Микаэл Леонович Таривердиев – известный композитор, создавший музыку для 132 фильмов, а также инструментальных концертов, опер, балетов и вокальной музыки.
Творчество Микаэла Таривердиева отражает его глубокое чувство романтики и прекрасной любви к жизни. Его музыкальные композиции придают фильмам несравненный успех, включая такие картины, как «Добро пожаловать, или Посторонним вход воспрещён», «Семнадцать мгновений весны», «Ирония судьбы, или С легким паром!», «Адам женится на Еве», а также многие другие.
Детство
Микаэл Леонович Таривердиев появился на свет 15 августа 1931 года в Тбилиси (тогда ещё Тифлисе). Его родители, оба армяне, занимали высокие должности. Он был единственным ребёнком в семье, и ему досталось хорошее музыкальное образование. Его мать, Сатеник (или Сато) Григорьевна, баловала своего сына и позволяла ему делать всё, что он хотел.
Когда она заметила, что он тратит целые дни у соседей, играя на рояле, Сато Григорьевна убедила мужа купить пианино и записала шестилетнего Микаэла в музыкальную школу при Тбилисской государственной консерватории имени Вано Сараджишвили к профессору Шалве Мшвелидзе. Скоро мальчику наскучили гаммы и детские сочинения типа «Похороны куклы», сложные пьесы он ещё не мог играть, поэтому он начал сочинять свои собственные. Его удивил процесс записи музыки: первоначальная запись звучала хуже, чем в голове, но когда он переписывал её так, как он хотел, она звучала намного интереснее. К десяти годам он уже написал несколько фортепьянных пьес, гимн для школы и даже симфонию.
Помимо музыки, одним из основных увлечений композитора в детстве было чтение. Поскольку его мама была очень серьезной, домашней помощнице Марусе было поручено следить за тем, чтобы Микаэл ежедневно упражнялся за инструментом. Ему удавалось обмануть всех – пока Маруся была занята на кухне, он ставил книгу на пюпитр и, не глядя на пальцы, импровизировал на пианино. Он много читал, поэтому достаточно хорошо освоил технику игры.
Но до того, как музыка полностью овладела его жизнью, Таривердиев занимался боксом, фехтованием, верховой ездой, мотоциклами и плаванием.
С детства он был очень чувствительным, но его трогали только хорошие поэтические и добрые вещи. А такие обыденные, как набитые деньгами сейфы Госбанка Грузии, где работал его отец-директор, не вызывали у него восторга. В 1937 году Леона Таривердиева арестовали. Многих в те годы, вспоминал композитор, забирали куда-то, но это было странно и непонятно.
В старом тбилисском дворе, где жил Таривердиев, все общение поддерживали теплые соседские отношения, и никто не боялся общаться после ареста кого-то из семьи «врага народа». Много позже композитор осознал, какие трагедии скрывались за всеми этими арестами и унижениями. Понимание пришло, когда произошла разгром писателей Ахматовой и его любимого Зощенко.
После того, как отец матери Таривердиева был арестован, ей пришлось покинуть пост заведующей Главным статистическим управлением и некоторое время скрываться у знакомых. Затем она нашла работу в школе. Денег не хватало, поэтому Микаэл зарабатывал на жизнь, проводя частные уроки музыки.
Во время войны композитор запомнил, в первую очередь, тем, что многие уходили на фронт, а позже в их семьи приходили известия о смерти – то из одной, то из другой квартиры раздавался плач. Бомбежек в Тбилиси было почти не было, но по вечерам все обязательно закрывали шторы, улицы опустошались – наступал комендантский час.
Во время войны в Тбилиси прибыло много эвакуированных артистов из разных городов России. Это сильно изменило культурную атмосферу столицы Грузии. Учащиеся музыкальной школы получали возможность посещать различные мероприятия без покупки билетов. Таривердиев не пропускал ни одного спектакля или концерта, посещая их практически каждый день.
В те годы ему довелось услышать великолепную оперную певицу Веру Давыдову и увидеть заразительный танец Вахтанга Чабукиани. Первой оперой, на которую попал Таривердиев, была «Травиата» Дж. Верди. Эмоциональность сюжета и красота музыки этой оперы глубоко поразили его и оказали влияние на всё его последующее творчество.
Все учителя музыкальной школы высоко оценили талант композитора, а его первые балеты с названиями «На берегу» и «Допрос», написанные в тринадцать лет, были предложены для постановки в Тбилисском театре оперы и балета имени Закария Палиашвили. Режиссерами стали Георгий Геловани и Мансур Камалетдинов, и балеты были включены в репертуар театра на два года. Первый успех Таривердиева был воспринят его семьей спокойно, так как они верили в его талант. Когда он получил свой первый гонорар, он потратил его на покупку шляпы.
Юность
После окончания школы, Микаэл Таривердиев поступил в Ереванскую консерваторию, поскольку его мать не дала ему поехать учиться в Москву. Однако его учеба там длилась всего полтора года из-за различных обстоятельств. Микаэл не был принят там настолько радушно, как хотелось бы – его считали второсортным армянином из-за его недостаточного знания армянского языка и неармянской музыки, которой он компоновал. Этот чуткий юноша почувствовал себя очень одиноким, и вскоре вернулся домой. Но вскоре он отправился в Москву, чтобы поступить в музыкально-педагогический институт имени Гнесиных.
1953 год запомнился огромным конкурсом в Гнесинский институт, куда претендовали двадцать восемь человек на всего четыре места. Каждый участник получил отдельный класс для занятий, именно в одном из них Таривердиев продемонстрировал свой виртуозный навык игры на клавишах, привлекший внимание ректора института, дирижёра Юрия Муромцева.
Весьма анекдотичный момент, когда Таривердиев трижды требовал закрыть дверь и не мешать, не помешал ему получить высокую оценку от экзаменационной комиссии — «пятёрка с плюсом». Этот результат отличал его от остальных участников конкурса. Таким образом, он стал единственным поступившим со столь высокой оценкой. Арам Ильич Хачатурян, который впоследствии стал другом Таривердиева, прокомментировал его поступление, сказав, что он пришел в институт на белом коне, как символ победы.
Таривердиев стал любимцем Хачатуряна. В студенческом общежитии был всего один музыкальный инструмент на восемь человек, и мастер позволил талантливому студенту заниматься на его рояле.
Первый концерт музыки Таривердиева прошел в Концертном зале имени П.И. Чайковского Московской филармонии. Вокальный цикл на стихи Беллы Ахмадулиной исполнила знаменитая оперная певица Зара Долуханова. Сам автор романсов был очень взволнован, чувствовал счастье, однако отказался выходить на сцену для поклонов. Через неделю тот же состав музыкантов исполнил талантливую композицию дипломника в Большом зале консерватории.
После окончания Гнесинки в 1957 году Таривердиев был принят в Союз композиторов, причём сам Дмитрий Шостакович приветствовал его.
Жизнь в Москве оказалась дорогой для студента из Тбилиси, и ему пришлось искать подработку во время учёбы. Он не хотел играть на фортепиано в ресторанах, как многие его однокурсники, поэтому предпочёл работу на Рижском вокзале. Этот выбор привел его к знакомству со студентами ВГИКа на четвёртом курсе, которые помогли ему получить первый заказ на написание музыки к кинофильму. Так открылась новая глава в его биографии, принесшая ему известность и хорошие гонорары.
Кинокомпозитор
Таривердиев не получил оплату за свою первую музыку к фильму. Этот трек был создан студентами ВГИКа Эльдаром Шенгелаем, Михаилом Каликом и Эдуардом Абаловым под названием «Спасите утопающего». Музыку Таривердиева исполнили студенты из оркестра Гнесинки.
В мире профессионального кино премьера Таривердиева состоялась в 1958 году. Его музыка прозвучала в киноповести «Юность наших отцов», снятой выпускниками ВГИК Михаилом Каликом и Борисом Рыцаревым. Композитор вложил всю свою душу в создание музыки для фильма: звучит симфонический оркестр, хор и соло. Он даже отправился на съемки под Москвой и в Сочи, чтобы вдохновиться.
Музыка создавалась параллельно со съемками прямо в гостиничном номере. Приезжая на съемочную площадку, Таривердиев подсказывал темп движения камеры, чтобы он совпадал с музыкальным ритмом.
Совместная работа над «Юностью наших отцов» прочно связала Таривердиева с Каликом, и для последующих фильмов режиссер всегда заказывал музыку только у своего друга.
В 1961 году Михаил Таривердиев создал музыку к фильму «Человек идёт за солнцем», которая стала заметной работой композитора для кино. Начиная с этого периода, Таривердиев иногда исполнял свои собственные песни, что сделало его оригинальные мелодии узнаваемыми на слух.
Следующим значительным произведением музыки Таривердиева стала дипломная работа режиссёра Элема Климова «Добро пожаловать, или Посторонним вход воспрещён». Этот фильм был выпущен в 1964 году и был написан в соавторстве с другим молодым композитором и пианистом Игорем Якушенко.
В 1968 году Таривердиев выпустил музыку к предстоящему многосерийному фильму «Семнадцать мгновений весны» Татьяны Лиозновой. В то время он работал над саундтреком к фильму «Судьба резидента», но после прочтения сценария Юлиана Семёнова, он стал очень заинтересован идеей.
Вместе с поэтом Робертом Рождественским они создали цикл из 12 песен — по одной песне на каждую серию фильма, которые должны были звучать в начале и в конце каждой серии. Однако режиссёр оставил только "Мгновения" и "Песню о далёкой родине", полагая, что столько песен не нужно. Был проведен длительный поиск исполнителя.
Пытались записать Обозинского, Мулермана, Никитского, Барашкова, уже было утверждено Муслима Магомаева, но неожиданное приглашение звезды в Италию сорвало планы кинематографистов. В конце концов, был утвержден Иосиф Кобзон, который, по просьбе Лиозновой, постарался спеть с измененным голосом, чтобы зрители его не узнали. Исполнитель вместе с композитором в течение месяца записали не только две главные композиции, но и другие песни цикла. Теперь слушатели могут найти их на YouTube.
Когда Штирлиц встретился со своей женой Таривердиевой, музыка сначала зазвучала симфоническими звуками. Но когда он посмотрел этот эпизод в монтажной, он решил переписать музыку для фортепиано. Когда он показал музыку Лиозновой, она заплакала.
После того, как «Семнадцать мгновений весны» вышел на экраны телевизоров, популярность композитора достигла пика. Сам Юрий Андропов лично выдал ему автомобильный пропуск, который позволял ему парковаться где угодно. Таривердиев не упустил этой возможности и залихватски припарковал свою машину на Красной площади.
Заинтересовавшись творчеством Таривердиева, Эльдар Рязанов начал обдумывать музыкальное сопровождение своего фильма задолго до съёмок знаменитой «Иронии судьбы». Песня «На Тихорецкую состав отправится…» прозвучала в спектакле Ролана Быкова на сцене театра МГУ и заинтересовала режиссёра. Вначале он планировал взять только эту песню у Таривердиева и заказать остальную музыку другим композиторам. Однако, услышав другие песни, написанные им по его просьбе, Рязанов передумал и решил доверить Таривердиеву всю музыкальную палитру своей комедии.
История аварии, произошедшей с персонажем другого известного фильма Эльдара Рязанова «Вокзал для двоих», была вдохновлена жизнью. Похожее событие произошло с Микаэлом Таривердиевым. Некоторое время назад он был глубоко влюблён в актрису Людмилу Максакову.
В тот день, 27 мая 1967 года, они двигались на его автомобиле по Ленинградскому шоссе и совершили наезд на человека, который погиб на месте. Было темно, за рулём находилась Максакова, но Таривердиев, не раздумывая, взял на себя вину. В результате его приговорили к двум годам тюремного заключения, но до вынесения приговора прошло уже два года, и по окончании судебного разбирательства его отпустили из зала суда. Максакова бросила его, так и не дождавшись решения судьи. Говорят, что из-за сходства с его собственной историей Таривердиев не любил фильмы Рязанова.
В общей сложности композитор создал музыку к 132 фильмам. Среди выдающихся работ были такие ленты, как: «До свидания, мальчики» (1964), «Любить…» (1968), «Король-олень» (1969), «Ольга Сергеевна» (1975), «Адам женится на Еве» (1980), «Ученик лекаря» (1983), «Летние люди (Дачники)» (1995), «Исаев» (2009).
Инструментальная и вокальная музыка
Таривердиевская музыка, вне зависимости от жанра, всегда легко узнаваема с самых первых аккордов, несмотря на то, что композитор многократно экспериментировал и постоянно вносил изменения. Он оставался вне времени, но его грустные ностальгические мотивы всегда задевали и продолжают задевать за живое каждого слушателя. Многосторонний талант композитора нашел свое отражение в музыке к нескольким спектаклям, четырем балетам, четырем операм, в ряде камерных вокальных циклов, одной симфонии, в создании трех концертов для органа, двух концертов для скрипки с оркестром и концерте для альта и струнного оркестра.
Театр под руководством знаменитого Бориса Покровского в 1974 году начинался с оперы Таривердиева «Кто ты?». И его оперетта «Граф Калиостро» не сходила с афиш этого театра в течение пятнадцати лет.
Сотрудничал с трио «Меридиан» из Иваново, с 1993 по 1996 год был руководителем благотворительной программы «Новые имена» и основал Гильдию композиторов кино Союза кинематографистов России.
После Чернобыльской катастрофы он написал симфонию «Чернобыль», посетив место ЧП.
Его романтический концерт для альта и струнного оркестра был заказан альтистом Юрием Башметом и записан.
В конце своей жизни Таривердиев больше всего творил инструментальные произведения. В 1994 году, отдыхая в Ялте, он записал свою последнюю фортепианную композицию.
Автору «Вагончиков» были присуждены премии организациями из восемнадцати стран.
Посмертная книга воспоминаний композитора «Я просто живу» была опубликована в 1997 году, после его смерти.
Микаэл Таривердиев был изысканным и утонченным в своем общении с прекрасным полом, и поэтому он пользовался большой популярностью у женщин. Он искал в них свою "тихую гавань", но, к сожалению, не всегда был прав.
Композитор был несколько раз женат, но ни один из его браков не был долгим.
Знакомство Таривердиева с московской Еленой Васильевной Андреевой произошло в филармонии, когда она уже была известной солисткой, а он только закончил учебу в институте. Их отношения начались с общей любви к музыке, но затем между ними возникли романтические чувства. В 1958 году они поженились и поселились в небольшой комнате у родителей Елены, которая ранее была ванной.
В 1960 году они стали родителями своего единственного ребенка — сына по имени Карен. Через два года семья переехала в отдельную квартиру, однако это не сыграло положительной роли в их семейных отношениях. Микаэл, склонный к любовным приключениям, постоянно устраивал романтические интриги и в конце концов покинул семью, взяв с собой лишь один чемодан.
Талантливый музыкант в течение семи лет находил жильё и наслаждался жизнью в одиночестве, пока не встретил прекрасную актрису Людмилу Максакову. Их страстный роман был прерван трагической аварией на Ленинградском шоссе, после чего они расстались. Причины этого разрыва остаются загадкой, хотя сын композитора утверждает, что эти события серьёзно повлияли на здоровье отца и привели к проблемам с сердцем, что послужило причиной его ранней смерти.
После скандальной истории с Максаковой, Таривердиев решил устроить свою личную жизнь и вступил в брак с художницей Элеонорой Петровной Маклаковой. Она была спокойным и домашним человеком. Однако влюбленный композитор не смог удержаться и начал добавлять новые имена в свой список любовных подвигов. В Москве пошли слухи о его романе с исполнительницей романсов Галиной Бесединой.
Но певица отрицала это, утверждая, что их отношения были исключительно творческими. Элеонора не стала расследовать детали, вышла из себя и подала на развод.
В 1983 году музыковед Микаэл Леонович встретил журналистку Веру Гориславовну Колосову, которая была на двадцать лет моложе его. Она пришла к нему по заданию газеты «Советская культура», чтобы написать статью о Родионе Щедрине. Микаэл начал ухаживать за ней, и она согласилась на роман, несмотря на то, что была замужем и мать.
Чтобы скрыть их отношения от её мужа, Микаэл даже завёл роман с другой женщиной. Вера стала единственным человеком, к которому он надолго привязался. Со временем он усыновил её сына Василия. Карен, с которым композитор не переставал поддерживать отношения, в свою очередь нашёл общий язык со своей новой мачехой. Он вспоминал, что даже спустя тринадцать лет совместной жизни Вера Гориславовна продолжала уважительно обращаться к его отцу на «вы».
Самыми удивительными из увлечений Таривердиева взрослых были его предпочтения в спорте. Микаэл Леонович занимался верховой ездой, боксом, виндсерфингом и водил катер. Он отметил своё 50-летие вместе с Родионом Щедриным, ушли на серфы в районе Сухуми, в километре от берега сложили паруса и распили по бутылочке коньяка.
Сын Таривердиева прошёл военное училище и стал офицером спецназа. Он участвовал в Афганской войне, был тяжело ранен, награждён тремя орденами и несколькими медалями. После вывода войск из Афганистана он продолжил службу в Старом Крыму, потом в Германии. Карен закончил служить в 1994 году в Чучковской бригаде спецназа.
На «гражданке» он выбрал профессию журналиста, печатался в различных центральных изданиях – делился воспоминаниями о войне. Он скончался в июле 2014 года.
Смерть
Трагическая потеря произошла во время кинофестиваля «Кинотавр» в Сочи, когда внезапно скончался Микаэл Леонович. Это произошло 25 июля 1996 года, всего за три недели до его 65-летия.
Его похоронили на Армянском кладбище в Москве.
В 1998 году была учреждена премия «Кинотавр» в честь Микаэла Таривердиева за лучший саундтрек к кинофильму.
Избранные произведения
Оперы
- Кто такой ты?
- Мандарины с Марокко
- Граф Калиостро
- Ожидание
- Женитьба Фигаренко
- «Бывает так»
- «Акварели»
- «Садовое кольцо»
- «Твои глаза, как фары новых машин»
- «Скирли»
- «Ты уходишь, как поезд»
- «Песня-Сказка О Старом Доме На Новом Арбате»
- «Прощай, оружие»
- «Маленький принц»
- «Я к вам пишу»
- «Память»
- «Не исчезай»
- «Мы с тобою, товарищ»
- «Эхо»
- «Песенка о цирке»
- «Запомни этот мир»