Первоначальным формирователем иудаизма является Моисей. Он знаменитый пророк, который выводил евреев из Египта и объединил народ под своим руководством.
Жизнеописание
Когда мы переводим имя Моисей с древнееврейского, то оно звучит как Моше и обозначает «спасенный» или «взятый» из воды. С точки зрения арабского языка его имя записывается как Муса. Исследователи Пятикнижия считают этого человека одним из великих пророков с еврейскими корнями, а также основателем иудаизма.
Согласно биографии Моисея из великой книги под названием «Исход», история начинается в период, когда население еврейского народа стремительно увеличивалось, вызывая беспокойство у фараона и его приближенных. Они опасались, что израильтяне могут обрести силу и осуществить переворот с помощью врагов Египта. Поэтому фараон издал указ о уничтожении всех новорожденных мужчин. Мать Моисея, Иохавед, по страху за своего сына, спрятала его в плетеной корзине и отпустила по течению Нила. Судьба хотела, что дочь фараона нашла эту корзину и решила усыновить ребенка, как рассказано в книге.
В молодости Моисей стал свидетелем притеснения своих соплеменников. Он решил убить надсмотрщика, который жестоко обращался с израильтянами, и сбежал в земли, принадлежащие мадианитянам. Здесь, по его словам, к нему обратился бог, появившись из Неопалимой купины. Бог велел Моисею вернуться в Египет и просить фараона об освобождении израильтян.
Фараон отказал, и на десять дней страна погрузилась в хаос, переживая десять казней египетских. На одиннадцатый день Моисей вывел свой народ из Египта к Черному морю. Перейдя его, они остановились у горы Синай, где Моисей впервые узнал о десяти заповедях, как рассказывает «Исход».
Вместе с народом Израиля пророк бродил сорок лет по пустынным землям, пока они не достигли Ханаанских земель, где он ушел из жизни, взойдя на вершину горы Нево. Сегодня эта территория принадлежит Иордании, хотя не является частью Земли Обетованной.
Существование Моисея как реальной личности до сих пор вызывает споры среди исследователей Библии. Библеисты считают, что Моисей жил примерно в XVI—XII веках до н. э. и связывают его деяния с Новым царством.
Имя собственное
Как сказано в священной книге, имя пророка связано с его спасением из Нила. Фараонова дочь дала ему это имя. Оно также переводится как "вытаскивающий". Исследователи считают, что это словоигра, связывающая Моисея с его ролью в спасении израильского народа. Иосиф Флавий, древнеримский историк, почти дословно повторил толкование из библии.
Он говорит, что имя Моисей состоит из двух частей. Одна означает "спасенный", а другая — "мои", что на древнеегипетском звучит как "вода". Семитологи уверены, что происхождение слова связано с египетским "msy", что означает "рождать" или "сын".
Первоисточники
Главным источником информации о жизни пророка Моисея на сегодняшний день является библейское описание, написанное на древнееврейском языке. Его деятельности были посвящены четыре книги, объединенные названием «Пятикнижие». В них содержатся такие разделы как «Исход», «Левит», «Числа» и «Второзаконие», которые в целом рассказывают о бегстве евреев из Египта.
В открывающей части книги «Исход» читатель узнает о том, что родители будущего пророка были из колена Левия. Младенец появился на свет в Египте, во времена правления фараонов, которые не помнили «Иосифа», бывшего премьер-министра при предыдущем властителе. Новый фараон начал сомневаться в преданности потомков Израиля, и потому предписал превратить всех его наследников в рабов.
Несмотря на все попытки, усилия рабов не помогли сдержать быстрый рост еврейского населения, что привело к изданию указа о "утоплении всех еврейских мальчиков в водах Нила". Именно в это время у Амрама родился сын, которого его родители скрывали в течение трех месяцев. Когда это стало невозможно, мать сделала корзину из тростника и спустила ее с малышом в воду. Позже его нашла дочь фараона, и, несмотря на его еврейское происхождение, она не позволила убить ребенка.
На том же месте находилась Мириам — сестра будущего пророка. Она предложила звать кормилицу, которая воспитала дочь правителя. Оказалась, что это была Иохаведа, мать мальчика. Мальчика отдали ей, и она вскармливала его, воспитывая его наравне с отпрысками фараона. Эта знатная дама дала мальчику имя, заявив, что его имя значит "я из воды его достала".
Дальше в Библии говорится, что Моисей жил у своих родителей в раннем детстве, но точный возраст не указан. В книге сказано:
«И вырос тот мальчик, и мать привела его к дочери фараона, и назвала она его своим сыном».
Моисей вырос как приемный сын, но учился всем «тайнам Египета». Однако однажды он не послушался фараона, покинул дворец и пошел к простому народу. Увиденное огорчило его, и он рассказал об этом фараону. Во время своей «прогулки» Моисей увидел, как египтянин избивал несправедливо еврея. И тогда он убил египтянина и закопал его в песке.
На следующий день весь город уже говорил о чудесном спасении еврея.
Через несколько дней, во время прогулки, молодой пророк пытался примирить двух евреев, которые ссорились между собой. Один из них спросил парня: «Кто тебя сделал судьей? Ты собираешься убить одного из нас, как убил египетского воина?». Слухи о поступках Моисея быстро дошли до фараона, и поэтому парну пришлось бежать на земли Мадиама.
Когда Моисей сбежал из Египта, он нашел убежище в доме священника Иофора. Он проживал там некоторое время, заботясь о стаде, и впоследствии женился на одной из дочерей Иофора, по имени Сепфора. От этого брака у них родились два сына, Гирсам и Елиезер. Когда народ израильский покинул Египет, Моисей во главе могущественной армии уничтожил народ своей жены, мадианитян, жестоко истребив их.
В третьей части библейской книги «Пятикнижия» под названием «Части» рассказывается о том, что брат Моисея, Аарон, и его сестра, Мириам, часто упрекали пророка за то, что он взял себе жену-эфиопку. Некоторые исследователи библейских текстов утверждают, что здесь речь идет о другой женщине, которая появилась в жизни Моисея во время, когда он решил выводить свой народ из Египта. Однако другие исследователи считают, что это невозможно, так как иудейская традиция не разрешает принимать вторую жену, и потому речь идет именно о Сепфоре, о которой упоминали родственники Моисея.
Откровение
По обыкновению, пасущий скот на склонах горы Синай, Моисей внезапно услышал голос, который призывал его приступить к себе. Подойдя к неопалимой купине, юноша услышал приказ освободить свой народ, о котором ему говорил сам Яхве. Моисей спросил его, что нужно делать, особенно если люди не поверят. В ответ ему было дано умение творить различные чудеса. Рассказывается, что мужчина мог превратить жезл в змею и наоборот одним движением, а также показал, как его касание может вызвать проказу на руке, после чего она становится белее снега и возвращается к здоровью с такой же легкостью.
Аарон был назначен помощником Моисея Богом в его сложной миссии. Он должен был выступать как "уста" Моисея из-за его нечеткой речи. Вместе они пошли к фараону, чтобы попросить его отпустить народ Израильский. Интересно, что сначала они просили разрешение увести евреев в пустыню всего на три дня, чтобы они могли принести жертву своему богу и помолиться.
Бог показывал им тяжелый путь, являясь им днем в виде облачного столпа и ночью в виде огненного столпа, чтобы освещать их путь. Таким образом, народ Израильский смог перейти Черное море благодаря Божьему велению, которое открыло им путь и потопило армию фараона, пытающуюся догнать их. После перехода на другой берег Моисей, его сестра и весь народ молились Богу.
Пророк вел свой народ через Синайскую пустыню к земле Обетованной. В течение первых трех дней они брели без воды, но потом Бог указал им бросить дерево в испорченный источник, чтобы очистить его. В течение сорока лет блуждания по пустыне, Бог ежедневно помогал израильтянам и спасал их от смерти.
Моисей, обращаясь к Богу, смог добыть воду из горы Хорива, одним лишь ударом. В последствии, когда амаликитяне напали на израильтян, пророк вознес молитву на горе, и Бог помог им одержать победу.
После трех месяцев скитаний израильтяне достигли горы Синай, где Моисей получил «десять заповедей» в виде Скрижалей из камня, указывающих им путь к праведной жизни. Именно так Бог заключил завет с избранным народом. Также на этом месте Моисей получил указание построить Скинию для проведения богослужений.
В течение своей жизни Моисей дважды взошел на гору и пробыл там ровно сорок дней. Первый раз он поднялся на «вершину», а когда он вернулся, народ нарушил одну из заповедей, сделав идола в виде «золотого тельца» и начав поклоняться ему. Моисей был разгневан и разрушил идола, после чего вновь поднялся на гору, чтобы умолять о прощении за свой народ. Он вернулся со светящимся лицом, которое постоянно скрывал под покрывалом.
Никакие трудности не смогли отвратить Моисея от Господа, и он оставался верным слугой. Он вел народ, наставлял его и учил, рассказывал о будущем Израиля, хотя сам не смог войти в обетованную землю из-за греха непослушания, когда дважды ударил по камню, вместо того чтобы просить у него воду.
По мере приближения к завершению их странствия, когда народ начал жаловаться и утраиваться, Бог снова наказывал их, посылая «нашествие» змей. После покаяния, Моисей установил медяного змия в качестве символа исцеляющей силы.
Исследования биографии пророка показывают, что он ушел из жизни, не достигнув Земли Обетованной. Бог призвал его на гору Аварим, откуда показал ему всю землю от Дана до Галаад. Именно здесь Моисей ушел из жизни, и место его захоронения до сих пор остается неизвестным. Согласно некоторым источникам, это место расположено где-то на земле Моавитской, недалеко от Беф-Фегора.
Перед своей смертью пророк назвал преемника, который стал Иисус Навин.
Существуют данные, согласно которым Моисей прожил сто двадцать лет, из которых сорок лет провел в странствиях по пустыне.
Моисей в литературе и религиях
Если речь идет об античной культуре, то упоминания о Моисее встречаются как в греческой, так и в латинской литературе.
Иосиф Флавий в своем труде сообщает, что по записям историка из Египта Манефона, фараон изгнал больных и прокаженных в каменоломни, где они выбрали своим лидером Осарсифа, который после их ухода из Египта, сменил имя на Моисея и установил законы, запрещающие контакт с незнакомцами. Впоследствии Моисей начал войну против правителя, которую проиграл. Однако сам Флавий называет подобную информацию ложной.
Согласно Херемону, Моисей ранее был известен под именем Тисифен и жил в одно время с Иосифом. В то же время Помпей Трог называет Моисея сыном Иосифа.
В старых египетских текстах, которые дошли до наших дней, нет ни слова о пророке по имени.
Для иудеев Моисей является главным пророком. Именно его считают "отцом" всех последующих пророков. Даже если он не видел лицо Бога, он все равно разговаривал с ним "лицом к лицу, а не через гадания или видения". Согласно книге "Исход", которую иудеи почитают как святыню, именно Моисею Бог дал законы, которые стали основой иудаизма как религии.
Обычно иудеи называют Моисея "Моше Рабену", что означает "наш учитель".
В христианстве Моисей – это пророк Израиля, который получил от Бога десять заповедей. Его упоминание присутствует в Пятикнижии, входящем в состав Ветхого Завета. Верующие считают, что пророк был своего рода предвестником Христа, так как через него был передан ветхозаветный закон. В евангелиях также упоминается Моисей, который вместе с Илией сопровождал Иисуса на гору Фавор.
Преподобный Иоанн Лествичник в своем труде «Лествица» отмечал, что Моисей появился перед ним в своем физическом обличии. Икона с изображением пророка является важной частью православного иконостаса. В сентябре русская православная церковь отмечает день памяти Моисея.
В исламе Моисей (Муса) – это один из посланников Аллаха, которому был открыт Таурат.
Историчность
Вопрос о самом существовании пророка как личности и его роли в истории давно является предметом ожесточенных дебатов среди исследователей, историков и библеистов.
Первые сомнения в этом начали появляться в Новое время. Современные исследователи утверждают, что нет упоминаний имени Моисея в древнеегипетских письменах, также как нет и подтверждения его существования в археологических находках. Из-за этого некоторые библеисты и историки считают личность Моисея вымышленной легендой. Другие же утверждают, что из-за низкой развитости письменности в те времена события имели мало шансов быть увековеченными. Однако они все сходятся во мнении, что легенда о Моисее передавалась из уст в уста на протяжении долгого времени до того, как была записана, и, следовательно, она естественным образом подверглась изменениям и дополнениям.
Специалисты по Священному Писанию подчеркивают, что в древних рукописях Моисей вовсе не упоминается. Исходя из этого они сделали вывод, что в период устной передачи он либо не играл ключевой роли в Исходе, либо его вклад значительно преувеличен. По их мнению, только в более поздние времена, когда начали создавать письменные тексты о Моисее, был разработан соответствующий сюжет. Однако и этот вариант подвергается сомнению, поскольку упоминание имени могло зависеть от личных предпочтений автора.
Если рассматривать фараона, при котором происходили все эти события, здесь мнения расходятся. Хотя большинство все же склоняются к тому, что это был кто-то из Нового Царства.
Внешность
Сегодня информацию о внешности пророка можно получить только из иконописных изображений, которых к сожалению, сохранилось немного. На них он изображен как старец еврейской национальности, кроткого и добродушного. У него была небольшая седая борода, красивая и статная внешность. В руках он держал скрижали и жезл, на голове было покрывало, а на ногах — сапоги.
Иногда его изображают в молодости, когда он получает скрижали, или же когда снимает сапоги перед купелью.