Наталья Кустинская — актриса театра и кино, мастер дубляжа, Заслуженная артистка РФ, которая стала известной благодаря своему участию в таких проектах, как «Три плюс Два», «Вечный зов», «Иван Васильевич меняет профессию» и другие.
Родившаяся в апреле 1938 года в Москве, Наталья Кустинская выросла в семье, где творчество было приоритетом. Ее родители, хоть и не были широко известными, были талантливыми людьми.
Мой отец был известным поэтом и работал директором на Мосфильме, одной из крупнейших киностудий в Европе. Моя мама была талантливым музыкантом и прекрасно пела. Она была красивой женщиной, с благородным видом, её породистость замечали все, кто её видел. Из раннего возраста стало очевидно, что их дочь обладает необычным талантом и большим будущим.
В нашем доме всегда было много шума, родители часто приглашали своих друзей, включая таких известных артистов, как Клавдия Шульженко и Лидия Русланова. Для кого-то эти имена были звёздами, а для нашей семьи они были как обычные друзья, которые могли заехать на чашку чая в любое время.
С самого детства она погружалась в мир артистической жизни, с ее радостями и трудностями, эмоциями и ожиданиями. Родители часто водили ее на концерты, за кулисы. Там она могла наблюдать за выступлениями многих артистов и видеть их работу. Можно сказать, что она росла в атмосфере творчества. Она унаследовала от своих родителей лучшие качества: прекрасный голос, красоту, артистизм, изящные манеры. Не боялась она выступать с чтением стихов, пением и танцами.
Первые шаги в искусстве
Увидев такой удивительный талант и неиссякаемый шарм, родители решили отправить ее учиться не в обычную школу, а в школу с художественным уклоном. Естественно, другого выбора у нее не было. Сразу стало понятно, что ее ждет карьера артиста. Однако она была очень рада такому развитию событий, ведь театральная атмосфера была для нее естественной.
Несомненно, она могла выбрать любой театральный ВУЗ в столице. И неудивительно, что ее выбор пал на великий ВГИК.
В 1961 году она успешно окончила ВГИК, учась в мастерской легендарных Бориса Бибикова и Ольги Пыжовой.
Она была известна как одна из самых привлекательных женщин с глубокими глазами. Ее легкость и воздушность поражали. Иногда ее одногруппники отзывались, будто она жила в совсем другом мире. Она всегда была дружелюбной, интересовалась делами других, но никогда не ожидала ответа, убегая на свои дела.
Во время учебы ее начали приглашать в кино. Например, Григорий Рошаль снимал фильм с названием «Хождение по мукам». Он настоял на участии в нем красивой студентки, которую он встретил в ВУЗе. Это была историческая драма, художественный фильм по роману Алексея Толстого. Такой старт был очень важным и почетным для любого актера. Студентам ВГИКа было запрещено сниматься в кино до получения диплома, так как педагоги считали, что это могло помешать учебе. Однако режиссер был настойчив. Он не захотел видеть никого другого в роли Маруси и никто не посмел возражать. Критики восхищенно встретили фильм, отметив драматический талант актрисы, и сразу признали ее восходящей звездой.
Известно, что ее пробовали на роль Тоси в фильме «Девчата», однако, несмотря на то, что режиссером был ее супруг, руководство фильма отвергло ее кандидатуру. Они считали, что актриса с такой благородной внешностью не сможет убедительно сыграть роль поварихи. Поэтому им предпочли другую очаровательную актрису, но с более простой внешностью: Надежду Румянцеву.
Есть мнение, что отказ был для Натальи очень тяжелым. Но есть и другая версия: режиссер, который также был ее мужем, не захотел брать ее в свой фильм. Он вообще был очень негативно настроен к ее участию в кино. Но это не остановило ее. Особенно учитывая, что Наталья только начинала свою впечатляющую карьеру, у нее было много сил, решимости и энергии. И все-таки настоящая слава нашла ее. Она снялась в фильме «Три плюс два». До сих пор зрители пересматривают эту простую комедию, которая пользовалась большой популярностью в СССР. Она снялась вместе с Натальей Фатеевой, Андреем Мироновым, Евгением Жариковым. Сразу после этого фильма актриса начала получать множество писем со всего Советского Союза. Впрочем, письма приходили всем актерам, сыгравшим в этом фильме. Мужчины признавались в любви, предлагали руку и сердце. И Наталья стала известна как «советская Бриджит Бардо».
Оглушительный успех
Известно, что главные роли в культовых фильмах сыграла актриса. Например, многие не знают, что фильм «Кавказская пленница», режиссёром которого был Леонид Гайдай, должен был иметь главную роль именно Натальи, а не Натальи Варлей. Но, к сожалению, ей пришлось отказаться, так как она уже обещала сыграть в фильме «Женя, Женечка и «катюша», который также стал культовым.
К сожалению, она заболела воспалением легких и не смогла принять участие ни в одном из проектов. Жаль, ведь ее талант мог бы украсить эти знаменитые фильмы. Самый пик ее карьеры пришелся на 70-е-80-е годы. В то время ее фильмография не была особо насыщена выдающимися ролями. Некоторые из них были небольшими, но запоминающимися. Другие были большими, но сами фильмы оказались не очень удачными. Например, в фильме «Иван Васильевич меняет профессию» она сыграла роль любовницы режиссера Якина, которая уезжает с ним в Ялту. Несмотря на поверхностность этой роли, она запомнилась зрителям. Затем последовал серьезный телесериал «Вечный зов», в котором она проявила свой драматический талант. Были и другие работы, например, «Шофер на один рейс».
Её не привлекали важные роли в советском кино, но зарубежные режиссеры обратили внимание на эту красавицу. Они пригласили её сняться с Шоном Коннери в фильме «Волшебная гора». Но КГБ запретил съёмки. Возможно, кто-то из высших чиновников решил наказать её за отказ. В 60-х годах французский журнал включил её в десятку самых прекрасных актрис мира. Известно, что Наталья Кустинская, возможно, создавала впечатление легкомысленной, но обаятельной, и мужчины притягивались к этой легкости, как мотыльки к свету. Но актриса была непоколебима, она отказывала высшим чиновникам, включая КГБ. Возможно, поэтому ей просто перекрыли кислород, особенно, если дело касалось съемок с американскими актерами.
Иногда актриса вспоминала, что ей, как и многим другим представителям советского кинематографа, приходилось участвовать во множестве мероприятий и вечеринок, включая те, которые посещали чиновники высшего ранга. Во время одного из танцев ее пригласил человек во власти, который начал делать ей признания в любви и предлагал стать его любовницей. Она не могла просто отшлепать его или уйти с мероприятия из-за этикета, поэтому ей пришлось танцевать с ним и делать вид, что из-за музыки она не слышит его слов. Тяжело даже представить, какой бремя несут на себе красивые женщины, включая актрис, особенно в советское время: их зависимость от режиссеров, высокопоставленных чиновников и цензоров была колоссальной. Кроме того, многие нечестивые люди во власти рассматривали актрис как потенциальных любовниц.
Спад творчества
В 80-ых годах начался спад в творческой активности. Естественно, это было связано с возрастом: ведь на тот момент актрисе исполнилось уже за 40. К тому же, словно по чьей-то злой воле, обстоятельства стали складываться не только не самым лучшим образом, но и трагично.
К примеру, в спектакле «Поцелуй меня, Кэт», который был представлен на сцене театра, актриса неудачно сорвалась с лестницы и серьезно травмировала бедро. У нее был открытый перелом, и зрители были в шоке. Люди увидели кровь и актрису, которая теряла сознание. Кто-то побежал к выходу, другие стали спасать артистку, началась истинная паника. После этого случая исполнительница очень долго приходила в себя, вылечивая тяжелую травму. Но это было только начало ее мук. Совсем скоро, когда она чуть-чуть поправилась, она вышла погулять со своей собакой. И вновь по странному стечению обстоятельств собака внезапно резко дернулась и понесла вперед свою хозяйку. Наталья упала с лестницы и чуть не погибла. Артистку доставили в институт Склифосовского, где ее спасли буквально чудом.
Постепенно истощались предложения режиссеров. На их место приходили более молодые, уверенные в себе и активные актрисы. Если посмотреть на фильмографию знаменитости, то станет видно, что в 80-ые годы она снималась намного реже. За десятилетие вышло всего 5 фильмов с ее участием. И в них она играла не основные роли. К тому же, среди этих фильмов нет действительно культовых, которые стали бы настоящими хитами. Хотя они были вполне приемлемы: это были уютные советские комедии, которые понравились не требовательной публике.
Личная жизнь
История жизни актрисы также переполнена трагедиями. Прежде всего это связано со смертью ее единственного сына и загадочной смертью ее единственного внука в юном возрасте. Ее сын очень пострадал от этого, изолировался, и его поведение стало странным и отчужденным. Никто не мог понять, что происходило с ним и как ему помочь. Потом, в результате трагических обстоятельств, он погиб, и точная причина его смерти так и не была установлена. Одни говорят, что это была несчастный случай, что он упал. Но этот вариант звучит неубедительно. Сама Наталья утверждала, что ее сына убили.
Конечно, это было огромным ударом для нее. Старые травмы сразу сказали о себе, появился сахарный диабет, начались серьезные проблемы с позвоночником и суставами. Но женщина так и не смогла встать на ноги после этого трагического периода.
Ее первый муж был режиссером Юрием Чулюкиным. Однако он был очень ревнивым и не хотел, чтобы она снималась в кино, почти не приглашал ее в свои фильмы. К тому же, в 1966 году она узнала, что у него появилась любовница. Развод был очень болезненным и муж не соглашался на него. Эта драма тянулась целых пять лет и ужасно изматывала актрису.
Второй раз Наталья вышла замуж — за Олега Волкова, сотрудника Внешторга. В начале всё было хорошо, хотя ходили настойчивые слухи о том, что известный космонавт Борис Егоров ухаживает за Наташей. Так продолжалось три года, после чего их брак распался, и Наталья действительно вышла замуж за своего возлюбленного Бориса Егорова. Он тоже был в тот момент несвободен, так как был женат на Наталье Фатеевой. Но он оставил её ради Наташи Кустинской. Слухи об этих отношениях, разрывах и любовном треугольнике распространились по всей стране. Считается, что Наталья Фатеева и Наташа Кустинская с тех пор были непримиримыми врагами. В любом случае, женщина прожила два десятка лет со своим мужем — космонавтом Борисом Егоровым.
В итоге его измены изменили его семье и она не смогла простить. Хотя позже в интервью она признавалась, что поспешила с решением. Через 3 года после разрыва ее муж скончался. Актриса была замужем за профессором МГИМО Геннадием Хромушиным. Он умер в 2002 году, не справившись после операции. Скоро после этого умерли и их сын и внук.
С тех пор в ее жизни начался настоящий ад, ибо сразу возникли проблемы со здоровьем. Однако в 2004 году она вышла замуж за Владимира Масленникова, который умер в 2009 году.
Ее последний брак был очень странным. Она вышла замуж за Стаса Ванина (Кустинский). Но короткое время до его смерти этот брак был аннулирован судом.
Актриса признается, что ее жизнь стала настоящим адом, особенно после разрыва с Борисом Егоровым и враждой с Натальей Фатеевой.
Действительно, жизнь актрисы была полна трагедий. Она пережила потерю близких, и сама в последние годы своей жизни страдала от болезни, долгое время находилась прикованной к постели. Её жизнь оборвалась из-за пневмонии, которой последовал инсульт. Она так и не пришла в сознание и скончалась 13 декабря 2012 года. Её похоронили на Кунцевском кладбище Москвы вместе с её сыном.
Избранная фильмография
- В 1960 году прошли первые испытания
- В 1963 году вышел фильм «Три плюс два»
- В 1965 году был выпущен фильм «Спящий лев»
- В 1971 году вышла «Весенняя сказка»
- В период с 1973 по 1983 год вышел фильм «Вечный зов»
- В 1973 году вышел «Иван Васильевич меняет профессию»
- В 1982 году был выпущен фильм «Просто ужас!»
- В 1967 году был выпущен фильм «Девушки из Рошфора»
- В 1977 году вышел «Каскадёры»
- В 1979 году вышел фильм «Похищение по-американски»