Она была обычной девушкой из московской семьи, внешность у нее была далека от художественной. Для нее и для окружающих было удивительным, что она поступила в театральный вуз. Жизнь Натальи Гундаревой была полна преодолений — лени, сомнений в себе, непонимания от окружающих. Однако она преодолела все трудности и стала известной актрисой, ярким лучом света, не тускнеющим много лет.
Каждый фильм с участием Натальи Гундаревой был шедевром, обреченным на успех. Первая слава пришла к ней после выхода фильма «Здравствуй и прощай», а любовь зрителей и популярность принесла ей фильм «Сладкая женщина».
Детство и юность
Родившись 28 августа 1948 года на Таганке, Наталья Гундарева прошла детство в московской коммуналке. Её семья, состоящая из обычных советских инженеров, не отличалась творческими проявлениями. Отец, Георгий Макарович, работал инженером на автомобильном заводе, а мать, Елена Михайловна, занималась проектированием и руководством отделом в ЦНИИ, занимающемся разработкой конструкций для промышленных и торговых объектов.
Наташа всегда считала, что она получила от своих родителей самые лучшие черты их характера. Она была такой же мудрой, как отец, и настойчивой, как мама. Родители любили театральное искусство, а мама также участвовала в институтской самодеятельности. Она была талантливой актрисой, умело пела и участвовала в спектаклях. Наташа часто сопровождала маму на репетиции и выступления и восхищенно наблюдала за происходящим на сцене.
Возможно, мои скромные начальные шаги в мире искусства произошли, когда мне было всего пять лет. Это было моим первым знакомством с балетом и танцем знаменитой Галины Улановой, которая просто очаровала меня своим выступлением. Вернувшись домой, я объявила своим родителям, что тоже мечтаю стать артисткой.
Со временем я поняла, что у меня не самая подходящая фигура для балерины или актрисы, и поэтому начала заниматься баскетболом. Однако искусство оставалось привлекательным для меня, и я решила также присоединиться к школьному драмкружку. Мне было всего 12, когда мои родители разошлись, и я осознала, что моей маме будет тяжело одной зарабатывать на жизнь. Я начала зарабатывать немного денег, шив одежду для соседок.
Мать Натальи заметила, что её дочь все больше увлекается искусством, и поэтому не позволила ей поступать в театральный институт. Наталье пришлось пойти по пути родителей и учиться на инженера-строителя. Однако во время сдачи вступительных экзаменов в технический вуз, она встретила Виктора Павлова, с которым они оба занимались в Театре юных москвичей. Он был поражен её решением и сказал, что её место — в театре. Эта встреча изменила судьбу Натальи Гундаревой.
И вот она, удивительная рыжеволосая девушка с яркими черточками, уже стоит на пороге Профессионального театрального училища им.Щукина. Конкурс в 1967 году был просто огромным – 250 человек на одно место, но девушка была настроена очень решительно. Пока Гундарева шла к институту, начался ливень, который смыл ее тщательно продуманный образ – от многочасового макияжа остались лишь потеки, отутюженное платье висело мокрым балахоном, а шикарная прическа превратилась в беспомощные пряди.
Весь набор знаний и навыков, который был у нее на «вооружении», исчез, и только естественный талант остался, как и множество веснушек на молодом лице абитуриентки. Члены комиссии единогласно признали ее чудом с веснушками и поставили самую высокую оценку без колебаний.
Наталья посчастливилось – она училась в группе с Катиной-Ярцевой, а также Юрием Богатыревым, Константином Райкиным, Натальей Варлей. Но даже такая веселая компания не мешала ей учиться. Она была настоящим фанатом – не пропускала ни одного занятия, делала все записи и проводила все свое свободное время в спортзале. Надев несколько платков, девушка неустанно танцевала, чтобы добиться стройной фигуры, которую всегда считала не идеальной.
Наградой за ее труд стало приглашение от театра им.Маяковского, МХАТа и театра им.Вахтангова сразу после окончания учебы. Гундарева предпочла последний и всю свою жизнь была предана его сцене.
Театральная карьера Натальи Гундаревой началась с ее участия в существующем арсенале спектаклей театра. Ее первой заметной ролью стала постановка «Банкрот» в 1974 году. Она исполнила роль Липочки и сразу завоевала признание зрителей и похвальные отзывы критиков. После этого Гундарева приняла участие в постановках «Бег» и «Я стою у ресторана». Именно эти спектакли стали залогом потрясающего успеха и постоянных аншлагов Натальи Гундаревой.
Актриса впервые появилась на экране в 1966 году. Ее дебютом стал фильм «Хмырь». После выхода картины «Здравствуй и прощай» ее карьере повезло — она сыграла роль буфетчицы и завоевала популярность. В ее активе было множество успешных проектов, но наиболее запомнились «Осень», «Подранки», «Осенний марафон», «Сладкая женщина». В фильме «Сладкая женщина» она сыграла сразу три роли, воплощая разные характеры и судьбы. В 1977 году журнал «Советский экран» назвал ее «Лучшая актриса года».
Наталья Гундарева стала основной актрисой в спектакле «Леди Макбет Мценского уезда», постановка которого была возможна благодаря режиссеру Андрею Гончарову в 1979 году. Идея этой постановки возникла еще в 50-х годах, но тогда не удалась. Гончаров всегда говорил, что это произошло из-за отсутствия подходящей актрисы, как Наталья. Только она могла сыграть Катерину Львовну. Этот спектакль стал самым успешным в карьере актрисы и самым востребованным в репертуаре театра. Его играли в течение тринадцати лет.
В начале 80-х Наталья Гундарева добилась настоящего успеха. Режиссеры предлагали ей роли, зрители любили за ее простоту и душевность. В каждой роли она была естественной и органичной, будто не играла, а жила роль.
В 1983 году Гундарева снялась в фильме под названием «Одинокий предоставлен общежитию», режиссером которого был Самсон Самсонов. Наталья исполнила главную роль – неженатую «сват», которая помогает своим подругам найти достойных мужей, не задумываясь о своей собственной одиночной судьбе. Фильм заканчивается тем, что она находит своего идеального партнера в лице коменданта общежития, сыгранного талантливым Александром Михайловым. Этот фильм впервые поднял важную проблему одиночества у женщин.
Десятилетие 90-х годов не повлияло на творческий путь актрисы, но у нее появились первые признаки серьезного заболевания. Коллеги и знакомые узнали, что у Гундаревой диагностированы гипертонические кризы. Сохранить былой ритм стало сложно, несмотря на ее усилия не прерывать работу.
В это время ей предложили роли необычных советских женщин, а высокопоставленных дворянок. Гундарева исполнила роль леди Гамильтон в спектакле «Виктория?…», стала княгиней Шадурской в сериале «Петербургские тайны», и в 1991 году сыграла Елизавету в фильме «Виват, гардемарины!».
Её последней работой в кинематографе стал сериал «Саломея», вышедший в 2001 году. Гундарева сыграла Василису Саввичную. В том же году ей предложили сотрудничество с театром имени Чехова, она получила главную роль в постановке «Кабала Святош». Наталье Гундаревой было очень соблазнительно поработать в новом популярном коллективе, особенно учитывая интересную роль, но она отказалась — не хотела изменять своему привычному театру имени Маяковского.
Существует несколько версий, объясняющих, почему Гундарева отказалась от роли. Некоторые утверждали, что она не хотела «подводить» режиссера Гончарова, который увидел в ней великолепную актрису. По мнению других, в МХТ им.Чехова были свои правила и порядки, которые не понравились актрисе, поэтому она сначала вдохновилась ролью, но потом все же отказалась от нее.
Личная жизнь
Также нельзя сказать, что личная жизнь актрисы была скучной и однообразной. Наталья Гундарева была в браке три раза, но не имеет детей. По мнению ее родственников и друзей, она всегда выбирала недостойных мужчин, чтобы делить свою жизнь.
В 1973 году актриса впервые вышла замуж за режиссера Леонида Хейфеца, который был старше нее на четырнадцать лет. Наталья была успешной и преданной своей карьере, часто бывала на съемочной площадке или в театре, поэтому семейная жизнь уступала у нее второстепенное значение. Ее мужу хотелось большего, и из-за недопонимания брак продлился всего шесть лет.
В 1979 году Гундарева развелась с первым мужем, а вскоре в ее жизни появился актер Виктор Корешков. Они поженились, но этот брак также не принес счастья Наталье. В прессе появились слухи о романе Корешкова с известной певицей.
Новости об измене Натальи Гундаревой не привели к публичному скандалу, в то время она влюбилась в актера Сергея Насибова. Их страстные отношения привели к разрушению двух семей — Наталья развелась с Виктором Корешковым, а Насибов разорвал отношения со своей женой. Но их роман был недолгим, поскольку чувства постепенно угасли.
В 1986 году Наталья Гундарева встретила мужчину, который сделал ее счастливой. В этом же году она вышла замуж за актера Михаила Филиппова. В то время Наталья была популярной звездой, но она также мечтала о семье и детях. Однако все ее попытки забеременеть заканчивались неудачно из-за прерывания беременности в молодости, по мнению врачей.
Наталья обладала невероятной силой духа и волей, поэтому она спокойно отвечала на вопросы журналистов о потомках, утверждая, что ей не нужны наследники, так как у нее есть театр. Только самые близкие знали, какая боль была связана у нее с этой темой.
Судьба привела к Наталии Гундаревой Ирину Дегтеву, с которой они стали очень близкими друзьями. Филлипов шутил, называя ее «приемной дочкой», однако Наталья считала ее всего лишь подругой. Ирина тоже утверждала, что они просто друзья, но признавала, что их отношения иногда напоминали отношения между матерью и дочкой. Возможно, в глубине души актриса чувствовала себя очень одинокой и именно такое общение ей не хватало.
Михаил Филлипов был рядом с Натальей до самой ее смерти.
Болезнь и смерть
Лето 2001 года почти стало роковым для Натальи Гундаревой. Внезапно у актрисы стало очень плохо, и ее госпитализировали с подозрением на нарушение мозгового кровообращения, другими словами, инсульт. После краткого обсуждения было решено отправить ее в больницу имени Склифосовского, так как состояние ее здоровья очень беспокоило врачей. Через два дня у нее случилась кома, из которой медики буквально вытягивали ее десять дней. Благодаря своевременной помощи и неотступной заботе врачей она начала поправляться.
По словам некоторых экспертов, причиной инсульта, который произошел, не только была интенсивная работа в театре и кино, но и проведенная в 1999 году операция. Медики категорически не одобряли эту операцию из-за гипертонии и хрупких сосудов пациентки.
В течение четырех лет актриса боролась с последствиями инсульта, и таких упорных пациентов врачи встречают не так уж и часто. Но…
15 мая 2005 года Наталья Гундарева ушла из жизни после второго инсульта. Ее последним пристанищем стало Троекуровское кладбище.
Избранная фильмография
- 1972 — Привет и прощай
- 1978 — След на земле
- 1980 — Неприглашенный друг
- 1983 — И жизнь, и слезы, и любовь
- 1985 — Личное дело судьи Ивановой
- 1989 — Оно
- 1990 — Собачий пир
- 1991 — Затерянный в Сибири
- 1993 — Альфонс
- 1998 — Хочу в тюрьму
- 2001 — Саломея
- Наталья Гундарева: «Я предпочту адскую муку. Я к ней привыкла»
- Страница в Википедии