Микаэл Таривердиев: биография личная жизнь, жена и дети

Микаэл Таривердиев: биография личная жизнь, жена и дети

Микаэл Леонович Таривердиев – знаменитый композитор и артист, известный многим по таким знаменитым фильмам, как «Ирония судьбы, или С легким паром!» и «Семнадцать мгновений семьи». Он также является автором музыки к более чем ста фильмам, операм, балетам и вокальным произведениям. Многим он запомнился как эстет и романтик, ведь большинство его произведений вдохновлены любовью и красотой.

Почти каждый житель постсоветского пространства знаком с творчеством Таравердиева – он стал легендой и оставил значительный след в искусстве и культуре своей страны. Он написал музыку к многим успешным произведениям, таким как «Адам женится на Еве» и «Добро пожаловать, или Посторонним вход воспрещен».

Ранее детство

Микаэл Таривердиев родился 15 августа 1931 года в Тбилиси, который некогда был известен как Тифлис. Его родители были армянами, поэтому он сам по национальности тоже армянин. Их семья имела высокий социальный статус, что позволило маленькому Микаэлу получить отличное образование и много любви и внимания со стороны родителей. Мать обожала своего сына и с радостью поддерживала его увлечение музыкой, направив его на занятия в классе фортепиано.

Маленький музыкальный талант быстро наскучил привычные мелодии. Сложные композиции ему еще не по силам, поэтому он решил начать сочинять собственные произведения. Для Таравердиева сам процесс создания музыки стал настоящим волшебством. В 8 лет у него уже было две свои собственные фортепианные пьесы, в 10 лет он написал симфонию, а в 14 лет – балет. Однако его талант проявлялся только в музыке, в учебе ему не очень везло, а установить дружеские отношения с ровесниками было сложно. Другие дети в его возрасте играли в футбол и объединялись в группы, а ему было трудно поделить их интересы.

Микаэл Таривердиев

Микаэл Таривердиев в детстве

Таривердиев не проявлял большой активности в школьной жизни, однако он написал гимн для своей школы. Но даже это не помогло ему избежать отчисления. На собрании комсомола он выступил против директора, который нанес травму его однокласснику, в результате чего тот оглох. Из-за этого ему пришлось получать среднее образование в вечерней школе.

Юность артиста

После достижения 16-летнего возраста, молодой гений принял решение поступить в музыкальное училище и успешно завершил обучение за один год. В училище он продемонстрировал свой талант, написав пару одноактных балетов по просьбе. Его произведения были включены в репертуар на протяжении двух лет и получили высокую оценку.

Однако жизненный путь Таривердиева наполнен не только успехом, но и тяжелыми испытаниями. Отец музыканта был арестован, в связи с чем семья была вынуждена бежать и жить в сложных условиях, часто сталкиваясь с голодом. Чтобы обеспечить себя и матери продуктами, Микаэл начал преподавать музыку. Заработок матери, работающей учителем, был недостаточным.

Микаэл Таривердиев

Многие люди до сих пор связывают его имя с музыкальными произведениями и игрой на фортепиано

Жизнь артиста во время войны

Для композитора война осталась в памяти прежде всего потерей близких людей, ведь он видел, как они уходили на фронт, но не возвращались. Их семьи получали похороны, вызывавшие громкий плач, не утихающий в течение нескольких дней. В Тбилиси почти не было бомбежек, но вечером шторы тесно закрывались, а улицы опустели из-за комендантского часа, объявленного по всей стране.

Во время войны в Тбилиси приезжали многие эвакуированные из Ленинграда и столицы артисты, что не могло не отразиться на культурной жизни города. Таривердиев имел возможность бесплатно посещать многочисленные спектакли и концерты, так как учащиеся консерваторской музыкальной школы могли проникать туда без препятствий.

Музыкальное искусство Микаэла было несомненно оказано воздействие выступлениями оперной дивы Веры Давыдовой, танцем Вахтанга Чабукиани и оперой «Травиата» Джузеппе Верди. Именно эмоциональная глубина и красота, как отпечаток, прослеживается в каждом произведении. Свой талант он смог полностью раскрыть и получил признание учителей Ереванской консерватории, где он учился полтора года и где достиг совершенства в родном армянском языке.

Поступив в это учебное заведение по настоянию своей матери, Микаэл потом продолжил обучение в музыкальной школе имени Гнесиных. Именно там он впервые дебютировал как композитор в Большом зале Московской консерватории, а его романсы исполняла на сцене Зара Долуханова.

Микаэл Таривердиев

Несколько раз замечали Таравердиева в обществе привлекательных дам

«Гнесинка» в жизни артиста

Во время учебы в «Гнесинке» Таривердиев окончательно понял, что именно его привлекает, и куда ему двигаться дальше. Его основным интересом стала опера и камерная вокальная музыка к фильмам. Несмотря на легкость учебы, столичная жизнь была слишком дорогой, и ему приходилось искать средства всеми доступными способами. Одно время композитор даже работал грузчиком на вокзале, где он встретил студентов, которые искали композитора для своей курсовой работы. Это привело к созданию мелодий к таким фильмам, как:

  • «Человек за бортом»,
  • «Спасите утопающего»,
  • «Юность наших отцов».

Начало дружбы Микаэла с режиссёром Михаилом Калика на последней картине стало переломным моментом в его жизни. Ведь благодаря этой дружбе он стал регулярно заказывать у своего друга музыку для своих фильмов.

Пик популярности композитора

Известность к Таривердиеву пришла после показа фильма «Семнадцать мгновений весны». Юрий Андропов лично выдал композитору специальный пропуск, позволяющий парковать свой автомобиль где угодно. Таривердиев начал активно использовать этот пропуск, оставляя свою машину даже на Красной площади.

Микаэл Таривердиев

Таривердиев в разные этапы своей жизни, начиная с юности и заканчивая зрелостью

Однако один из противников молодого таланта решил поставить под сомнение авторство музыки к известному фильму, который стал настоящим хитом. От имени композитора Франсиса Лея была отправлена телеграмма в Союз композиторов, в которой обвинялось в плагиате. Началось громкое расследование, и репутация композитора была серьезно подорвана. Однако в результате выяснилось, что сам Лей не знал о направленном письме. Таким образом, честь и достоинство гения были восстановлены. Но многие друзья и знакомые отвернулись от Таривердиева.

Эльдар Рязанов всегда ценил талант композитора, и задолго до достижения им пика популярности, он приглашал его к сотрудничеству. Вместе они принялись за работу над картиной «Вокзал для двоих», вдохновленной историей самого Микаэла. Его сердце принадлежало актрисе Людмиле Максаковой, и когда они вместе ехали ночью, они случайно сбили человека. Несмотря на то, что за рулем находилась возлюбленная композитора, он взял вину на себя. Дело велось два года, и наконец композитора оправдали. Но Максакова не стала ждать решения суда и бросила его. Именно из-за реалистичности жизненных историй Микаэль не любил фильм «Вокзал на двоих», созданный Рязановым.

Творчество композитора

За свою жизнь Таривердиев работал с большим количеством талантливых людей и написал музыку к многочисленным фильмам, известным каждому советскому человеку. Однако следующие его работы заслуживают особого внимания:< /p >

< ul >
< li >< title >«Семнадцать мгновений весны»< /title >.< /li >
< li >< title >«Судьба президента»< /title >.< /li >
< li >< title >«Добро пожаловать, или Посторонним вход запрещен»< /title >.< /li >
< li >< title >«Мой младший брат»< /title >.< /li >
< li >< title >«Разбудите Мухина!»< /title >.< /li >
< li >< title >«До свидания, мальчики!»< /title >.< /li >
< li >< title >«Ирония судьбы, или с легким паром!»< /title >.< /li >
< li >< title >«Ученик лекаря»< /title >.< /li >
< /ul >

Среди театральных произведений Таривердиева особенно стоит отметить «Допрос», «На берегу», «Восхождение на Фудзияму», «Прощай оружие». Также существует множество других спектаклей, которые регулярно включались в репертуар Современника или театра на Таганке.

Микаэл Таривердиев

На сцене звучит музыка Таривердиева

Творчество этого композитора уникально и узнаваемо с первых нот, несмотря на разнообразие его работ и экспериментов. Вы можете познакомиться с его талантом, прослушав музыку к различным спектаклям, операм, концертам для скрипки и оркестра. Чувственная природа его творчества выражает сочувствие и переживание. Например, после катастрофы на Чернобыле, он написал симфонию с названием «Чернобыль».

Личная жизнь артиста

Жизнь Таривердиева была довольно бурной, так как он был творческой личностью, артистом, который был очень любвеобильным и романтичным. В одно время он почти женился на племяннице композитора Арама Хачатуряна — Лейле Хачатурян. Ему было всего 18 лет. Но поскольку девушка выбрала другого, его планы кардинально изменились. Тем не менее маэстро Хачатурян принял парня в свою группу в «Гнесинку». Он был справедлив и Микаэл быстро стал любимым учеником.

Композитор привлекал своей элегантностью, изысканными манерами и безупречным отношением к женщинам. Он, как настоящий джентльмен, не допускал грубости или неуважения. В то же время он не был ветреным и всегда искал ту единственную, с которой мог бы создать семью.

Многочисленные браки артиста

Тем не менее, несмотря на свои устремления, у Таривердиева было несколько браков за его жизнь. И ни один из них не длился долго. Причины были разнообразными, и у каждой из них была своя уникальная история.

Его первая жена – Едена Андреева, которую композитор встретил в филармонии. Она уже была известной солисткой, а он только закончил институт. Молодых людей объединила музыка, и именно она была неотъемлемым их связующим звеном. После тихой свадьбы они поселились в небольшой комнате у родителей Елены. Там у них появился их единственный ребенок – Карен. У них не будет других детей, даже от других супругов.

Микаэл Таривердиев

Таривердиев с супругой Верой

Жизнь с родителями была тяжелой для молодой семьи, особенно после появления ребенка. Однако, уже спустя два года они переехали в отдельную квартиру, но и там отношения между ними не наладились. Причиной стали частые увлечения композитора. И в результате он ушел из семьи, взяв с собой лишь один чемодан.

Таривердиев снимал квартиру в течение семи лет, пока не встретил Людмилу Максакову. Их страстный роман закончился трагически, после чего авария стала причиной их расставания. После этого Микаэл решил, что настало время устояться и женился на художнице-Элеоноре Маклаковой. Она была очень спокойной и домашней по характеру. Однако и в этом браке он не смог удержаться от измен, и жена подала на развод.

В 1983 году Таривердиев встретил свою следующую супругу, Веру Колосову. Она была значительно моложе композитора, но не смогла устоять перед его привлекательностью и харизмой, несмотря на то, что он тогда был в браке и воспитывал ребенка. Впоследствии он усыновил ее ребенка, установил хорошие отношения с мачехой и Кареном. Через много лет он заметил, что Вера всегда обращалась к нему настолько почтительно, что это было выражением глубокого уважения к нему как к великой личности и талантливому композитору.

Увлечения в жизни композитора

Помимо музыки и женщин, у Таривердиева была и другая страсть в жизни. Одними из самых увлекательных его хобби были:

  • Бокс.
  • Верховая езда.
  • Виндсерфинг.
  • Вождение катера.

Он часто уходил на серфинг со своими друзьями, где в километре от берега они могли поднять паруса и выпить рюмку. В этом заключалась вся природа композитора.

Как ушел из жизни композитор

Микаэл Леонович внезапно скончался 25.07.1996 года от сердечного приступа за три недели до своего 65-летия. Трагедия произошла на фестивале «Кинотавр» в Сочи, всего за день до его запланированного отъезда.

Интересные факты

  • Первый заработанный гонорар Таривердиев решил потратить на покупку изысканной головного убора, а не как большинство людей.
  • Любовь к музыке была унаследована Микаэлом от тети по материнской линии, которая училась в музыкальном учебном заведении в Тбилиси.
  • Сам Таривердиев считал, что его зарождение как композитора произошло в 1957 году, когда он завершил цикл композиций по стихам японских поэтов под названием «Акварели».
  • Талантливость Таривердиева была признана множеством международных наград.
  • Гениальность композитора проявлялась не только в его творчестве, но и в умении в точности воспроизводить только что услышанную мелодию.
Оцените статью
Omnici.ru
Добавить комментарий