Мухаммад Аль Бухари — биография богослова хадисоведа

Мухаммад аль-Бухари – известный восточный богослов, который распространял ислам и собирал хадисы. Он написал сборник под названием «Сахих аль-Бухари», который считается одним из самых авторитетных произведений в области суннитских преданий.

Имам аль-Бухари был создателем фундаментального сборника хадисов и самым уважаемым комментатором Корана в мусульманском мире. Интересно, что несмотря на свои убеждения, он умер, не обратившись в ислам.

Ранние годы

По Хиджре богослов появился в 194 году, что соответствует 810 году христианского календаря. Известно, что в раннем возрасте Аль-Бухари потерял зрение, но благодаря молитвам матери чудесным образом его вернул.

Отец мальчика был экспертом по хадисам, общался с ведущими учеными своего времени и в целом обладал обширными знаниями. Однако он скоропостижно скончался, не передав свои знания сыну. Воспитанием будущего имама и его брата занималась мать, верующая и очень образованная женщина.

Когда Аль-Бухари достиг возраста шестнадцати лет, он отправился в паломничество вместе со своей матерью и братом в Мекку. После завершения паломничества, его близкие вернулись в свой родной город, но он решил остаться в этом священном месте. Через два года он посетил Медину, где на могиле пророка возникли его первые книги с названиями «Кадаяс-Сахаба уат-Табиин» и «Тарих-уль-Кабир».

Ради новых знаний начинающий богослов посетил множество святых мест в Египте, Аравии и Сирии, неоднократно посещая такие города, как Багдад, Куфа и Басра. Иногда Аль-Бухари задерживался в этих городах на несколько лет, но каждый раз возвращался в Мекку во время хаджа.

Уже в десятилетнем возрасте Мухаммад начал интересоваться хадисами. У парня было множество учителей, однако наиболее ценные знания он получил от богословов Исхак ибн Рахвай и Али ибн Мадини.

Личные качества имама

Аль-Бухари отличался удивительной памятью и острым, проницательным умом. В возрасте семи лет он уже запомнил весь Коран наизусть и через три года знал несколько сотен хадисов. После прочтения текста всего один раз, молодой человек мог воспроизвести его с точностью до буквы.

Мухаммад по своей природе был полным аскетом. Он унаследовал приличное состояние после умершего родителя, которое использовал на благотворительность. Оставшись без средств к существованию, имам питался несколькими миндальными орешками в день.

Исследователи жизни богослова отмечают, что у него было еще одно особенное качество – он всегда ставил интересы других выше своих собственных. В то же время, его характер олицетворял непоколебимость и принципиальность. Эти черты проявились в ситуации с правителем Бухары, который просил имама обучить его наследников индивидуально.

Мухаммад вежливо отказался, объяснив, что человек должен сам стремиться к знаниям, а не ждать, что их принесут ему. Такой ответ сердил главу города, но он решил простить его в первый раз. Позже правитель повторил свою просьбу, и, получив новый отказ, сильно разозлился. Мыслителя изгнали из города. Граждане предложили Аль-Бухари приют, но он предпочел отправиться в город Хартанг.

У богослова было множество рукописных книг в его наследии, но основной труд его жизни — это сборник хадисов «Сахих аль-Бухари», который сегодня является каноническим и самым ценным в изучении преданий. Точная дата завершения работы над этим сборником неизвестна, но историки предполагают, что на его создание ушло около шестнадцати лет. Также известно, что во время работы над ним имам консультировался с тремя своими учителями: Ибн-уль-Мадини, Ибн Маиной и Ахмадом ибн Хальдалем.

По легенде, Мухаммад был вдохновлен своим сном на написание книги. Во сне теолог видел, что он стоит рядом с Пророком и отпугивает мошкару веером. После пробуждения писатель поспешил навестить нескольких толкователей снов, их вердикт был примерно одинаковым. Старцы считали, что Аль-Бухари был предназначен для очищения Пророка от лжи и неправильных толкований преданий, которые были в изобилии.

После того, как имам был утешен такой интерпретацией своего ночного видения, он приступил к сборке сборника хадисов. Для него главным условием была достоверность, поэтому он тщательно изучил цепочку передачи информации. Богослов переписывал книгу три раза за время её написания. Долгое время исследователи спорили о месте создания сборника.

Одни полагали, что это было в Басре, другие утверждали, что в Мекке, а третьи утверждали, что в Медине. Позже были найдены убедительные доказательства того, что работа велась в мечети Аль-Харам.

Смерть

Во время путешествия в Самарканд ученый внезапно скончался, оставив завещание и помолившись перед смертью. Его похоронили в его любимой деревне — Хартанке. Свидетели утверждали, что во время похорон возле могилы ученого возникла стена, поднимающая его душу к небесам, и вокруг запахло божественно. Этот аромат оставался несколько дней, и многие местные жители приходили любоваться этим чудом.

К могиле Мухаммада приходили не только его друзья, но и враги. Осознав величие его личности, они плакали, каялись и просили умершего прощения.

Однажды в Самарканде произошла сильная засуха, и даже всеобщий намаз не помог вызвать дождь. По совету старца городской имам созвал всех жителей и направился на могилу Аль-Бухари, чтобы провести молитву там. В результате начался такой сильный дождь, что людям пришлось задержаться в Хартаке на несколько дней.

Интересные факты

  • Одноприятель Посланника Божьего писали, что он часто просыпался по ночам, чтобы повторить написанные хадисы. Хотя автор книг обладал исключительной памятью и запоминал страницу с первого раза, он с удовольствием повторял и перечитывал каждый хадис. До такой степени имам любил сказанное Пророком.
  • Мухаммад обладал отменным здоровьем, был хорошо сложен и демонстрировал чудеса выносливости. Сохранились сведения, что писатель был отличным стрелком из лука и наездником.
  • Имам поклялся сам себе, что никогда в жизни не станет говорить плохое за спинами людей. Он мечтал встретиться со Всевышним без греха обсуждения за глаза – гибата.
  • При критике кого-либо мыслитель всегда использовал умеренные выражения и никогда не прибегал к радикальным высказываниям. Если ему предлагали ложный хадис, он говорил что "Этот хадис не учитывается" или "Не принимается".
  • В своих писаниях исламский правовед Аль-Навави описывал множество положительных качеств, с которыми Аллах наделил Аль-Бухари. Он был аскетичным, богобоязненным, усердным в поиске хадисов и очень щедрым на чудеса.
Оцените статью
Omnici.ru
Добавить комментарий