют слова о любви, чтобы получить доступ к телу женщин. Откровенность в стиле Зощенко была не характерна для него.
Их первая встреча была краткой, но в 1918 году они встретились снова и провели вместе более 40 лет. Их отношения были полными разногласий и примирений, и так они жили всегда. Их брак был случайным. Когда в 1920 году умерла мать писателя, его возлюбленная предложила ему переехать к ней. Сначала они сходили в ЗАГС, затем Михаил собрал свои скромные пожитки, состоящие из этажерки, небольшого письменного стола, ковра и двух кресел, и переехал к своей любимой.
Теперь писатель называл свою Верочку не иначе, как «старая баба», чтобы развеять накатившую хандру, он пускался в бесконечные любовные похождения.
Они заняли главное место в его личной жизни. Вера понимала, что он делает это не из-за разгульного характера, а вследствие неизлечимой болезни. Он заводил романы с замужними женщинами, они были мимолетными и отличались цинизмом. Михаил приходил домой к своим любовницам, заводил знакомства с их супругами. Однако это не стало спасением от накатывавшей тоски.
Анализируя свои романы, Зощенко понимал, что с каждой новой женщиной его жизнь все больше теряла смысл. Это был тупик, в который писатель загнал себя сам.
Депрессия
Согласно мнению Корнея Чуковского, близкого друга Михаила Зощенко, он мог считать себя счастливчиком. Он был молод, привлекателен, популярен, обладал литературным талантом и хорошо зарабатывал. Но Михаил сам не считал себя таковым, он был пленен ужасной депрессией, не мог заставить себя не только работать, но и общаться с окружающими. Он мог просидеть дома безвылазно две недели, выращивая щетину и молча.
Длительное время он пытался справиться с проблемой самостоятельно, но в 1926 году все же обратился за помощью к психиатру. Писатель рассказал врачу, что тоска мешает нормально есть, раздражительность мешает засыпать, он жаловался на нервозность по любому поводу, на звон трамваев и даже каплю воды из крана. Врач внимательно выслушал его жалобы и посоветовал читать больше юмористических рассказов, особенно те, что написал Михаил Зощенко. Больной посмотрел на врача с нескрываемой тоской и сказал, что он сам является автором тех произведений, которые врач порекомендовал ему прочитать.
Тогда Михаил решил справиться с депрессией самостоятельно. Он начал изучать труды Фрейда и Павлова по психологии, стараясь найти выход из своей ситуации. Он анализировал события своей жизни, пытаясь выявить причины, которые привели его к депрессии. Он вспомнил все случаи, которые, по его мнению, повлияли на его текущее состояние.
И вдруг перед ним возникло воспоминание, как его мать отлучала его от груди. В тот момент Михе было уже два года, и он четко помнил горький вкус хины, которым мазали ее грудь.
Когда Михе исполнилось три, он порезался, и этот порез вскоре начал гноиться. Его отвели к врачу, который даже не удосужился обезболить мальчика, а просто резал его живого своим блестящим скальпелем.
В шести лет он был свидетелем того, как соседский парень утонул прямо перед его глазами. Это произошло в канаве у дороги.
Долгие годы одна картинка не давала ему покоя. Во время войны, после отравления газами, у него постоянно возникали галлюцинации: его мертвые сослуживцы и птицы, падающие с деревьев замертво, мерцали перед его глазами.
Проанализировав все эти факторы, писатель наконец-то нашел объяснение своим ночным кошмарам, привел в порядок свое психическое состояние и практически преодолел болезнь. Он начал выздоравливать, вернулся аппетит и сон. Михаил снова наладил отношения с женой и почувствовал желание писать. Он решил написать свою автобиографию с названием «Перед восходом солнца», но его планы помешала война.
Война
Из-за своего возраста и проблем со здоровьем Зощенко был отклонен от призыва в армию. Во время войны он оказался в Ленинграде, где вступил в отряд противопожарной обороны. После эвакуации в Алма-Ату в 1941 году, он начал работать на студии «Мосфильм», где были сняты фильмы «Солдатское счастье» и «Опавшие листья» по его сценариям. Он также продолжал писать свою автобиографию в свободное время.
В 1943 году журнал «Огонек» опубликовал несколько первых глав его романа, что привело к настоящей катастрофе для Зощенко. Журнал «Большевик» быстро отреагировал на эту публикацию и раскритиковал Зощенко и его «психологические изыскания» в то время, когда это было крайне неподходящим. Автор статьи утверждал, что советский человек не должен страдать от таких непонятных недугов.
Публикацию произведения было запрещено, а самого автора пытались морально уничтожить. Особенно учитывая, что роман вызвал негодование у Сталина и Жданова, которые теперь называли Зощенко трусом и подонком.
Последние годы
В 1946 году писателя лишили членства в Союзе писателей СССР. Чтобы выжить, он занялся переводами. Зощенко боролся изо всех сил, но в 1954 году его снова охватила депрессия. После смерти Сталина его восстановили в Союзе писателей при помощи Константина Симонова, но его здоровье продолжало ухудшаться.
Писатель переехал на дачу в Сестрорецк. Весной 1958 года произошло новое отравление – никотином. Он перестал узнавать родных, плохо говорил. За день до своей кончины он смог сказать жене, что прожил нелегкую жизнь. Зощенко скончался 22 июля 1958 года.
Исполнительные органы не разрешили провести похороны писателя в Ленинграде, поэтому он был похоронен на кладбище Сестрорецка. Там также похоронена его вся семья.