Нестор Летописец – древнерусский автор, который жил в конце 11 — начале 12 века, известен как писатель и святой. Ему приписывают авторство трех важных произведений: «Повесть временных лет», «Житие Бориса и Глеба», «Житие Феофана Печерского».
«Повесть временных лет» – это одно из самых важных произведений Нестора, монаха Киево-Печерского монастыря, которое стало символом славянской культуры и древнерусской литературы. За этот уникальный труд его называют «отцом русской истории». Память о Несторе Летописце увековечена Православной церковью, он признан святым, и 9 ноября отмечается его праздник.
Ранние годы и монашество
Точный год рождения историка неизвестен, ученые только предполагают, что это произошло около 1056 года. О ранней биографии Нестора данных практически нет. Известно только, что в семнадцатилетнем возрасте он пришел в строящийся тогда Киево-Печерский монастырь, чтобы стать послушником и в дальнейшем принять монашество.
После смерти основателя монастыря Феодосия Печерского в 1074-м игуменом стал Стефан Блаженный, при котором состоялся монашеский постриг Нестора. В летописях сказано, что Стефан управлял обителью в течение четырех лет, отсюда историки сделали вывод, что ионический сан юноша принял приблизительно до 1078 года.
Считается, что юный послушник успел лично встретиться с Феодосием: именно он в конце XI века показал обществу место погребения игумена. Эти события Нестор позже описал в «Повести временных лет», где он сам представлен в образе «лаврского инока», но не под своим именем.
Даже если Нестор знал лично основателя монастыря, то общение между ними было крайне редким. Каждый день жизни монахов был расписан по минутам, большую часть времени они проводили в размышлениях о Боге и постоянных молитвах. О повседневной жизни монахов Нестор рассказал в своем произведении «Житие Феодосия Печерского», над которым он начал работать при игуменстве Иоанна (примерно в 1095 году).
«Повести временных лет» были закончены полностью в 1113 году, что является первой полной версией этого произведения. Считается, что после этого святой полностью посвятил себя богослужению.
В сохранившемся «Киево-Печерском патерике» нет описания внешности инока. И только в 20 веке известный столичный судмедэксперт Сергей Никитин смог воссоздать его портрет по найденному черепу. Автором самого известного скульптурного изображения Нестора является Сергей Алексеевич.
Работы летописца
Научные специалисты заявляют о том, что Нестор считается автором, как минимум, трех важных произведений, среди которых основной признана "Повесть временных лет". В кругах литературоведов данное произведение также известно как "Первоначальная летопись", поскольку оно является самым первым из известных сводов русской истории. Также распространено название "Несторова летопись", образованное от имени автора.
Творение под названием «Повесть временных лет» охватывает обширный период времени – от библейской эпохи до 1117 года. Известно, что несколько глав летописи Нестор написал в соавторстве с другими историками, чьи имена, к сожалению, не были сохранены.
Первыми героями произведения являются Ной и его три сына, которые разделили мир между собой. В труде Нестора объясняется происхождение различных народов – русских, немцев, варягов, рассказывается о появлении древнерусских городов.
Одной из важных дат, описанных в летописи, стал 852 год – время возникновения Русской земли. По словам Нестора, новую географическую точку на карте мира отметили Рюрик, Синеус и Трувор. Впоследствии Рюрик стал полноправным правителем. Самый известный эпизод произведения, описывающий смерть великого Олега от укуса змеи, известен каждому школьнику в России.
Сюжет продолжает рассказ о жизни князя Игоря, его супруги Ольги и наследника Святослава, подвигах героического Ярополка и принятии христианства Русью князем Владимиром в конце 900-х годов. Последним из князей, чья жизнь описана в «Повести временных лет», был Владимир Мономах.
Будучи человеком истинно верующим, Нестор уделял огромное внимание христианской религии. В начале повествования он обращается к библейским сюжетам, а в конце книги описывает чудесные события, сопровождавшие период крещения Руси.
Святой утверждает, что Бог обитает на небесах в окружении ангелов и состоит из трех лиц — Отца, Сына и Святого Духа. Отец небесный постоянно противостоит бесам, живущим не в аду, а в какой-то бездне. Нестор считает, что благодаря Крещению Руси человечество избавилось от соблазнов и невежества. Автор утверждает, что только праведники заслуживают место на небесах после смерти, рядом с Богом.
Еще одна летопись Нестора — "Чтение о житии и о погублении блаженную страстотерпцу Бориса и Глаба", или как ее называют современные историки, "Житие Бориса и Глеба".
Борис и Глеб, наследники великого князя Владимира, были примером смирения и благочестия, но их святую жизнь прервал сводный брат Святополк. Перед лицом смерти они не просили о пощаде или защите, а наоборот, молились о скорейшем принятии мученической кончины. Эта летопись была завершена в 1110 году.
Третий труд Нестора, «Житие Феодосия Печерского», дошел до наших дней лишь частично. В этом произведении, созданном до 1088 года, описывается жизнь Феодосия до его последнего дня. Особое внимание уделено его игуменству.
Память о святом
Вклад русского хрониста в сохранение родной истории невозможно переоценить. Он был причислен к святым как в Православной, так и в Католической церкви. В славянском мире 9 ноября отмечается день памяти этого святого, в этот же день отмечается праздник украинского языка и письменности. Мощи Нестора находятся в Киево-Печерском монастыре (лавра).
На старинных иконах часто изображали Преосвященного Нестора, и многие из них не имеют известного авторства. Самой известной художественной работой, посвященной этому историку, является полотно Виктора Васнецова «Нестор-летописец», созданное в конце 19 века. В настоящее время оригинал этого произведения находится в Третьяковской галерее.
Памятники Нестору воздвигли во многих городах, таких как Киев, Владимир, Борисполь и других. В Киево-Печерской обители построили две церкви в честь этого знаменитого историка. В 2006 году Национальный Банк Украины выпустил юбилейную золотую монету номиналом 50 гривен, посвященную памяти Нестора Летописца.
В академических кругах до сих пор ведутся дебаты о том, был ли Нестор настоящим автором «Повести временных лет». Многие ученые указывают на несколько несоответствий, которые подвергают сомнению авторство старца. Некоторые данные из «Повести» о Киево-Печерской лавре значительно отличаются от тех, что записал Нестор в своих достоверно приписанных ему записях, например, в «Житии Феодосия Печерского».
Краткое изложение событий прошлых лет представлено в различных списках, включая Московско-Академический, Радзивилловский и Лаврентьевский, в которых последняя запись относится к 1110 году. Далее повествование начинает игумен киевского Михайловского монастыря по имени Сильвестр, который утверждает, что летопись была создана им в 1116 году, во время правления Владимира Мономаха. Мы можем видеть сохраненную подпись, которая заявляет: «Игумен Селивестр святого Михаила написал книги си летописец».
Существует некоторая неопределенность относительно авторства «Жития Бориса и Глеба» и «Жития Феодосия Печерского». Нестор-агиограф оставил записи, которые без сомнения принадлежат святым. В этих записях стиль автора является уникальным и совершенно отличается от стиля, присущего вышеперечисленным произведениям.
Труды
- «Житие Феодосия Печерского» (1088);
- «Житие Бориса и Глеба» (1110);
- «Повесть временных лет» (1110-1118).