Мольер — биография и произведения комедиографа

Французский драматург, актер и комедиограф Жан-Батист Мольер оставил свой след в истории 17-го века. Его произведения, такие как «Тартюф или обманщик», «Мнимый больной», «Мещанин во дворянстве» и другие, стали основой для многих театральных постановок.

Имя французского комедиографа Жана-Батиста Мольера известно всему миру. В XVII столетии он был признан великим комедийным талантом, однако мало кто знает, что его настоящая фамилия была Поклен, а псевдоним Мольер появился уже во время его театральной деятельности.

Ранние годы

Автор известной комедии родился в Париже 15 января 1622 года. Его отец и дед были мастерами по отделке стен, включая работу в королевском дворце. Отец был богатым человеком, что позволило ему легко приобрести должность дворцового камердинера и стать обойщиком-драпировщиком при дворе. Мать мальчика скончалась вскоре после его рождения.

Отцу мечталось, что его сын займет достойное место в королевском дворце. Он даже добился у монарха небольшой должности для Жан-Батиста, с которой тот мог бы начать свою карьеру. В подростковом возрасте мальчик едва освоил грамоту, и поэтому дед устроил его в Клермонский колледж иезуитов, чтобы исправить это положение.

В то время данное учебное заведение считалось одним из самых престижных во Франции. Здесь обучали древним языкам, латыни, философии и естественным наукам. Полученные знания дали молодому человеку возможность читать в оригинале сочинения Теренция и Плавта, а также переводить поэмы Лукреция.

После окончания колледжа Поклен-младший стал дипломированным учителем. Кроме того, в биографии Жана-Батиста была юридическая деятельность. Попробовав свои силы в адвокатуре и дизайнерском деле, будущий автор кардинально изменил свою жизненную тропу и полностью посвятил себя театральной деятельности.

Творчество

В течение некоторого времени Жан-Батист и его товарищи устроили свой собственный театр, который был назван «Блистательный». Именно тогда Жан-Батист принял псевдоним Мольер, под которым его знают во всем мире. Существование «Блистательного театра» было недолгим: из-за огромной конкуренции и недостаточного финансирования его деятельность в Париже пришлось прекратить. Мольер вместе с самыми преданными коллегами переехал во французскую провинцию, где публика была менее искушенной.

В течение тринадцати лет труппа Жана-Батиста путешествовала по городам Франции. Изначально Мольер играл трагические роли, но позже он стал комическим актером из-за увеличившегося интереса провинциальной публики к фарсам. Чтобы постоянно обновлять репертуар, молодой актер начал писать свои собственные пьесы. И вот Жан-Батист, мечтавший стать известным актером, превратился в одного из самых талантливых комедийных драматургов Европы.

Первое произведение Мольера получило название «Смешные жеманницы» и было впервые показано осенью 1659 года в одном из театров Парижа. Реакции на спектакль были разнообразные: часть зрителей была в восторге, в то время как другие считали его скандальным и пошлым. Позже была представлена комедийная постановка «Школа мужей», в которой Жан-Батист предложил способы воспитания молодых женщин. Затем последовала новая пьеса под названием «Школа жен». Великими произведениями Мольера считаются «Дон Жуан, или Каменный гость», «Тартюф или обманщик» и «Мизантроп».

Тартюф считал, что любые деяния можно оправдать добрыми намерениями, в то время как Дон Жуан был безбожником, погибшим под руку Каменного гостя. Альцест, не признавая своих пороков, в то же время был полон их.

Эти три знаменитые работы остались в памяти потомков, и хотя во время жизни их автора они приносили ему только неприятности. Сразу после первых постановок "Тартюфа" его запретили из-за возмущения верующих, которые обвинили главного героя в нападках на церковь и лицемерии в религиозных убеждениях.

Считается, что епископ столицы настоятельно рекомендовал не посещать "Тартюфа" и даже угрожал отлучением от церкви. Были священнослужители, которые предлагали сжечь безбожного автора на костре. Король не вмешивался в этот скандал открыто, но тайно поддерживал Жана-Батиста. В течение пяти лет шедевр не представляли ни на одной парижской сцене.

Реакция зрителей на спектакль «Мизантроп»

Спектакль «Мизантроп» вызвал у зрителей неоднозначные чувства. Главный герой, которого зрители сразу же сравнили с самим Мольером, показался людям чересчур мрачным и подавленным. Возможно, это было связано с тяжелыми переживаниями комедиографа в личной жизни. После свадьбы с Армандой у молодой семьи родился сын, который скончался, едва научившись ходить.

Сама же супруга нашла утешение в новых ролях и все больше увлекалась театральной жизнью, оставляя мужа в стороне. Это привело к частым конфликтам между супругами.

Комедия о Дон-Жуане была написана французским драматургом после запрета на публичные выступления его пьесы «Тартюф». Автор создал эту пьесу, чтобы помочь театру преодолеть финансовые трудности и поддержать актерскую труппу. Однако и здесь был неудачный и загадочный поворот событий: после многих показов пьесу запретили без объяснения причин.

Пьеса «Тартюф» привлекла внимание членов иезуитского ордена, и Мольер стал объектом нападок со стороны церкви на многие годы. Монарх, поклонник творчества Жана-Батиста Мольера, повысил его театр до звания «Королевские актеры», что позволило труппе получать щедрое жалованье из королевской казны.

Сейчас такие индивидуумы, как Мольер, считаются новаторами, в то время как в 17 веке их рассматривали как чрезмерно дерзких и свободных. Да, этот драматург писал пьесы, выходящие за рамки своего времени. «Обаятельная естественность» автора и его художественная свобода приближались к нарушению всех моральных норм, но именно это привлекало прогрессивную аудиторию. В настоящее время никто не подвергнет сомнению талант знаменитого французского драматурга.

Творческое наследие Мольера включает в себя 29 комедийных произведений, некоторые из которых были созданы по случаю дворцовых празднеств. Для удовольствия короля и его приближенных Жан-Батист создал такие шедевры, как «Блистательные любовники», «Господин де Пурсоньяк» и «Принцесса Элиды».

Личная жизнь

Комедиограф вступил в брак только один раз – его избранной оказалась молодая актриса, выступавшая под именем Арманда. Она была сестрой его бывшей возлюбленной Мадлен Вежар. Однако ходили сплетни, что девушка вовсе не сестра Мадлен, а ее дочь, рожденная от Жана-Батиста. Разумеется, общество глубоко осуждало такое его «безнравственное» поведение.

Современники писателя отмечали, что, как и многие комики, Мольер часто подвизался в меланхолии. Он был раздражительным, импульсивным и безумно ревновал свою возлюбленную Арманду. Причины такого поведения вполне понятны: автор «Дон Жуана» вступил в брак уже в пожилом возрасте, в то время как его любимая была молода, свежа и чертовски привлекательна.

Ревность Мольера усиливали постоянные слухи о поведении его супруги. В это дело вмешался монарх Людовик XIV, высоко ценивший творчество своего любимца. Он взял под свою защиту все произведения Жана-Батиста и стал крестным отцом для его первого и единственного сына. К сожалению, малыш скончался, прожив всего год.

Смерть

Не только в семейной жизни, но и в театре Мольер был ревнив. Он играл всех главных персонажей своих пьес, не доверяя эту роль никому из своих коллег. 17 февраля 1673 года артист снова вышел на сцену, чтобы сыграть ключевую роль в своей пьесе "Мнимый больной". Во время представления его состояние резко ухудшилось, и Мольер начал кашлять кровью. Его близкие решили отвезти его домой, где через два часа он скончался.

Парижский архиепископ пытался помешать похоронам, так как считал, что Мольер прожил греховную жизнь. Однако Людовик XIV вмешался и распорядился похоронить гениального соотечественника достойно.

Наследие

  • «Сид»
  • «Сганарель, или Мнимый рогоносец»
  • «Школа жен»
  • «Тартюф, или Обманщик»
  • «Дон Жуан, или Каменный пир»
  • «Мизантроп»
  • «Жорж Данден, или Одураченный муж»
  • «Господин де Пурсоньяк»
  • «Мещанин во дворянстве»
  • «Проделки Скапена»
  • «Мнимый больной»
Оцените статью
Omnici.ru
Добавить комментарий