Мирра Лохвицкая — биография и творчество поэтессы

Мирра Лохвицкая, известная как «русская Сафо», была одной из ведущих поэтесс и писательниц XIX и начала XX века. Она была сестрой Надежды Лохвицкой, известной как «Тэффи». Мирра считается основоположницей женского направления в русской лирике и является обладательницей Пушкинской премии.

Ранние годы

19 ноября 1869 года в семье Лохвицких появилась на свет маленькая девочка по имени Мария. Её родители были известными людьми в Петербурге. Отец, Александр Владимирович, был успешным адвокатом и доктором юридических наук. Мать, Варвара Гойер, француженка по происхождению, получила хорошее образование и увлекалась литературой.

Крещение Маши состоялось 30 ноября в Сергиевском соборе Санкт-Петербурга, неподалеку от дома Лохвицких (они жили на примыкающей улице и были прихожанами этого храма). До рождения Марии семья часто переезжала. Лохвицкие проживали в Москве, Одессе, Германии и других странах, но в итоге решили поселиться в Петербурге.

Через 5 лет они собрались в Москву снова. Там Мария пошла в гимназию и потом в Александровское училище, проживая в пансионе у родителей. К сожалению, в семье были тяжелые времена. Ее отец умер, когда ей было всего 15 лет. Мать уехала в Петербург с младшими сестрами, а Мария осталась, чтобы закончить учебу.

Получив диплом домашней учительницы в 1888 году, она вернулась в свой родной город.

Брат Марии, Николай Лохвицкий, был старше ее на 2 года. В будущем он стал известным как генерал-лейтенант, белоэмигрант и председатель общества монархистов в Париже.

Младшая сестра Марии, Надежда, также сыграла важную роль в русской литературе. Под псевдонимом Тэффи она была известна как писательница и переводчица. Однако после эмиграции ее имя ушло в забвение.

Все в семье занимались писанием стихов, за исключением отца. Но среди шестерых сестер и брата это было скрываемым секретом. Поэтому стихи создавались в тайне и от близких людей скрывались. Таким образом, Маша и Надя узнали о том, что Николай пишет стихи, только после его ухода на учебу.

Сама Мирра начала заниматься творчеством в достаточно раннем возрасте, однако серьезно в него углубилась после смерти отца. С 15 лет она начала писать стихи, вначале просто для себя, а затем пробовала их опубликовать. Первые литературные работы Лохвицкой были опубликованы в 1888 году, еще когда она училась. После окончания учебы она становится более активной.

Вскоре стихи, подписанные как "М. Лохвицкая", можно увидеть в журнале "Север", "Труд" и других изданиях.

Интересно, что Мирра себя называла именно таким именем уже к тому времени. Оно стало известно в литературных кругах и прижилось среди читателей. Девушка получила доступ в богемскую среду, куда обычного человека не пустили бы. Она проводила время в компании литератора Немировича-Данченко, писателя Всеволода Соловьева и историка Гнедича. Стихи двадцатилетней Мирры удивительно зрелы, и все они о любви.

Мирра, как и греческая поэтесса Сафо, была известна своей жаждой любви — к детям, к мужчине — в своих стихах. Ее произведения развивались сюжетно, словно сцены, и читатели следили за ними, словно за увлекательным сериалом. В одном из них героиня находит счастье в материнстве, а вскоре она страдает от неразделенной любви.

Первый сборник стихов Лохвицкой, «Стихотворения», включавший произведения с 1889 по 1895 год, пользовался огромным успехом. Поэтесса получила Пушкинскую премию и быстро стала знаменитой. Этот сборник был посвящен ее мужу, который поддерживал ее на литературном пути. Второй сборник был издан в 1898 году и включал произведения последних двух лет.

В начале двадцатого века в России не было более известной и успешной поэтессы, чем Мирра. Ее произведения охотно печатают, книги моментально раскупают, переписывают в дневники и тайные тетради, цитируют в любовных записках. Удивительно, но коллеги-писатели не ревновали к такому успеху. Может быть, они не видели в ней конкурентку или просто щадили слабую по здоровью мать четверых детей.

Единственное, что критики не могли простить Лохвицкой – отсутствия в ее стихах гражданской позиции. На фоне поэтов-народников, которые были в моде, она была как орхидея – экзотический цветок, особенно привлекательный. Благодаря отличному образованию Мирра могла создавать стихи на известные всем сюжеты красивым и живым языком.

С 1898 года Лохвицкая вернулась в Петербург после 6-летнего отсутствия и была восторженно встречена местным литературным сообществом. Она стала членом кружка поэта Константина Случевского, общалась с Федором Сологубом, Иваном Буниным и другими писателями и поэтами.

В 1900 году был опубликован третий сборник произведений Мирры, включающий ее знаменитые работы "Венделин", "Он и она. Два слова" и другие, вызвавшие разговоры о романе с таинственным человеком, скрытым за этими строками – с Константином Бальмонтом.

В 1902 году вышел четвертый том стихотворных сочинений Мирры Лохвицкой, включающий в себя сказки и пятиактную драму. Исследователи творчества поэтессы обнаруживают здесь как автобиографические совпадения, так и мистический оттенок, связанный с знакомством с Брюсовым.

Пятый сборник вышел после смерти Мирры Лохвицкой в 1905 году и был удостоен половинной Пушкинской премии. Через два года после этого было издано собрание ранее неопубликованных произведений, включающее не только стихи, но и пьесы. Книга с названием «Перед закатом» показывает читателю совершенно иную сторону Мирры, с глубокими мистическими откровениями, переживаниями и страхом перед неизвестностью.

Внешность

Однажды Мирра Лохвицкая была признана одной из самых прекрасных женщин своего времени. Даже по сравнению со своими сестрами, она выделялась своим особым очарованием. Но внешняя привлекательность сыграла с ней злую шутку. Ее просто не воспринимали всерьез. Приглашали на поэтические вечера как «украшение», а не как настоящую литераторшу.

Кроме того, Мирра была довольно застенчива. И при публичных выступлениях смущение девушки, а затем и молодой женщины, сильно портило впечатление. А позже у нее развилась базедова болезнь, и былая красота исчезла. В конце жизни Мирра избегала появляться на публике.

Из воспоминаний Ивана Бунина, великого русского поэта, можно сделать вывод, что все без исключения были очарованы Лохвицкой. Ее красивый голос, сверкающие глаза, открытый и живой характер оставляли неизгладимое впечатление. А цвет лица поэтессы Бунин сравнивает с оттенком крымского яблока и безупречной нежной кожицей.

Личная жизнь

На усадьбе возле Ораниенбаума Мирра познакомилась со сыном соседей по имени Евгений Жибер. Их роман быстро перерос в брак. Хоть Мирра вышла замуж не из-за страсти, но ее чувства к мужу были крепкими. На протяжении всей своей жизни эта прекрасная женщина была ему верна, несмотря на сплетни.

Свадьба пары произошла в городе Санкт-Петербург. После этого у них родился первенец, мальчик по имени Михаил. После того как молодой муж закончил обучение и получил профессию инженера, он уезжал в командировки по России. Семья прожила некоторое время в Тихвине и Ярославле, а затем переехала в Москву. В Петербург пара вернулась только в 1898 году, уже имея троих сыновей.

Мирра Лохвицкая была состоявшейся женщиной как в личной жизни, так и в качестве матери — у них с Жибером было пять сыновей. Младшему из них было примерно год в момент смерти матери, а старшему 14. Она очень любила своих детей, и часто посвящала им стихи, проявляя внимание к ним.

Однако их ждала трагическая участь. Двое сыновей покончили с собой в эмиграции. Старшие братья, Владимир и Евгений, не дожили до конца блокады Ленинграда. Младший из них, Валерий, еще жил в Париже в 70-е годы XX века. Но затем он пропал бесследно.

Отношения с Бальмонтом

История поэтического противостояния между Лохвицкой и Бальмонтом заслуживает особого внимания. Современники много разговаривали об их тайном романе, но близкие друзья Лохвицкой, среди которых был и Бунин, называли ее самой добродетельной женой и матерью. Грешницей Мирра была лишь в своих стихах.

В одном из своих биографических очерков Константин Бальмонт упоминает поэтессу как своего друга, сверка по перу. Но не больше. В архиве Лохвицкой хранится личное письмо от Бальмонта, из которого можно понять, что их переписка выходила за рамки литературных обсуждений. Однако, вероятно, остальные послания были уничтожены.

Известно только, что поэты встретились, вероятно, в Крыму не позднее 1896 года, до того, как Константин женился. В творчестве обоих писателей этот период отражен почти ста стихами, переплетающимися между собой. Как будто Мирра и Бальмонт играют в игру, невидимую для читателя.

В 1903 году появился сборник Константина «Будем как солнце», посвященный Лохвицкой. Для нее предательство Бальмонта стало еще большим ударом, когда он женился по расчету и уехал. Эту историю она перенесла в свои поздние произведения.

Некоторые биографы считают, что именно Константин стал причиной ухудшения душевного состояния поэтессы. Ему нравилось чувствовать себя кукловодом, играющим с ней. А Лохвицкая, влюбленная, но несвободная, мучилась чувством вины перед мужем и детьми. Фактически, она даже пережила некую форму душевного расстройства.

Смерть

Более десяти лет Мирра Лохвицкая-Жибер мучилась мигренью, бессонницей, и проваливалась в депрессию. Ее творческим силам оставалось все меньше и меньше. Проблемы со здоровьем сердца стали все более частыми, приступы стенокардии стали неизбежностью. Иногда боль становилась просто невыносимой.

Кроме того, у Мирры были проблемы с эндокринной системой, диагностировались Базедова болезнь и дифтерия. Но основной проблемой была стенокардия, которая вымотала и истощила Лохвицкую.

В декабре 1904 года Мирра пережила очередной виток болезни. Но она смогла прийти в себя и даже отправиться на дачу в Финляндию, собираясь провести там лето. К сожалению, эти планы не сбылись. Краткое облегчение сменилось новыми острыми приступами боли. Лохвицкую вернули в город, а затем поместили в клинику, чтобы обеспечить необходимый отдых.

25 августа 1905 года начались невыносимые приступы боли. Даже морфий не смог полностью облегчить муки Мирры. Только увеличение дозы привело поэтессу в медикаментозный сон за два дня до ее смерти. Трагически Мирра ушла из жизни в возрасте 35 лет, так и не придя в сознание, оставив мать пятерых детей.

Церковный обряд похорон Мирры Лохвицкой прошел в одном из храмов Александро-Невской лавры 29 августа, только среди близких. Скорбные похороны состоялись на Никольском кладбище в Санкт-Петербурге.

Оцените статью
Omnici.ru
Добавить комментарий