Морис Равель — это известный композитор-импрессионист, который активно работал в начале ХХ века. В своем творчестве он внес значительные изменения в мир классической музыки, добавив в нее много новаторских идей. Его музыка оказала значительное влияние на будущее поколение композиторов. Одна из его композиций, написанная для балета под названием «Балеро», до сих пор исполняется на сцене театров.
Первые годы жизни
Родившийся 07 марта 1875 года в городе Сибур на юге Франции, будущий инноватор в музыке, имеющий в будущем звание композитора, вырос в окрестностях, граничащих практически с Испанией. Его отец, родом из Швейцарии, занимал должность инженера путей сообщения на железной дороге. Мать Равеля имела баскское происхождение.
Отчим Равеля, хотя он занимался профессионально, что было далеко от творчества, увлекался музыкой. Он умел играть на флейте и трубе. Именно отчим смог внушить интерес к музыке своему сыну. Кроме того, в доме маленького Равеля часто звучала музыка баскского фольклора. В будущем музыкант перенесет некоторые элементы баскского фольклора в свое творчество.
Спустя несколько месяцев после рождения сына, родители Равеля переехали в Париж, где он и вырос. В 7 лет отчим отправил его на уроки фортепиано, благодаря которым он в 14 лет становится студентом Парижской консерватории.
Парижская консерватория
Музыкальные наставники Равеля отмечали его необычный талант к новаторству в процессе обучения, но руководство консерватории не было готово к таким изменениям в музыке, и поэтому в 1885 году он был исключен из учебного заведения.
Проведя 2 года в поисках своего музыкального пути, он познакомился с Эриком Сати, который также, как и Морис Равель, был бунтарем и готов был экспериментировать с музыкой. Талант и оригинальность Сати вдохновили Равеля на создание и сочинение музыки.
В 1897 году музыкант снова поступил в Парижскую консерваторию, где его учителями были Форе и Андре Жедальж. В отличие от директора учебного заведения Теодора Дюбуа, который был ярым консерватором и не одобрял бунтарского мировоззрения музыканта, оба учителя ценили талант своего ученика и оказали сильное влияние на его дальнейшее развитие. Через три года, в 1900 году, Мориса вновь отчислили, но ему было позволено посещать классы Форе как вольнослушателя, что он и делал до 1903 года.
Участие в конкурсе для молодых композиторов Prix de Rome
Благодаря своей настойчивости, Морис Равель все-таки завоевал признание у публики. В течение четырёх лет (с 1901 по 1905 год) он неустанно пытался получить Римскую премию, но безуспешно. Судьи не признавали его как композитора-новатора и не допускали до финала. Однако в 1905 году, когда его исключили из первого раунда, даже критики, не являвшиеся его поклонниками, не могли остаться равнодушными к такому явному недооцениванию его таланта. Официальной причиной его исключения стал возраст. По правилам конкурса только молодые до 30 лет могли участвовать, а Морису оставалось всего несколько месяцев до своего 30-летия.
Парижские газеты обсуждали этот инцидент, что привело к ожесточенной реакции общественности в поддержку Равеля. Ситуация обострилась, когда выяснилось, что один из членов жюри, профессор Шарль Ленепве, помог своим ученикам пройти в финал конкурса. Тем не менее, сам профессор отрицал все обвинения, утверждая, что это был всего лишь случай.
Из-за всего этого скандала директор консерватории Дюбуа был уволен, а его место занял Форе. Благодаря этому скандалу общественность узнала о таланте Мориса Равеля, и его музыка в итоге получила широкое признание в официальных музыкальных кругах.
Творчество
Начав сочинять по настоянию своего учителя Форе, Равель уже имел за плечами несколько пьес для фортепиано: «Павана на смерть инфанты», «Игра воды», «Струнный квартет», «Античный менуэт», которые были известны и популярны. Поэтому когда его конкурсную работу отклонили без оснований, многие его поклонники встали на его сторону.
После того, как стало известно, что конкурс проводится нечестно, популярность Мориса выросла: о нем заговорили, много обсуждали, а его музыка стала звучать на концертах. Скандал, который не был задуман, принес ему признание и позволил изменить взгляды консерваторов на новое направление в классической музыке.
Первой мировой войны Морис приостановил свою музыкальную карьеру и отправился на фронт. После войны он продолжил свою деятельность, но уже в жанре инструментальных пьес. Он написал «Гробницу Куперона» и музыку для балета «Дафнис и Хлои» и «Вальс».
Композитор путешествовал и давал концерты по Европе, принося в свое творчество чувства, которые испытал во время различных путешествий.
Один из последних творений «Балеро» автора набрало популярность во всем мире. Это произведение можно услышать на сценах театров и по сей день. Ида Рубинштейн, балерина, послужила вдохновением для написания этой композиции.
В конце своей жизни Морис Равель был малопродуктивным. В 1932 году во время своих гастролей он попал в автомобильную аварию, которая привела к тяжелой травме головы. Важным событием в его творческой карьере стало создание «Трех песен», написанных для Федора Шаляпина.
В течение всего своего творческого пути музыкант оставался молчаливым о своей личной жизни, не оставив никакой информации о своих романах. Известно лишь, что у него не было официальной жены и детей. Никаких сведений о любовницах или любовниках также не сохранилось.
Смерть
После того, как произошла авария, здоровье композитора подорвалось. В 1933 году врачи обнаружили серьезное неврологическое заболевание, которое возникло из-за автомобильной аварии.
В 1937 году врачи приняли решение о проведении операции на головном мозге. Однако хирургическое вмешательство не принесло пользы Морису, а наоборот, ухудшило его состояние. Он скончался 28 декабря 1937 года и был похоронен в пригороде Парижа.
Музыкальные произведения
- Название первой композиции — «Старинный менуэт»
- Вторая композиция — «Шехеразада»
- Третья песня — «Павана на смерть инфанты»
- Четвертая композиция — «Игра воды»
- Пятая песня — «Шехеразада»
- Шестая композиция — «Отражения»
- Седьмая песня — «Испанская рапсодия»
- Восьмая композиция — «Испанский час»
- Девятая песня — «Ночной Гаспар»
- Десятая композиция — «Моя матушка Гусыня»
- Одиннадцатая песня — «Благородные и сентиментальные вальсы»
- Двенадцатая композиция — «Дафнис и Хлоя»
- Тринадцатая песня — Фортепианное трио ля минор
- Четырнадцатая композиция — «Гробница Куперена»
- Пятнадцатая песня — «Цыганка»
- Шестнадцатая композиция — «Дитя и волшебство»
- Семнадцатая песня — «Мадагаскарские песни»
- Восемнадцатая композиция — «Болеро»