Микеланджело Буонарроти — биография и жизнь скульптора

Микеланджело Буонарроти — выдающийся итальянский мастер, работавший в области скульптуры, архитектуры и живописи. Его творениями являются знаменитые скульптуры "Бахус", "Давид", "Пьета", статуи Лии и Рахили, Моисей, а также фрески, украшающие потолок Сикстинской капеллы.

Мастера эпохи Возрождения Микеланджело Буонарроти называют самым удивительным и непостижимым. Он был великим скульптором, гениальным живописцем, поэтом, архитектором и мыслителем. В его произведениях восхваляется физическая и духовная красота человека, его безграничные возможности. Первым из скульпторов он был знаком с строением организма человека и высек его из мрамора, показав всем, насколько прекрасно человеческое тело. Множество идей и планов мастера так и не были реализованы, а его наследие до сегодняшних дней не сохранилось полностью, но то, что осталось после него, поражает величественностью и красотой.

Детство

6 марта 1475 года в городке Карпезе родился Микеланджело Буонарроти. Он был вторым ребенком мэра этого городка Буонарроти Симони, представителя благородного рода. По отцовской линии предки Микеланджело были успешными банкирами, но отец не получал больших доходов.

Должность мэра приносила мало денег, но он не хотел заниматься физической работой, посчитав это унизительным для своего статуса. Через месяц после рождения второго сына отец ушел в отставку из-за окончания срока его полномочий. Семейство решило переехать в свое родовое имение во Флоренции.

Имя матери парнишки было Франческа, она отличалась хрупким здоровьем, к тому же во время беременности упала с лошади. Поскольку женщина не могла кормить своего младенца, его отправили к кормилице, жене каменщика, где он провел первые годы своей жизни. Первыми игрушками для Мики стали камни и долото, парень научился обрабатывать камни. Позже он заявил, что любовь к камню унаследовал от своей приемной матери.

Когда Микеланджело было всего шесть лет, его мать скончалась. Это серьезно повлияло на ребенка, изменив его характер. Из добродушного и веселого мальчика он превратился в раздражительного и замкнутого. Отец, беспокоясь о сыне, отправил его в школу "Франческо Галеота". Микеланджело не проявлял особого интереса к учебе, зато нашел новых друзей и полюбил живопись благодаря ним.

В тринадцать лет Микеланджело заявил, что не хочет становиться банкиром и хочет продолжать заниматься живописью.

В 1488 году он поступил учиться к братьям Гирландайо, где освоил создание фресок и основы живописи.

История творчества скульптора началась в 16 лет. В это время он создал две рельефные скульптуры — «Мадонна у лестницы» и «Битва кентавров». Эти первые произведения доказали, что у Микеланджело есть уникальный талант, и его ждет огромный успех в будущем.

Творчество

После смерти Лоренцо Великолепного престол занял его сын — Пьеро Медичи. Но его политические ошибки привели к разрушению республиканского строя во Флоренции. В это время Италию атакует французская армия под командованием Карла VIII, что вызывает начало революции. Флоренция подвергается давлению внутренних фракционных войн и, в конечном итоге, капитулирует.

Обстановка в стране становится все более напряженной, и Микеланджело понимает, что ему трудно работать в таких условиях. Поэтому он уезжает сначала в Рим, а затем в Венецию, где продолжает заниматься своим любимым делом — изучением скульптур и древних статуй.

В 1498 году Микеланджело представил свои новые творения — статую "Вакх" и композицию под названием "Пьета", которые прославили его имя по всему миру. Вторая композиция была установлена в церкви Святого Петра, и вскоре после этого скульптор услышал от прихожанок, что автором этого великолепия является Christoforo Solari. Гнев Микеланджело был настолько сильным, что той же ночью он проник в церковь и сделал гравировку на ленте, украшающей грудь Марии, написав, что авторство принадлежит Микеланджело Буонарроти из Флоренции.

Буквально на следующий день он уже стыдился своей гордыни, и с тех пор больше никогда не подписывал свои работы.

После завершения работы над этим великолепным произведением искусства была сформирована специальная комиссия, которая должна была определить место для скульптуры Давида. В этот момент впервые встретились два великих таланта – Микеланджело и Леонардо да Винчи. Встреча прошла в напряженной обстановке, так как Леонардо было уже 50 лет, и он понимал, что перед ним потенциальный конкурент. Молодой Пьеро Содерини предложил устроить некое художественное соревнование между двумя художниками, задав им задание расписать стены в Большом Зале палаццо Веккьо.

Для своей фрески Леонардо выбрал сюжет «Битва при Ангиари», в то время как молодой скульптор опирался на «Битва при Кашине». Некоторое время спустя оба наброска были завершены и представлены критикам. Но никто не решался отдать предпочтение кому-либо, так как оба произведения были настолько выдающимися, что их считали равнозначными.

Мастер Микеланджело произвел фурор не только своим скульптурным мастерством, но и своим гениальным талантом художника, что привело к его приглашению для росписи римской церкви в Ватикане. Он дважды приступал к этому делу. С 1508 по 1512 годы он работал над живописью потолка церкви, занимая площадь 600 м2.

В своей работе он изобразил сюжеты из Ветхого Завета, начиная с создания мира и заканчивая Потопом. Особенно ярко он передал облик первого человека – Адама. Изначально он планировал ограничиться 12 апостолами, но его вдохновение было настолько сильным, что он трудился над этим проектом целых четыре года.

Сначала помощь Микеланджело оказывали Джулиано Бугардини, Франческо Гранакси и сотни помощников. Но однажды он так разозлился, что уволил всех своих помощников. Художник не демонстрировал свою работу в процессе творения, он даже не пустил в церковь Папу Римского, который желал увидеть, что у него получается.

И только в 1511 году, после настойчивых просьб всех, кто жаждал полюбоваться его творением, художник приоткрыл таинственную завесу. Многих поразило увиденное, даже Рафаэль не смог скрыть своего восхищения и удивления. Знаменитый мастер даже пытался изменить свой собственный стиль.

Согласно записям в его дневнике, Микеланджело признавался, что создание этой работы вымотало его душевно и физически. По его словам, после завершения труда он почувствовал неимоверную усталость, хотя ему было всего лишь 37 лет; его внешность напоминала старика, и его друзья едва узнавали его.

Художник жаловался на то, что почти потерял зрение, и его жизнь превратилась в серую и унылую рутину.

В 1535 году Микеланджело вновь приступил к работе в капелле. Он начал разрисовывать стены и создал одно из своих самых известных произведений — фреску «Страшный суд». Эта работа, на которой изображен Иисус Христос в центре, а вокруг него обнаженные люди, вызвала бурю негодования среди прихожан. Фигуры на фреске представляли собой как праведников, восходящих к небесам, так и грешников, которых Харон отсылает в Ад.

Верающие выразили свое недовольство не столько самой картиной, сколько обнаженными телами на ней, которых, по их мнению, не следовало изображать в церковном помещении. Возникали все большие голоса и требования уничтожить произведение Микеланджело. В процессе работы над этим полотном он упал с лесов и серьезно травмировал ногу. Художник решил увидеть в этом знак и отказаться от завершения своего шедевра. Микеланджело было убежден продолжить работу только своим лучшим другом, доктором, который помог ему быстро встать на ноги.

Личная жизнь

Всегда любопытно, как жили знаменитости в прошлом. Рассказывали, что великий скульптор поддерживал близкие отношения со своими моделями, и многие думали, что он был гомосексуалистом. Возможно, в этом есть доля правды, ведь за всю свою жизнь он ни разу не женился. Он полагал, что искусство требует полной отдачи, и поэтому считал свои произведения своими детьми, а искусство – своей супругой.

В жизни великого мастера произошло одно романтическое событие, и оно было связано с женщиной. Этой женщиной была маркиза Виттория Колонна, к которой Микеланджело испытывал глубокие чувства. Она была единственной из женщин, чье имя было упомянуто вместе с именем Микеланджело.

Их встреча произошла в 1536 году, когда Виттория переехала в Рим. Несколько лет спустя, из-за восстания ее брата против Павла III, она уехала в Витербо. Теперь их общение происходит только через письма, которые также стали памятником тем временам. Историки утверждают, что их связывала исключительно платоническая любовь, и Виттория так и не нарушила верность своему мужу, погибшему на войне. Между маркизой и художником существовала лишь дружба.

18 февраля 1564 года в Риме скончался великий Микеланджело. В последние дни своей жизни он уничтожил все свои рисунки, наброски и незаконченные поэмы. После этого он отправился в небольшую церковь Санта-Мария дель Анджели, чтобы довести до совершенства свою изваяние Мадонны. В последнее время его мучила мысль, что все его творения неполноценны, и он сам не заслуживает входа в Рай, потому что не оставил ни одного потомка, только каменные статуи. Он решил, что его назначение — довести Мадонну до совершенства, чтобы завершить все земные дела.

Из-за сильного напряжения мастер упал в обморок и пришел в себя только на следующий день утром. Художник с трудом добрался до дома, упал на кровать, и, едва диктуя завещание, скончался мгновенно.

Интересные факты

Мало кто знает, что в жизни знаменитого скульптора эпохи Возрождения есть много малоизвестных фактов.

  • Микеланджело уделял особое внимание изучению анатомии трупов, чтобы воплотить мельчайшие детали в своих мраморных скульптурах. Для этого он проводил много времени в монастырском морге, изучая внутренние органы и структуру тела.
  • Величайший из всех художников не выносил традиционной живописи. Пейзажи и натюрморты вызывали у него отвращение, поскольку он считал, что это пустая тратата времени, заниматься созданием бесполезных картин для развлечения дам.
  • Свой сломанный нос Микеланджело обязан своему учителю. Этот инцидент также подробно описан в дневниках Джорджо Вазари.
  • Микеланджело стал известен не только как талантливый скульптор и живописец, но и как великий поэт, написавший сотни сонетов, которые так и остались не опубликованными за его жизнь.
  • Великому итальянцу досталась слава и богатство еще при жизни. Он познал мировое признание и успел насладиться им, в то время как многие его современники не испытали такой удачи.

Скульптуры

Избранные шедевры

  • Мадонна на лестнице
  • Сражение кентавров
  • Пьета
  • Мадонна с младенцем
  • Давид
  • Умирающий раб
  • Моисей
  • Капелла Медичи
  • Библиотека Лауренциана
  • Скорчившийся мальчик
  • Страшный суд
Оцените статью
Omnici.ru
Добавить комментарий