Никколо Паганини: биография, личная жизнь, фото и видео

Никола Паганини (1782─1840) — уникальный итальянский музыкальный гений, композитор, скрипач и гитарист, обладающий удивительным талантом. Он мастерски владел различными музыкальными инструментами, поражая публику своим высочайшим мастерством и исключительной чистотой исполнения. Паганини стал признанным классиком музыкальных вариаций. Многие могут с лёгкостью узнать его произведения, посвящённые операм «Моисей», «Золушка», «Танкред». Вершиной его творчества считаются «24 капричи», «Венецианский карнавал», «Вечные движения».

Детство и юность

Никколо Паганини появился на свет 27 октября 1782 года в небольшом квартале итальянской Генуи, который назывался «Черная кошка», в семье Антонио Паганини и его жены Терезы. Он был вторым ребенком и с самого детства страдал от болезней.

Однажды мать Никколо увидела во сне ангела, который предсказал будущее ее сыну как великому музыканту. С ранних лет родители заставляли его играть на скрипке, особенно потому, что старший брат Карло не обладал особым музыкальным талантом. Поэтому Никколо приходилось работать за обоих. Все его ранние годы были посвящены учебе игре на этом музыкальном инструменте.

Природа одарила итальянского парня уникальным даром — чувствительным слухом, способным улавливать мельчайшие нюансы звука. Ежедневно мальчик погружался в окружающий мир через разнообразные музыкальные звуки, которые он воспринимал с особым вниманием. Он старался воссоздать их на магдалине, гитаре или своей любимой скрипке, которая со временем стала неотъемлемой частью его души.

Отцу рано удалось увидеть талант своего сына, надеясь, что он принесет ему славу и богатство. Поэтому он заставлял маленького Никколо играть в чулане, чтобы постоянно улучшать свое мастерство. За малейшие ошибки его лишали еды, что отрицательно сказывалось на здоровье мальчика. Когда ему было всего 8 лет, Паганини уже написал скрипичную сонату и несколько вариаций для трубы. Со временем талантливый музыкант привлек внимание первого скрипача местной капеллы Д. Косто, который начал заниматься с молодым музыкантом. За полгода он передал свои ценные знания своему ученику, что позволило ему впервые выйти на сцену.

Никколо Паганини: биография, личная жизнь, фото и видео

Первые концерты

Музыкант впервые выступил публично в мае 1795 года в местном театре Сант-Агостино, чтобы заработать деньги на учебу у известного скрипача А. Ролла в Парме. В программе концерта были его знаменитые «Вариации на тему Карманьолы», которые понравились публике. После успешного выступления в местном театре, музыкант дал еще один концерт во Флоренции, чтобы заработать дополнительные деньги на учебу. Таким образом, отец и сын Паганини смогли отправиться в Парму к А. Роллу, но тот оказался болен и не принимал учеников.

Ожидая прихода учителя, мальчик взял скрипку, которая лежала в соседней комнате, и исполнил на ней новое произведение Ролла. Мэтр был восхищен выступлением и заявил, что больше не сможет ничему научить подростка. Он посоветовал обратиться к Ф. Паэру, но тот был занят музыкальными постановками и представил Паганини талантливому виолончелисту Г. Гиретти, который стал его новым наставником. Гиретти учил своего ученика создавать музыку исключительно по внутреннему слуху, не используя инструменты.

В 1797 году Никколо отправился в свое первое концертное турне по Европе вместе с отцом. Их путь проходил через такие города, как Милан, Флоренция, Пиза, Болонья и Ливорно. Его выступления оказались чрезвычайно успешными в каждом из этих городов, что вдохновило музыканта на создание новых произведений. Именно в этот период он написал большую часть известных 24 каприсов, в которых проявил всю глубину своего творческого воображения. Удивительное сочетание бесподобной виртуозности с гротескными образами и мощной динамикой сделали его музыку неповторимой.

Самостоятельная жизнь

Под бременем отцовского влияния, Никколо решил покинуть родительский дом и стать первым скрипачом в Лукке. Он с усердием возглавлял городской оркестр и давал концерты, параллельно коим предавался развлечениям, играя в карты и наслаждаясь жизнью. Влюбившись в «сеньору Диде», он даже оставил гастрольную деятельность на несколько лет, лишь наслаждаясь звуками гитары.

В 1804 году Паганини вернулся к творчеству, но вскоре стал придворным скрипачом в Лукке под властью Ф. Бачокки, супругой сестры Наполеона княгини Элизы, с которой у музыканта возникли страстные отношения. С 1808 года он вновь начал гастрольную деятельность.

В 1814 году Никколо был устраивал концерты на своей родине, где его встречали с огромным теплом, называя его гением. Публику поражала невероятная легкость, с которой он владел скрипкой, и виртуозное исполнение сложных партий. Поэтому неудивительно, что музыканта неоднократно приглашали выступать в знаменитом театре «Ла Скала».

Никколо Паганини

В 1821 году Паганини снова прекратил свою концертную деятельность из-за острой болезни, включая ревматизм, туберкулез, проблемы с кишечником и желудком. Это заставило его переехать в Павию, где находился известный врач С. Бордо. Кровопускание, строгая диета и лекарства помогали ему не сразу. Из-за сильной слабости музыкант долгое время не мог играть на скрипке, и единственным утешением для него стали частные уроки со сыном генуэзского купца, юным К. Сивори.

Преодолев болезни, за исключением «невыносимого кашля», в 1824 году Паганини дает концерты в Милане, Павии и Генуе. Немного позже он создает новые произведения — «Военную сонату», «Польские вариации», а также три концерта для скрипки, из которых второй с знаменитой рондой «Кампанелла» стал наиболее известным.

В зените славы

В период с 1828 по 1834 года Паганини дает множество концертов в крупнейших залах Старого света. Его аплодирует как широкая публика, так и большая плеяда деятелей искусства, среди которых Ф. Шопен, Р. Шуман, Ф. Шуберт, Г. Гейне, И. Гете. Австрийский композитор Ф. Лист вообще охарактеризовал игру Никколо как «сверхъестественное чудо». В более поздних концертах на радость зрителям он все чаще играет с гитарным сопровождением.

Во время пребывания в Вене Паганини создает «Вариации на австрийский гимн» и задумывается над созданием своего главного шедевра «Венецианский карнавал». В 1830 году, думая о будущем сына, музыкант приобретает титул барона, который будет передан по наследству его потомку.

В период с 1829 по 1831 годы Паганини совершает турне по территории Германии, отыгрывая свои концерты. За это время он провел более ста выступлений в тридцати различных городах. В том же периоде он завершил работу над своими 4-м и 5-м концертами, а также создал произведение с названием «Любовная галантная соната». После этого музыкант отправился во Францию, где снова получил огромный успех. Здесь Никколо приступил к новому творчеству, написав 60 вариаций народной песни «Барукаба» в честь своего друга Джерми, серенаду для гитары, скрипки и виолончели для своей сестры Доминики, а также сонату для дочери своего покровителя де Негро.

Никколо Паганини

Тайны и загадки Паганини

Музыкант часто утверждал, что у него есть некие секреты в исполнении, которые он раскроет только после завершения своей карьеры. С этим же связано его желание не публиковать свои собственные сочинения, предположительно чтобы сохранить свою тайну. Некоторые очень усердные зрители утверждали, что видели на плече музыканта Сатану во время его выступлений, другие утверждали, что видели его восхождение на небо в карете со своей свитой.

Он стал первым музыкантом, который на концертах играл на скрипке наизусть, а не по нотам. Регулярные занятия музыкальными инструментами позволили ему развить феноменальную силу кистевых мышц, благодаря чему Паганини мог легко сломать фарфоровую тарелку двумя пальцами.

Никколо был умелым исполнителем. Однажды он блестяще дирижировал оперой на скрипке с двумя струнами. А на дне рождения Наполеона он исполнил с ним одноименную сонату только на четвертой струне. По мнению Д. Ф. Ойстраха, феномен Паганини заключается в удивительном сочетании таланта, темперамента и трудолюбия, что позволяло ему максимально использовать психофизиологические качества.

После смерти церковь противилась захоронению останков музыканта на христианском кладбище из-за его отказа причащаться. Причина такого поступка Паганини была понятна — он утверждал, что не умрет и будет жить вечно.

Никколо Паганини

Личная жизнь

Отношения с женщинами представляют собой одну из таинственных страниц в его жизни. О его первой любви известно немного. Одна дама, увлеченная гитарой, завлекла молодого Паганини в тосканский замок, где он прожил несколько лет. Затем его судьба свела с сестрой Наполеона Элизой, которая в начале XIX века была княгиней Лукки и Пьомбино. Музыканта привлекала связь с не красивой, но знатной женщиной, благодаря которой он стал появляться при дворе регулярно.

Проведя три года рядом с Элизой, Паганини получил разрешение покинуть ее, и вскоре его судьба свела с еще одной сестрой императора — Полиной Бонапарт. Их роман был бурным, страстным и коротким. Предаваясь любовным утехам в Туринском замке Ступинджи, они быстро охладели по отношению друг к другу, и ветреная Полина скоро нашла замену музыканту.

После этого в жизни Паганини появилась молодая Анджелина Каванна, из-за которой он чуть не оказался в тюрьме. Отец девушки обвинил Никколо в похищении и изнасиловании его дочери, которая забеременела от него. Суд приговорил музыканта к уплате штрафа, однако это не помогло изменить судьбу ребенка, который умер за полтора года до окончания судебного процесса.

Новой страстью маэстро стала певица Антония Бьянка, которую он решил научить петь еще в начале их знакомства. В 1825 году она родит ему наследника Акилле, но их отношения будут только ухудшаться. В своих письмах Никколо неоднократно упоминал неистовство своей подруги, которая могла быстро бросить футляр со скрипкой. Взаимодействуя с многими женщинами, великий музыкант сумел сохранить свою независимость, вполне оправдав когда-то сказанную фразу: «Свобода — наивысшее благо для мужчины».

Никколо Паганини

Последний аккорд

В то время как наблюдали за музыкантом Паганини после его выступлений, свидетели записывали, что у него происходили судороги, напоминающие эпилептический приступ — мышцы сокращались, температура тела падала, пульс замедлялся. Сам Никколо описывал это состояние как «электричество», которое «мучительно волнует меня, но на сцене выплескивается в божественной гармонии». Первые серьезные признаки болезни проявились в 1834 году, из-за чего маэстро был вынужден прервать выступления. Через два года он дал несколько концертов в Ницце, после чего его состояние ухудшилось.

Непосредственно перед самой смертью Паганини посетил свою родную Геную в очень тяжелом состоянии.

В течение последних шести месяцев он был очень истощен и не мог даже держать смычок в руках из-за своего состояния. Его скрипка, которую он так любил, оставалась без волшебной палочки, и музыкант играл на ней ослабленными пальцами. Великий композитор и музыкант скончался 27 мая 1840 года в Ницце. Сначала церковь не разрешила его похоронить в Италии, но только в 1876 году было дано разрешение, и тогда прах Паганини перезахоронили в Парме.

Оцените статью
Omnici.ru
Добавить комментарий