Нариман Нариманов: писатель, большевик, политический деятель, председатель СНК Азербайджанской ССР, деятель искусства, общественный деятель, нарком иностранных дел.
Нариман Нариманов играл ключевую роль в развитии идей на Востоке, проводил просветительскую и демократическую работу среди народных масс. На переломе 1890-х годов он выразил свою мысль:
«Важно внедрить в сознание нации, что государство должно служить интересам страны, а не наоборот. Трудящийся человек должен понять, что государство не возникло по воле божьей. Важно, чтобы он осознал это. В этом случае можно считать, что порох готов, нужна только искра».
Эта высказанная им мысль стала основой всей его жизненной деятельности.
Детство
Мирза Али Мехти Нариманов родился в многочисленной семье в Тифлисе весной 2 апреля 1870 года. Он был самым младшим из девяти детей. Семья Наримановых жила очень скромно. Его имя было дано в честь деда, Наримана Аллахверди, известного народного азербайджанского певца в Грузии. Князь Иоанн Багратиони в своей поэме «Калмасоба» упоминал имя деда рядом с именем армянского поэта Саят-Новы.
В своей автобиографии Нариманов писал, что его мать хотела отправить его учиться в школу, где преподавание велось на русском языке. Отец смог устроить его в «Горийскую семинарию». Там он учился три года, после чего его перевели на первый курс татарского отделения. После окончания трёхгодичного курса семинарии в 1877 году в Менглисе, Нариман начал вести свой автобиографический дневник.
Планы Наримана на продолжение обучения в учительском университете были нарушены скоропостижной смертью отца в 1889 году. Тем не менее, в 1890 году он успешно закончил Закавказскую семинарию в Гори, после чего принял решение преподавать в селе Кызыл-Аджали, расположенном в Тифлисской губернии. Однако его учебный товарищ уговорил его переехать в Баку и присоединиться к коллективу только что открывшейся прогимназии. В 1891 году Нариман прибыл в столицу Азербайджана и начал трудовую деятельность. Позже он преподавал в Бакинской мужской гимназии.
Нариманов всецело посвятил себя делу просвещения народа. Он пылает идеей организации библиотеки в Баку. Он активно обращается к различным издательствам и редакциям по всему миру, просит помощи, отправляет запросы на книги, журналы и газеты. Его настойчивость не знает границ, но его усилия увенчались успехом. Многие издательства и типографии откликнулись на его просьбы, и Нариманов смог собрать значительное количество литературы: книг на разных языках, периодических изданий, учебной литературы. Вскоре, в 1894 году, удалось открыть библиотеку. Изначально библиотека-читальня привлекла внимание мусульманского народа Кавказа и стала центром просвещения. В 1898 году в газете «Каспий» была опубликована статья, в которой сообщалось, сколько людей посетило читальню в 1897 году. Цифры впечатляют для того времени: 8 619 мусульман, 6 636 русских, 4 881 армян и так далее. Эти данные свидетельствуют о растущей потребности в чтении.
В 1899 году Нариманов разрабатывает несколько образовательных программ: для татарско-азербайджанского языка, для самостоятельного изучения русского языка азербайджанцами, и наоборот. Он обратился в Главное управление с просьбой разрешить издание газеты «Таза хабарлар» на азербайджанском языке, однако ему было отказано.
В 1898 году по указанию властей закрыли читальню. Противником библиотеки выступило духовенство, утверждая, что просвещение представляет «угрозу святотатства и неповиновения». Нариманова обвинили в искажении молодежи.
В 1895 году в Театре Тагиева в Баку была поставлена драма «Наданлыг» любительским составом, где Имран исполнил главную роль. Спектакль имел огромный успех, и в знак благодарности зрители подарили актёру памятные часы. На следующий год этот же состав впервые представил зрителям постановку по произведению Николая Васильевича Гоголя «Ревизор», перевод которой сделал сам Нариманов. В этом спектакле он сыграл городничего, и неопытные зрители были восхищены реалистичной игрой актёров. Этот спектакль стал удивительным событием в жизни азербайджанцев.
Позднее газета «Каспий» опубликовала мнения о данной постановке. Авторы выразили благодарность за отличный перевод и высоко оценили актёрский талант Нариманова. А в том же ноябре он порадует зрителей новым выступлением. На сцене будет представлена пьеса Нариманова «Беда от языка». В следующем, 1899 году, состоится показ пьесы «Разорённого гнезда». Нариманов исполнит роль Наджаф-бека впервые на азербайджанском языке.
Через несколько лет, специальная комиссия оценит всю работу Нариманова. В книге «Краткая история азербайджанско-тюркского театра» автор отметит Наримана Нариманова как первого исполнителя этой роли на его родном языке и самого лучшего.
В 1902 году он решает поступить в медицинское учебное заведение и поступает в Новороссийский университет. В 1903 году Нариманов, вместе со студентами, постановил комедию «Холостяк» Сергея Ивановича Тургенева. Представления проходят для матросов и рабочих. Он также выступает в качестве режиссера и исполнителя главной роли. В это время он также пишет комедии на азербайджанском языке.
В 1905 году он вступил в организацию «Гуммет» впервые. Организация была мусульманской социал-демократической. Под руководством Нириманова и его единомышленника Гасан-бека Зардаби был проведен первый съезд учителей мусульман в Баку, на котором было принято решение о введении азербайджанского языка в школах. На следующий день съезд посетил миллионер Гаджи Зейналабдин Тагиев, который выразил свое недовольство принятыми решениями, обвинив Нариманова в том, что он учится за его счет и выступает в революционных речах, вводя молодежь в заблуждение. В ответ Нариманов резко отказался от помощи Тагиева, чтобы быть свободным в своем выборе и не продавать свою душу за «презренное золото».
1906 год помечен первым переводом программы РСДРП на азербайджанский язык. Тогда он возглавлял социал-демократическую партию «Муджахид» и принял решение направить агитаторов в Персидские страны.
В 1908 году окончил медицинское образование и получил диплом врача. После этого устроился на работу в Тифлисе, а затем в Баку. 1 марта 1909 года Нариман Нариманов был арестован и заключен в Метехский тюремный замок. Его арест вызвал широкий резонанс в обществе, что нашло отклик в газетах и Государственной думе. В августе того же года его выслали в Астраханский край на пять лет. В 1911 году в ссылке Нариманов встретился с Ильей Мечниковым и помог ему в исследовании очагов чумы в Киргизии.
В 1912 году в Астрахани он стал председателем совета «Народных университетов». Там он активно занимается культурно-просветительской деятельностью и основывает первую мусульманскую театральную группу. Благодаря его усилиям, на сцене впервые звучит татарский язык. Нариманов сам выступает в качестве режиссёра и принимает участие в постановке спектаклей.
В мае 1914 года он начинает работать врачом в временной лечебнице в Чёрном городе Баку. В 1916 году он становится членом «Народного дома» — легальной Бакинской партийной организации большевиков. А годом позже он присоединяется к Бакинскому комитету РСДРП(б).
В марте 1918 года он присоединился к комитету по революционной борьбе в Баку. К началу лета он уже работал в качестве комиссара Бакинского Совнаркома. Немного позже его назначили возглавить народное образование в Астрахани. В 1919 году он получил очень важную должность. По предложению Владимира Ильича Ленина Нариман Нариманов был назначен заведующим отдела Ближнего Востока Народного комиссариата иностранных дел.
Г.В. Чичерин, занимавший в то время должность Наркома иностранных дел, написал в докладной записке к вождю, что на данный момент просто невозможно найти лучшей кандидатуры.
В Азербайджане
11-я Красная армия вступила в Азербайджан вместе с советской властью 27 апреля 1920 года. Вместе с бакинскими рабочими и большевиками они установили советскую власть и объявили Азербайджан независимой Советской Социалистической Республикой. Нариманов был назначен председателем Временного военно-революционного комитета Азербайджана сразу после прибытия в Баку 16 мая 1920 года.
Осенний сезон встречи народов Востока был организован Наримановым. Более 2000 представителей 37 мусульманских народов собрались на этом мероприятии. Среди почетных гостей съезда были такие личности, как Бела Кун, Субхи, Джон Рид, Мустафа и Хо Ши Мин. На встрече было создано Совет пропаганды и действий народов Востока, в который был избран и сам Нариманов. Именно благодаря его вмешательству и личному обращению к Ленину, были спасены от репрессий русских царских генералов Мехмандаров и Шихлинский.
После этого Нариманов быстро продвигался по политической карьерной лестнице. 12 марта 1922 года он получает новую должность — председателя Совета ЗСФСР, которую занимал до 13 декабря. Постановлением I-ой сессии ЦИК СССР, от 30 декабря 1922 года, он был назначен председателем ЦИК СССР.
В этом же году он становится членом советской делегации, принимавшей участие в Генуэзской конференции.
Кандидатом в члены ЦК РКП(б) Нариманов становится 25 апреля 1923 года. Его вклад в разрешение территориального спора о Нагорном Карабахе оказался ключевым, и благодаря ему эти земли остались в составе Азербайджана.
В 1924 году, помимо основной работы, он начал читать лекции в институте востоковедения при ЦИК СССР и в Коммунистическом университете трудящихся Востока. Его статьи публиковались в «Правде» и «Известиях», а также он писал труды о Ленине.
Литературное творчество
Нариманов считается одним из величайших азербайджанских писателей, а также он известен как драматург на своей родине. Он посвятил своё творчество теме освобождения Востока. Его произведения относятся к жанру реализма и быта, но в них также присутствует элемент публицистики.
Его значимые литературные работы внесли большой вклад в развитие культуры в Азербайджане. В 1989 году он написал и поставил на сцене театра пьесу «Беда от языка». В 1896 году был опубликован его роман «Бахадур и Сона». В этой книге рассказывается история любви азербайджанского парня по имени Бахадур и армянской девушки Сона. Этот роман вызвал негодование у духовенства и был первым реалистическим романом в истории азербайджанской литературы.
Он также считается основателем исторической трагедии. Его первое произведение в этом жанре, «Надир-шах», было написано в 1899 году и долгое время было запрещено царскими властями. Только после революции зрители азербайджанской сцены смогли увидеть эту постановку.
Повесть «Пир» раскрывает фанатиков духовенства царской России и в целом выступает против религии. «Пир» справедливо считается одним из лучших агитационно-пропагандистских и антирелигиозных произведений.
В этом же году он написал еще одну повесть «Наданлык», которая затрагивает ту же тематику. И в 1915 году был опубликован рассказ «Приключения одного селения».
В своем творчестве Нариманов защищал идею реализма и отвергал концепцию «чистого» искусства. Он создает литературные произведения, посвященные воспоминаниям о Ленине. В 1956 году по его произведениям был снят фильм «Шамдан-бек», а в 1962 году на сцене театра была поставлена постановка по его роману «Бахадур и Сона»
Личная жизнь
В 1915 году Нариман Нариманов и Гюльсум-ханум Мир-Кязим кызы обвенчались. Девушка была осведомлена в домашнем обучении и владела русским языком. Через четыре года у семьи появился долгожданный наследник, которого назвали Наджифом.
В 1940 году он заканчивает военное училище в Киеве. Во время Великой Отечественной войны, он является командиром танкового взвода. Он участвовал в освобождении Сталинграда и Донбасса. Наджиф погиб во время защиты Волновахи.
Смерь и похороны
19 марта 1925 года в Москве вечером умер Нариман Нариманов. Официальной причиной его смерти был назван сердечный приступ, который произошел вблизи Кремля. Однако существовали предположения о его отравлении, учитывая его длительные разногласия с Анастасом Микояном. Хотя официальной версии этой теории не было подтверждения. По всей стране был объявлен двухдневный траур. Прощание с Наримановым проходило в Кремлёвском зале Дома союзов. В течение 24 часов сочувствующие имели возможность попрощаться с ушедшим: его товарищи по партии, поклонники его творчества и простые граждане. День похорон был объявлен траурным, а все развлекательные мероприятия были отменены. Пять минут все предприятия по всей стране прекращали свою работу, а государственные флаги были опущены.
На 22 марта 1925 года на Красной площади с орудийным лафете был доставлен гроб с телом Нариманова, сопровождаемый К.Е. Ворошиловым, членами семьи Нариманова, членами ЦИК СССР, республик и другими политическими деятелями страны. Наримана Нариманова похоронили у Кремлёвской стены, и по сей день он остается единственным азербайджанцем, похороненным здесь. Прощальные речи произнесли М.И. Калинин, К. Каненев, М. Г. Цхакая, Н. А. Скрыпник, А.И. Исламов, и никто не выступил от Азербайджана.