Наталья Седых известна как известная актриса кино и театра, а также балерина. Она сыграла много ролей в кино и театре, но наибольшую известность и любовь зрителей завоевала ее роль Настеньки — главной героини в сказке «Морозко». Нежная, талантливая и удивительно прекрасная, она словно заиндевевшая снежинка.
У Натальи Седых было будущее великой фигуристки или прима-балерины, но слава пришла к ней после исполнения главной роли в фильме-сказке «Морозко». Даже спустя годы, когда милая пятнадцатилетняя девчушка стала взрослой женщиной, ее узнавали по голосу и называли не иначе, как Настенькой.
Детство
10 июля 1948 года в Москве появилась на свет Наталья Седых. Ее семья жила в небольшой двухкомнатной квартире недалеко от метро «Динамо», где служил ее отец, полковник авиации. Когда Наталье исполнилось 4 года, она впервые увидела выступление фигуристов по телевидению.
Наташа была восхищена одной из фигуристок — спортсменкой из Чехии, Индрой Крамбеловой, и упросила своих родителей отвести ее туда, где учат кататься так красиво. В семье ее особо не баловали, но на этот раз они решили уступить ее желанию, и вскоре мама с дочкой отправились на стадион. Наташа была слишком маленькой для занятий фигурным катанием, и ее естественно отказали принять. Но Наташа не расстроилась, она выскочила на середину большого ковра и начала изображать вращение, танец, различные фигуры. Весь тренерский состав катался по полу от смеха, но ее смелость и находчивость были вознаграждены. Тренер Т. Гранаткина, которая вырастила многих известных фигуристов, согласилась заниматься с этим молодым талантом и взяла ее в свою секцию.
В четырехлетнем возрасте Наташа впервые попробовала надеть коньки и стала самой молодой фигуристкой СССР. Она всегда брала с собой игрушки на тренировки и проявляла высокий профессионализм в выполнении движений. Однако вскоре стало очевидно, что девочка не просто катается, а старается танцевать на льду, что приносит ей огромное удовольствие. В связи с этим родители и тренер решили, что ей необходимы отдельные занятия классическим балетом, учитывая ее явный талант. Старшая Наташа начинает готовиться к вступительным экзаменам в хореографическое училище. После поступления она не оставила фигурное катание, и каждую свободную минуту проводила на льду.
Первый опыт в кино пришел к Наташе в шестилетнем возрасте. Девочка снялась в рекламном ролике «Берегись пожара», а затем сыграла в учебном фильме на французском языке.
В компании своего тренера Наталья создала оригинальный номер под названием «Умирающий лебедь», который она представила на спортивном празднике. И совпало так, что известный режиссер А.Роу увидел трансляцию этого праздника по телевизору, в то время как он искал актрису для главной роли в своем новом фильме «Морозко». Наташе очень понравилось его внимание, и она была приглашена на встречу, чтобы познакомиться со сценарием фильма.
Легендарный «Морозко»
Многие актрисы мечтали сыграть Настеньку, но в итоге на финальных пробах остались только две претендентки – Наталья Седых и Надежда Румянцева. Наталья не надеялась на успех, но старалась проходить пробы на высоком уровне. Когда ей сказали, что она получила роль, она была в восторге.
Учителя хореографической школы были возмущены, так как Наташа должна была отсутствовать на уроках из-за съемок. Для создания настоящих зимних пейзажей съемочная группа отправилась на Кольский полуостров. Однако педагог С.М.Мессерер уладила все организационные вопросы, и девушка уехала на съемки.
Съемка прошла легко, без каких-либо проблем, но один эпизод из жизни Натальи запечатлелся в ее памяти навсегда. Сцена, где Марфушенька попадает в прорубь, а Настенька должна была прыгнуть туда же и спасти ее. Нате было очень страшно прыгать, вода была грязной, с кучей пиявок.
Три раза после команды «Мотор!» девушка добегала до воды и останавливалась, как вкопанная, не в силах преодолеть свой страх. На четвертый раз режиссер накричал на нее и она со страху плюхнулась в этот грязный пруд.
Экраны мира познакомились с этой сказкой в далеком 1964 году, и она сразу завоевала сердца не только малышей, но и взрослых. 15-летняя Наталья Седых внезапно стала настоящей звездой, которую узнавали на улице и просили об автографе. Однако девушка не потеряла голову от внимания, как она сама сказала, в ее детстве уже посеяли прививку от «звездной болезни», когда в четыре года она впервые вышла на лед в коньках.
Карьера в кино
После скандальной популярности Настеньки, девушку приглашают сняться в кинофильме «Дети Дон-Кихота», где она исполнила роль веснушчатой Моти. В 1967 году у нее появляется еще одна важная роль – Аленушка в сказке «Огонь, вода и медные трубы», которую снял тот же Роу. Через два года вышел фильм «Голубой лед», в котором Наташа сыграла Лену Берестову, а на роль ее партнера пригласили известного фигуриста А.Горелика. Наташе с трудом удавалось вырываться на съемки, ведь ей приходилось пропускать занятия в хореографическом училище. Но сюжет фильма был о фигуристах, и Наташе очень хотелось сыграть эту роль. Она воспринимала эту роль как свою лебединую песню в танцах на льду.
В 1970 году вышел телевизионный фильм-опера, где Наталья исполнила роль Нинетты. После этого она начала отказывать во всех предложениях, которые поступали от режиссеров. Она была слишком занята в хореографическом училище и не могла больше уделять время съемкам. Наталья попросила всех прекратить беспокоить ее, перестать звонить и удалить ее из базы данных, так как она больше не собиралась сниматься в кино. Несмотря на ее талант и востребованность, она решила окончательно завершить актерскую карьеру.
Вопреки её выбору, её поклонники не переставали обращаться к ней, выжидать у знакомого подъезда, искать и просить подпись.
После окончания училища по хореографии в 1969 году, Наталья начала свою профессиональную карьеру в Большом театре. Сначала она работала в кордебалете, но вскоре проявила свой талант, и ее стали приглашать на соло исполнение центральных партий. В театре ее постоянными партнерами стали А.Богатырев и В.Барыкин.
Наталья проехала во всех уголках мира вместе с труппой Большого театра, она сыграла в спектаклях «Спящая красавица», «Щелкунчик», «Чайка». Самым большим творческим достижением в ее балетной карьере была роль Кики в балете «Анна Каренина», где она блестела на одной сцене с Майей Плисецкой и Марисом Лиепой.
Театральные подмостки
В 1990 году Наталья Седых начала заниматься театром. Она была принята в труппу «У Никитских ворот», под руководством М.Розовского. Ее можно увидеть в спектакле «Майн Кампф. Фарс», где она полностью исчезает под образ властной фрау Смерть, подруги фюрера. Сложно поверить, что это та же самая Наташа – милое и нежное создание с тихим голоском. Она страстно нашептывала Гитлеру о том, сколько людей они уничтожат, отправив их на тот свет. Трудно поверить, что эта актриса когда-то была скромной Настенькой.
Наталья Седых осознала очень быстро, что ей не хватает возможности работать на съемочной площадке, хотя всегда считала, что балет — это ее призвание. Совмещение двух профессий оказалось непростой задачей, и актриса приняла решение вернуться к работе в кино. Она никогда не пожалела о своем выборе.
В 1994 году она приняла участие в съемках фильма «Тень-брень» и драмы «Я свободен, я ничей». Через пять лет Наталья сыграла Нору в картине «Два Набоковых». Год спустя она сыграла небольшую роль в короткометражном фильме «Синоптик». В 2000-х годах она снялась в новых работах – фильмах «Лучшее время года» и «Перемирие», которые были сделаны С.Проскуриной. Кстати, фильм «Перемирие» был награжден на фестивале «Кинотавр-2010».
Личная жизнь
Первый раз сердце у Наташи начало биться сильнее, когда она увидела Эдуарда Изотова, своего партнера по картине «Морозко». Девушка влюбилась в него до безумия, хотя никто не знал о ее чувствах. Они не смогли быть вместе, ведь Наташе было всего 15 лет, а Эдуарду — 33, он был женат и у него была пятилетняя дочь.
В 70-х годах у Натальи появился богатый иностранец, имени которого она никогда не называла. С первой встречи он начал ухаживать за ней, дарить дорогие подарки и предлагать брак. Но его чувства остались безответными.
Наталья Седых вела роман с известным хореографом, о котором она предпочитает умалчивать. Им было комфортно вместе, ведь оба они были творческие личности. Но после знакомства со своим будущим супругом, актриса решила завершить этот роман. Возникла неприятная сцена ревности, во время которой хореограф даже угрожал Наталье ножом, после чего они расстались окончательно.
Своего будущего мужа артистка встретила в Ленинграде, куда приехала на гастроли вместе с труппой Большого театра. Его звали Виктор Лебедев, он был композитором, написавшим музыку к многим фильмам.
Они много разговаривали – он о музыке, а она о съемках в кино. Виктор не воспринял всерьез ее историю о участии в фильмах, и потом был очень удивлен, когда Наталью начали узнавать, здороваться и просить автограф. Возможно, прекрасную сказку, в которой играла его возлюбленная, он просто не видел.
Вот уже давно молодые люди вступили в брак и прожили вместе десять лет. За это время у Натальи родился сын по имени Алексей. Почти все годы его детства прошли в разъездах: он жил с мамой в Москве, а его отец находился в Питере. У них не было общего жилья – Наталья работала в Большом театре в Москве, который она не могла покинуть, а Лебедев не хотел оставлять любимый Питер. Несмотря на постоянные разлуки, они любили друг друга. Однако для мужчины было важно, чтобы женщина была всегда рядом, а не гастролировала на сцене в другом городе. И в итоге у Виктора появилась другая женщина, и супруги расстались. Они смогли сохранить дружеские отношения, а сын Алексей остался жить с отцом, который был ему необходим. В конечном итоге Алексей поступил учиться на факультет международных отношений в Санкт-Петербургском университете.
Избранная фильмография
- Одиннадцати удар
- 1964 Морозный ветер
- 1965 Потомки Дон Кихота
- 1968 Огонь, вода и бронзовые трубы
- 1969 Голубой огонь
- 2007 Лучшее время в году
- 2010 Мирное соглашение