Модест Мусоргский — биография, жизнь и творчество композитора

Лидером среди русских композиторов является Модест Мусоргский, который был членом «Могучей кучки». Но настоящую известность ему принесла опера «Борис Годунов».

Мусоргский был поистине русским композитором, вдохновленным отечественными традициями и фольклором. Он созидал музыку, отказываясь от западных канонов, и его произведения отражали уникальный национальный колорит, выражая самобытность русского человека, его мощь и силу души. Хотя великий композитор не получил заслуженного признания со стороны своих современников, его произведения стали популярны лишь в 20-м веке. Однако даже если бы Мусоргский написал только одну оперу — «Борис Годунов», его имя осталось бы в истории отечественной музыки как создателя «самобытного русского произведения». За свою жизнь он работал в различных жанрах, написал оркестровые пьесы, романсы, песни, вокальную и фортепианную музыку.

Детство

Место рождения Модеста Мусоргского – родовое имение отца — Карево Псковской губернии. Именно там он и родился 9 марта 1839 года, в состоятельной семье землевладельцев, потомков смоленских князей. Их предками были древние князья Рюриковичи. Отца будущего композитора звали Петр Мусоргский, он служащий в петербургском сенате. Дед по отцовской линии – Алексей Мусоргский, в свое время служил в Архангелогородском пехотном полку, вышел в отставку в чине секунд-майора. Владел большой усадьбой Карево Торопецкого уезда, которую оставил в наследство сыну Петру. После того, как Петр унаследовал это имение, он оставил свою службу, взял в жены Юлию Чирикову из соседней деревни Наумово. Ее отец тоже в прошлом военный.

Модест Петрович Мусоргский

Когда Модест родился, его старший брат Филарет уже был взрослым. Семья Мусоргских жила достаточно благополучно, поэтому детство Модеста было как сказка. У него была няня, которая с раннего возраста читала ему русские сказки и пела народные песни, что сильно повлияло на его любовь к народным традициям. Мама учила его классической музыке и игре на пианино. В 7 лет Модест уже мог играть сложные пьесы на слух, часто импровизировал, добавляя свои мелодии.

Когда Модесту исполнилось десять лет, его отправили учиться в немецкое училище Петришуле в Санкт-Петербурге вместе с его братом. Там он продолжал заниматься музыкой под руководством известного пианиста Антона Герке. К 1852 году Мусоргский уже написал свою первую пьесу для фортепиано. Родители были горды успехами сына, однако они не предполагали, что он свяжет свою жизнь с музыкой. Их семья имела военное происхождение, и они надеялись, что Модест пойдет по стопам своих предков. Поэтому было принято решение отправить Модеста учиться в школу гвардейских офицеров, где основное внимание уделялось дисциплине и строгости.

В 1856 году Мусоргский окончил гвардейскую школу и начал свою военную службу в Преображенском полку в Санкт-Петербурге. Благодаря проживанию в столице, у него появилось много друзей среди военных и творческой элиты.

Вскоре Мусоргский стал постоянным гостем вечеринок, которые устраивал композитор Александр Даргомыжский. Он также завел новых друзей, таких как Александр Бородин, Владимир Стасов, Милий Балакирев, Цезарь Кюи — влиятельные фигуры в российской культурной среде. Балакирев стал наставником для Мусоргского, занимаясь его музыкальным образованием. Вскоре Модест объявил о своем намерении уйти с военной службы, чтобы полностью посвятить себя музыке.

Музыка

Великий композитор начал свой творческий путь с переложения симфонических произведений, оттачивая свои навыки сочинительства и аранжировки. Однако вскоре он осознал, что ему не хватает размаха, и решил начать писать оперы. До этого он создал сонату для фортепиано, пьесу «Марш Шамиля» и два скерцо для оркестра, но теперь перед ним открылись новые горизонты.

Модест Петрович Мусоргский

В течение трех лет музыкант творил своё произведение, вдохновленный сюжетами трагедии «Царь Эдип» от Софокла, затем он попытался воплотить в музыку историю «Саламбо» Флобера, а затем приступил к работе над творчеством Гоголя, вдохновленный сюжетом «Ночи накануне Ивана Купала». Однако по мере написания частей музыкант разочаровывался в своих творениях, и в конечном итоге утратил к ним всякий интерес, поэтому ни одно из произведений так и не было завершено.

После этого Мусоргский начал создавать жанровые романсы – например, «Песнь Яремы», «Светик-Савишна» и «Семинарист», которые быстро стали популярными среди слушателей, хотя и не все одобрили их. В 1867 году композитор представил свою новую работу – симфонию «Иванова ночь на Лысой горе», которая изначально задумывалась как хоровая.

Модест Петрович Мусоргский

В это время Мусоргский вступает в группу под названием «Мощная компания», у него появляются новые друзья среди коллег-композиторов, разделяющих с ним интерес к национальным традициям. Страна находится в периоде политических изменений, и в воздухе «процветает» новая энергия, которая нашла отражение в чувствительной душе музыканта. У него возникает желание выразить в музыке драматические события прошлого и настоящего, показать развитие исторических моментов в России.

Участники клуба под названием «Могучая кучка» стремились объединить творчество и реальность, экспериментируя с нетрадиционными формами. В результате своих исследований, Мусоргский создал оперу под названием «Женитьба», которую сам композитор охарактеризовал как «разговорную оперу». Она стала своего рода разминкой перед написанием монументального произведения — оперы «Борис Годунов».

Модест начал работу над ней в 1868 году, и сюжет Пушкина легко сочетался с музыкой, так что через год он закончил клавир и основную партию. Интересно, что Мусоргский долго размышлял над своими будущими работами, и когда он принимался за написание музыки, он никогда не использовал черновики.

В соответствии с историко-поэтической концепцией, автор выбрал для основы две идеи — судьбу отдельного человека и судьбу всего народа, отказавшись от использования сольных арий и предпочтя масштабные хоровые сцены. В связи с этим руководство Мариинского театра не одобрило оперу «Борис Годунов», и премьера в 1870 году не состоялась.

После премьеры композитора омрачила неправдивая критика, но Мусоргский не обращал на нее внимания, так как публика положительно отреагировала на его произведение. Он вдохновленно приступил к написанию новой работы, на этот раз его заинтересовали кровавые стрелецкие бунты. Новое произведение Модест назвал «Хованщина». В отличие от предыдущей работы, этот процесс шел медленнее, чем он хотел. Он параллельно занимался другими проектами, такими как написание романсов и песен, впоследствии вошедших в сборник под названием «Детская». В его творчестве также были пьесы для фортепиано, объединенные в сборнике «Картинки с выставки».

К середине 70-х годов прошлого века Мусоргский прервал работу над оперой «Хованщина» и начал создание вокального цикла под названием «Песни и пляски смерти». Также он представил своим коллегам наброски к другой опере, которую назвал «Сорочинская ярмарка».

В течение следующих лет Модест переключался между этими двумя операми. Его финансовое положение становилось критическим, и он находился на грани нищеты. Это сильно замедляло его работу и оказывало давление как на его физическое, так и на психическое состояние. В 1879 году Мусоргский благодаря помощи друзей отправился в гастроли по России, где также был создан фонд на его поддержку. Благодаря этому композитор смог продержаться еще два года, но так и не смог завершить оперы «Хованщина» и «Сорочинская ярмарка».

Личная жизнь

Большую часть своей осознанной жизни композитор провел в Санкт-Петербурге, среди его знакомых были выдающиеся представители творческой и культурной элиты страны. Коллеги из группы «Могучая кучка» стали для него как семья, он делился с ними своими трудностями и достижениями, поражениями и победами.

Несмотря на множество влиятельных знакомств, он так и не смог наладить свою личную жизнь. Композитор так и не женился, у него нет детей. Ходили слухи, что в двадцатилетнем возрасте Модеста увлекла кабацкая певица, и что он даже снял для них квартиру. Но она оставила его ради другого мужчины, и это принесло композитору много страданий.

Еще одна женщина вызывала у Модеста нежные чувства — Людмила Шестакова, сестра композитора Михаила Глинки. Однако она не любила Модеста, скорее была материнской фигурой для него, о чем свидетельствует их переписка, которая хранится в архиве Мусоргского.

Особые отношения связывали композитора и Надежду Опочинину, которая была его дальней родственницей и старше его на 18 лет. Они проводили много времени за беседами, и Модест посвятил ей несколько романсов, в том числе «Надгробное письмо», написанный им к ее смерти.

Модест Петрович Мусоргский

Композитор был волнован еще одной женщиной — Марией Шиловской, прекрасной талантливой сопрано. Она также была гораздо старше его, и он посвятил ей романс.

Близкие отношения связывали композитора с Дарьей Леоновой, которая заботилась о нем в последние годы его жизни. Модест жил у нее на даче, они вместе гастролировали по югу России, где Дарья исполняла его «Блоху». Их возрастная разница также была довольно значительной, и к тому же у Леоновой был муж.

Смерть

В начале 70-х годов композитор впервые осознал, что у него начались проблемы со здоровьем. Причиной этому стали бурные годы юности, чрезмерные выпивки и нескончаемые пирования. Именно они привели к тому, что к 40-летию Мусоргский начал страдать от приступов безумия, вызванных употреблением алкоголя.

Модест Петрович серьезно боялся потери рассудка, поэтому решил, что ему необходим личный врач. Он решил обратиться за помощью к Джорджу Каррику, который в те годы был главой петербургского общества врачей, и попытался избавиться от вредной привычки.

Возможно, у него все и получилось бы, если бы в один «прекрасный» день композитора не выгнали со службы. Мусоргский переживал не лучшие времена, подступала нехватка денег, а также приступы белой горячки, от которых за это время случилось четыре. В итоге, композитор оказался в больнице. Друзья собрали необходимую сумму, чтобы оплатить его пребывание в лечебнице, но это не изменило ситуацию, просто на время отложило результат. Среди тех, кто пожертвовал деньги на лечение, был и Илья Репин, автор предсмертного портрета Мусоргского.

Алкогольный синдром снова напомнил о себе 16 марта 1881 года, вызвав очередной приступ, который и стал причиной смерти Модеста Мусоргского. Местом вечного покоя величайшего из русских композиторов стал Александро-Невский монастырь, где его и похоронили коллеги.

Оцените статью
Omnici.ru
Добавить комментарий