Муслим Магомаев известен как выдающийся исполнитель эстрады и оперы, обладающий уникальным баритоном. Он также является композитором и актером. В 1973 году ему было присвоено звание Народного артиста СССР.
Муслим Магомаев был не только известным певцом, но и достигшим невероятной популярности артистом. Он выступал на сцене Ла-Скала, пел с военным ансамблем, участвовал в «Голубом огоньке» и давал концерты в Дворце съездов. Его имя даже присвоили одной из малых планет. Миллионы фанаток не могли представить свою жизнь без его песен, гонялись за его фотографиями и автографами.
Но на самом деле жизнь самого популярного певца тех лет была далека от безмятежности. Он вырос без отца, не видел свою мать много лет и оказался в опале власти, несмотря на свои награды и регалии.
Детство
Муслим Магомаев родился в Баку, столице Азербайджана, 17 августа 1942 года. Его отец, Магомет Магомаев, работал художником в театре до войны, но ушел на фронт и погиб за пятнадцать дней до победы. Его мать, Айшет Магомаева, была актрисой в том же театре под псевдонимом Кинжалова и имела адыгейские, турецкие и русские корни. Муслим всегда говорил, что считает себя азербайджанцем, а Россия напоминает ему о матери.
Дед по отцовской линии, Абдул-Муслим Магомаев, был композитором из Азербайджана и стоял у истоков развития национальной классической музыки.
После того, как мама Муслима победила, она получила возможность работать в театре Вышнего Волочка и переехала с сыном в новое место жительства. В течение года он учился в местной музыкальной школе, где нашел новых друзей. Муслим предложил создать школьный кукольный театр, и его одноклассники поддержали его идею. Все куклы для представлений были сделаны им самим. Однако вскоре его мама решила, что ему нужно получать более серьезное музыкальное образование, и отправила его в Баку.
По приезде Магомаев поселился у дяди Джамала Магомаева. Мама в это время переехала в Мурманск, где устроилась в местный драматический театр. Она смогла вновь наладить свою личную жизнь, выйдя замуж и родив двоих детей – сына Юрия и дочь Татьяну.
Муслим уделял большое внимание своему музыкальному таланту и в свободное время наслаждался прослушиванием знаменитых пластинок с пениями таких знаменитых певцов, как Маттиа Баттистини, Энрико Карузо и Титта Руффо.
Соседом моего дяди был популярный азербайджанский певец Бюльбюль, и каждое утро я слушал, как он распевается. Вскоре я подружился с его сыном, который впоследствии стал известным композитором по имени Полад Бюль-бюль-оглы.
Я продолжал посещать музыкальную школу при Бакинской консерватории, но мог похвастаться успехами только наполовину. Если мои занятия сольфеджио, фортепиано и вокалом оценивались по высшему балу, то успехами по химии, физике и математике я похвастаться не мог. Как говорил сам я, во время этих занятий у меня как будто бы происходило отключение мозга.
Однако профессор и виолончелист Владимир Аншелевич заинтересовался Магомаевым и взял его под свое крыло, став его наставником. Благодаря помощи своего наставника Магомаев научился использовать свой голос наилучшим образом. Эти навыки помогли начинающему певцу справиться с партией Фигаро из оперы "Севильский цирюльник".
В течение учебы в музыкальном училище Муслим Магомаев усердно совершенствовал свой вокал. Он изучал у концертмейстера Тамары Кретинген, которая уделила талантливому ученику всё своё свободное время, а также у Александра Милованова. В 1959 году Муслим Магомаев успешно получил диплом об окончании музыкального училища.
Музыка
Муслим начал свою творческую биографию еще в очень юном возрасте. Всего ему было 15 лет, когда он впервые вышел на сцену Бакинского Дома культуры. Родные боялись, что его голос еще не выдержит нагрузок, и не разрешали ему петь на полную мощность. Однако он продолжал выступать тайком от семьи и получал первые овации в своей жизни. Муслиму повезло, и подростковая мутация голоса его обошла стороной.
Магомаев стал профессиональным певцом в 1961 году, когда выступал с ансамблем песни и пляски Бакинского военного округа. Через год он впервые исполнил композицию «Бухенвальдский набат» на молодежном фестивале в Хельсинки. В том же году он стал известным по всему СССР после выступления на фестивале азербайджанского искусства в Кремлевском дворце.
В 1963 году Магомаев дал свой первый сольный концерт в зале имени Чайковского. Также он стал солистом Азербайджанского театра оперы и балета имени Ахундова. В 1964 году он уехал в Италию, чтобы стажироваться в миланском театре Ла-Скала на протяжении двух лет.
В период 60-х Муслим активно выступал по различным городам СССР, принимал участие в постановках опер "Тоска" и "Севильский цирюльник". Приглашение от Большого театра на роль солиста он получил, но не желал ограничивать свой репертуар оперой.
В середине 60-х Магомаев отправился в гастрольный тур в Париж, где его выступление настолько впечатлило директора, что тот предложил певцу контракт на год. Речь шла о мировой славе в Париже, и Магомаев серьезно рассматривал этот вариант. Однако Министерство культуры Советского Союза поставило точку в этом вопросе, намекнув азербайджанскому певцу, что его присутствие необходимо на всех правительственных концертах.
Во время пребывания в Париже Магомаев узнал, что его уголовное дело стало фигурантом. Оказывается, во время выступления донских казаков, Муслим должен был выступить только в одном из отделений. Но вместо этого он пробыл на сцене свыше двух часов и заработал тройную оплату. Певец спокойно получил гонорар, так как его уверили, что Министерство культуры одобрило эту ставку.
Об открытии уголовного дела Магомаев узнал как раз во время выступления на сцене «Олимпии». Певец понял, что если не вернется, то подставит свою семью, поэтому отказался от выгодного контракта и вернулся в Советский Союз.
Решением суда было запретить проведение концертов за пределами территории Азербайджана. После этого у Магомаева появилось свободное время, которое он решил провести с пользой, поэтому он вернулся в студенческую скамью, этот раз по классу вокала Бакинской консерватории. После телефонного звонка Юрия Андропова Екатерине Фурцевой, официально занимавшей пост министра культуры, опалу с Магомаева была снята, и вскоре после этого он стал участником юбилейного концерта, организованного их ведомством.
В 1975 году Магомаев возглавил созданный им эстрадно-симфонический оркестр, удерживая эту должность в течение 14 лет. До 1989 года он и его музыканты постоянно гастролировали как в СССР, так и за рубежом. Певец активно продвигал современные западные музыкальные направления в СССР, что вызывало недовольство высшего партийного руководства страны. Под его руководством впервые в СССР зазвучала композиция Yesterday из репертуара знаменитых «битлов».
Магомаев тесно сотрудничал с композитором Арно Бабаджаняном, исполнив множество песен на его музыку. «Лучший город земли», «Свадьба», «Солнцем озаренный», «Чертово колесо» и «Ноктюрн» стали самыми популярными в его репертуаре, заставляя слушателей восхищаться ими буквально на лету.
После прошедшего в 60-х годах конкурса красоты в Ереване, Бабаджанян сочинил музыку, которая позднее стала одним из самых популярных хитов Магомаева — «Королева красоты». Этот трек участвовал в конкурсе «Лучшая песня 1965 года» и одержал победу.
Знаменитая музыкальная композиция под названием «Синяя вечность», в исполнении Магомаева, завоевала огромную популярность. Автором текста к этой песне был Геннадий Козловский, друг Муслима из Баку. Он переехал в Москву, где в 1979 году стал дирижером Эстрадно-симфонического оркестра Азербайджана.
У некоторых композиций из репертуара Магомаева также была сложная история, подобно судьбе их исполнителя. Песня «Лучший город Земли», написанная Леонидом Дербеневым и Арно Бабаджанян, звучала по радио в течение месяца, пока Никите Хрущеву не стала казаться, что в ней присутствует влияние западной культуры, и он запретил ее трансляцию. Песня была «реабилитирована» только после того, как Хрущева сместили с власти. В 2013 году, когда Москва отмечала свое 866-летие, эта композиция стала главным украшением праздника.
Песня под названием «Нам не жить друг без друга», написанная Николаем Добронравовым и исполненная Муслимом Магомаевым, по-прежнему является хитом. Также столь же эмоциональными являются еще две композиции певца – «Луч солнца золотого» и «Падает снег». Песня "Луч солнца золотого" звучит в исполнении мультипликационного героя Трубадура в мультфильме «Бременские музыканты».
В период с 60-х по 70-е годы музыкальная карьера артиста была на пике. Во время гастролей по городам Советского Союза и зарубежным турне певец собирал полные стадионы, его выступления проходили на лучших оперных и концертных площадках мира.
С 1998 года Магомаев больше не выходил на сцену. Он считал, что каждый талант должен быть реализован вовремя и не следует злоупотреблять им. В последние десять лет своей жизни Магомаев посвятил себя живописи, жил в столице и создал свой собственный веб-сайт для общения с поклонниками своего таланта.
Гейдар Алиев был лучшим другом Муслима на протяжении многих лет. Однако после его ухода в 2003 году артист стал изолироваться. Он все чаще страдал от болезней легких и сердца, которые усугублялись его привычкой курить до трех пачек сигарет в день. В это время должность министра культуры в Азербайджане занял Полад Бюль-бюль-оглы, с которым Муслиман вступил в конфликт. Магомаев часто высказывал свою критику в адрес политики, внедряемой новым министром в культурную жизнь страны.
В 2005 году Муслим Магомаев приобрел гражданство Российской Федерации, однако не прекратил себя считать азербайджанцем. Азербайджанская диаспора в России объединилась в общероссийскую общественную организацию, одним из лидеров которой был сам Магомаев.
Последнее произведение Муслима Магомаева под названием "Прощай, Баку!", написанное на стихи знаменитого русского поэта Сергея Есенина, было выпущено в 2007 году.
Личная жизнь
Муслим был объектом восторженного внимания всех девушек в музыкальной школе в Баку, но его сердце принадлежало только Офелии. Они быстро поженились, но вскоре осознали, что их брак был ошибкой. Год спустя они развелись, даже появление дочери Марины не спасло их от расставания.
В 1972 году артист встретил певицу Тамару Синявскую на декаде русского искусства в Баку. Несмотря на то, что Тамара была замужем, это не помешало им влюбиться. После знакомства Тамара уехала на год в Италию на стажировку, но это не разрушило их отношения. После её возвращения они больше не расставались.
Они по официальным регистрационным данным поженились в ноябре 1974 года. Несмотря на то, что они планировали сделать это скромно, их родственники организовали банкет в одном из столичных ресторанов.
Их семейная жизнь была похожа на американские горки. Оба были звездами, оба обладали сильными характерами, поэтому процесс притирки шел долго и трудно. Но они любили друг друга, а любовь, как известно, способна творить чудеса. Она скрепила их брак навечно, поэтому за бурными ссорами всегда приходило примирение, короткие разлуки не омрачали семейное счастье и в их жизни наступала новая страница отношений.
До самой смерти Муслима, супруги прожили вместе. Им нравилось отдыхать в Баку, готовить шашлыки на берегу Каспийского моря, любоваться восходами и закатами. Весной они переезжали на дачу под Москвой и проводили там летние месяцы, занимаясь садоводством. У них вырос прекрасный сад с альпийской горкой, а Муслим увлекся живописью, писал музыку и аранжировки на популярные мелодии.
Марина, дочь Муслима с первого брака, обладала музыкальным талантом, унаследованным от своего знаменитого отца. Она прошла обучение в музыкальной школе, научилась играть на фортепиано, но в итоге выбрала другую сферу деятельности, не связанную с музыкой или вокалом. Несмотря на это, она поддерживала теплые и близкие отношения с отцом до его смерти. Впоследствии она вышла замуж за Александра Козловского, сына Геннадия Козловского, автора стихов к композиции «Синяя вечность», добавившейся в репертуар Магомаева. В настоящее время супруги проживают в США, где также появился внук Муслима – Аллен, которого Муслиман успел увидеть перед своей смертью.
Смерть
Муслим Магомаев прекратил свою профессиональную деятельность из-за ухудшения здоровья. Он больше не мог выступать на сцене и устраивать бесконечные гастроли. Великий артист скончался 25 октября 2008 года на руках у своей любимой жены Тамары из-за атеросклероза и ишемической болезни сердца.
Родные, близкие и поклонники пришли в Концертный зал им. Чайковского, чтобы проводить легенду советской эстрады. Согласно его завещанию, артиста кремировали и похоронили в родном Баку, на Аллее почетного захоронения рядом с знаменитым дедом – Абдулом-Муслимом Магомаевым.
Память
Имя великого певца сохранено в названии малой планеты Солнечной системы, в документальных и художественных фильмах, снятых в разное время. Недавно был выпущен фильм «Магомаев», который поклонники увидели в 2020 году. Магомаева сыграл талантливый Милош Бикович, а его жену на экране предстала Ирина Антоненко. Другие роли исполнили Александр Нестеров, Светлана Устинова и Алена Ивченко.
Интересные факты
- В 1997 году название 4980 Магомаев было дано одной из малых планет Солнечной системы. Имя земной звезды останется в космосе навсегда.
- Муслим Магомаев гастролировал во многих европейских странах, включая Германию, Францию, Польшу, Финляндию и Болгарию. Эти гастроли принесли колоссальные прибыли в бюджет СССР, но сам певец не получал финансовой выгоды. Он пользовался мировой популярностью, но всегда предпочитал вернуться в СССР ради благополучия семьи, отказываясь от выгодных контрактов на Западе, несмотря на овации, которые он собирал в зале "Олимпия" в Париже.
Дискография
- Звучит Муслим Магомаев
- Благодарю тебя, Мелодия, 1995 г.
- Арии из опер, мюзиклов (Неаполитанские песни), Мелодия, 1996 г.
- Любовь — моя песня (Страна грёз), 2001 г.
- Воспоминания об А. Бабаджаняне и Р. Рождественском
- Концерт в зале Чайковского
- Великие исполнители России XX века
- С любовью к женщине
- Спектакли, Мюзиклы, Кинофильмы
- Рапсодия любви
- Муслим Магомаев. Импровизации
- Муслим Магомаев. Концерты, концерты, концерты
- Муслим Магомаев. Арии П. И. Чайковского и С. Рахманинова
- Муслим Магомаев. Песни на музыку Александры Пахмутовой, Бомба Мьюзик
Фильмография
- 1963 — «Концерт осенью»
- 1963 — «Голубой огонек-1963»
- 1963 — «Прощай, Муслим!»
- 1964 — «Голубой огонек-1964»
- 1964 — «Когда песня не заканчивается»
- 1965 — «В первом часе»
- 1966 — «Сказки русского леса»
- 1967 — «Я люблю тебя, жизнь. »
- 1969 — «Москва в нотах»
- 1969 — «Похищение»
- 1970 — «Бушует „Маргарита“»
- 1970 — «Ритмы Апшерона»
- 1971 — «Концертная программа»
- 1971 — «Поёт Муслим Магомаев»
- 1976 — «Мелодия. Песни Александры Пахмутовой»
- 1979 — «Прерванная серенада»
- 1982 — «Низами»
- 2002 — «Муслим Магомаев»