Николай Николаевич Асеев — знаменитый поэт, который оставил свой след в истории русской литературы конца XIX — начала XX века. Он был не только поэтом, но и переводчиком, редактором, ученым и создателем известного творения «Левый фронт». Также он изучал русскую поэзию и написал более 30 книг, включая прозу и стихи.
Детство и юность
Николай Асеев считался зависимым от бумаги и пера, и говорили, что он умрет, если их у него заберут. В свое время Владимир Маяковский отмечал, что у Николая есть уверенная хватка, напоминающая его собственную. Алексей Крученых называл молодого поэта «чистым золотом» или «импульсом».
Детство Николая Николаевича прошло в Курской губернии, где он родился 28 июня [10 июля] 1889 года в местечке под названием Льгов.
В одном из источников «Словарь псевдонимов» указывает, что настоящая фамилия поэта звучит как Штальбаум. Однако еще при жизни самого Асеева вышло уже четвертое издание того же справочника, в котором он опроверг данную информацию.
Когда мальчику было только восемь лет, его мать Елена Николаевна, урожденная Пинская, умерла. Отец работал страховым агентом и ему приходилось часто уезжать по делам. Иногда его командировки были довольно долгими, поэтому воспитанием мальчика полностью занимался его дед, любитель охоты и рыбной ловли. Через несколько лет отец вторично женился. Сам Асеев вспоминал, что его дед рассказывал интересные истории, происходившие во время охоты. Некоторые из них были так удивительны, что не уступали вымыслам известного барона Мюнхаузена. «Я слушал его с открытым ртом, стараясь не упустить ни одного слова. Даже когда мне уже было понятно, что большая часть историй только выдумка, они все равно были настолько увлекательны, будто случались на самом деле. Оживали передо мной Робин Гуд, Рабле и Свифт, хотя тогда я еще ничего о них не слышал».
В установленное время Николай получил возможность поступить в реальное училище Курска. После окончания он переехал в Харьков, где продолжил свое обучение в другом учебном заведении на филологическом факультете. Ему абсолютно не понравился этот город. Единственное место, которое он нашел для себя, был дом сестер Синяковых. Спустя время их назвали музами футуризма. Из воспоминаний Лили Брик стало известно, что в доме также часто бывали Григорий Петников, который ухаживал за Верой, Борис Пастернак за Надеждой. За Марией ухаживал Давид Бурлюк, а за Ксенией Николай Асеев, с которым они впоследствии поженились. Был также Велимир Хлебников, который влюблялся в каждую из сестер по очереди.
В альманахе «Лирика» 1913 года впервые были опубликованы стихотворения, подписанные именем Николая Асеева. В этом же году писателем была создана футуристическая группа, в которую также вошли Сергей Боров и Борис Пастернак. К этой группе под названием «Центрифуга» вскоре присоединились Григорий Петников, Велимир Хлебников, Божидар и Мария Синякова. За следующие четыре года было издано целых пять сборников стихов – «Ночная флейта», «Леторей», «Зор», «Четвертая книга стихов» и «Оксана».
Фронтовые будни
Первая мировая война началась и уже в 1915 году Николай Николаевич Асеев был призван в армию. В перерывах между обстрелами частей, Асеев организовывал своеобразные чтения, где с удовольствием декламировал стихи своим сослуживцам и пытался организовать спектакль по одному из рассказов Льва Толстого. Причина его ареста так и осталась неясной, но туберкулез в тяжелой форме позволил ему уехать домой на лечение. Однако спустя год его снова призвали на фронт.
Неожиданный переворот спас меня от дальнейшей службы, об этом позднее написал Асеев. «Сейчас я поэт в возрасте двадцати семи лет, после событий февраля 1917 года, кажется, что словно оттолкнулся от стены, за которую учился ходить. Рафинированный интеллигент, которому больше не нужно носить униформу военного, ведь больше нет силы, которая могла бы заставить».
Творческий путь
В 1917 году Николай с супругой переехал во Владивосток. Там он стал начальником биржи труда и вступил в местную партию рабочих и солдатских депутатов. Затем он начал работать в местном периодическом издании, где помимо своих стихов публиковались также произведения Петра Незнамова, Владимира Маяковского и Василия Каменского.
Во время пребывания во Владивостоке, в творческой жизни Николая Асеева возникает такой сборник стихов, как «Бомба». Один из экземпляров был отправлен его лучшему другу Владимиру Маяковскому. Вскоре пришел ответ, в котором было всего несколько строк, написанных в самой книге поэта: «Бомбой с удовольствием взорван. Жму руку- за!».
1922 год. Луначарский, который на тот момент занимал должность наркома просвещения, приглашает Николая Николаевича вернуться в Москву. В это время поэт активно печатал сборники своих стихов. Читателям особенно понравились «Совет ветров», поэмы «Буденный» и «Синие гусары».
Совет ветвей, совет ветров Совет ветвей, совет ветров, совет весенних комиссаров в земное черное нутро ударил огненным кресалом. Губами спеклыми поля хлебнули яростной отравы, завив в пружины тополя, закучерявив в кольца травы. И разом ринулась земля, расправив пламенную гриву, грозить, сиять и изумлять не веривших такому взрыву. И каждый ветреный посыл за каждым новым взмахом грома летел, ломал, срывал, косил — что лед зальдил, что скрыла дрема. И каждый падавший удар был в эхе взвит неумолканном: то — гор горячая руда по глоткам хлынула вулканным. И зазмеился шар земной во тьме миров — зарей прорытой. «Сквозь ночь — со мной, сквозь мир — за мной!» — был крик живой метеорита. И это произошло на земле, и это сделала эта страна, в которой древний разум лет взмела гремящая граната. Пусть не слышим, как летим, но если сердце заплясало,- совет весны неотвратим: ударит красное кресало!
В прошлом Николай Николаевич активно участвовал в кинематографе. Именно ему доверили написать сценарии к известным советским фильмам, таким как «Федькина правда» от Ольги Преображенской и «Необычайные приключения мистера Веста в стране большевиков» под режиссурой Льва Кулешова. Кроме того, Асееву выпала честь принимать участие в создании легендарного фильма «Броненосец «Потемкин»» от режиссера Сергея Эйзенштейна.
Группа «Левый фронт искусства» была основана совместно с Владимиром Маяковским, Борисом Кушнером и Осипом Бриком. Каждый из участников активно выступал за объединение искусства с материальным миром. Поэты призывали к большему вниманию к потребностям общества, событиям и окружающему миру, а не к вымыслам и фантазиям. Асеев выразил это так: «Искусству сегодня нужно учить у комбайна и станка». В объединении также принимали участие художники, среди которых были Варвара Степанова, Любовь Попова и Владимир Татлин, а также архитекторы (Буров и братья Веснины) и кинематографисты «Трауберг, Эйзенштейн и Вертов».
В течение многих лет Асеев был близок с Маяковским, считая друга «самой яркой фигурой» среди всех современных ему поэтов. Кукрыниксы решил нарисовать карикатуру на тему дружбы, изображая Маяковского в образе большой медведицы, а Асеева второстепенным. Однако были и другие мнения о дружбе двух поэтов. Общий друг Алексей Крученых описал эти отношения следующим образом: «Маяковский — это стихотворение. Именно он служит. Асеев — служит стиху. Но именно он дает импульс, звездочку, иголку, чистое золото». По словам Варлама Шаламова в то время Москва ожидала большего творчества именно от Асеева, чем от Владимира Маяковского, который был способен создать «много шума, спора, зрелища и хорошей остроты».
В 30-ые годы XX века Николая Асеева пришлось заняться преподавательской, редакционной и даже переводческой работой. В этот период его избирают в редакционную коллегию известной газеты под названием «Литературная газета». Вскоре после этого он принимается в правление писательского Союза. Это время также характеризовалось творческим поиском новых литературных жанров. Таким образом он начал писать праздничные стихи, реагируя на события «злобного дня» и писал политические фельетоны. Особенно известными стали его произведения «Берлинский май» и «Надежда человечества».
После смерти Владимира Маяковского, поэт начал писать множество статей, посвященных его памяти. В 1940 году вышла поэма «Маяковский начинается», посвященная его лучшему другу. Стоит отметить, что за эту работу Асееву была вручена Сталинская премия.
После завершения Великой Отечественной войны, поэт продолжил свой творческий путь, занимаясь писательством и активно занимаясь переводом зарубежной литературы, включая работы Мао Цзэдуна.
В 1961 году была опубликована книга под названием «Зачем и кому нужна поэзия», в которой он вспоминал о всех современных поэтах — Есенине, Маяковском, Саянове, Хлебникове, Твардовском. Эта книга также содержала мысли поэта о происхождении русского стиха. Позже в литературном журнале появилась рецензия на книгу от академика Дмитрия Лихачева, который охарактеризовал сборник как блестящий и интересный. Асеев стал преподавать в Литературном институте, а также помогать молодым поэтам в издании их произведений. Среди них были Юрий Панкратов, Андрей Панкратов, Виктор Соснору.
Личная жизнь
У Николая Асеева был только один истинный роман в его личной жизни. Он любил одну из сестер Синяковых — Ксению Михайловну.
Одно из знаменитых стихотворений «За косы ее золотые…» посвятил молодой поэт именно ей.
В последние годы жизни поэта были тяжелыми из-за его многочисленных болезней. По словам супруги поэта Ксении Асеевой: «В последний день его жизни, когда я пришла в больницу «Высокие горы»», он сел на кровати и начал читать мне свои стихи. Он ушел из жизни, произнося любимые стихи…».
Николай Николаевич Асеев скончался 16 июля 1963 года в столице России.
После утраты поэта, его супруга вступила в гражданский союз с Анатолием Зверевым, который был ее моложе.