Николай Бердяев — биография и идеи русского философа

Николай Бердяев — выдающийся русский мыслитель, известный своей концепцией философии свободы и средневековой философии. В прошлом веке он был удостоен Нобелевской премии по литературе семь раз.

В своих работах Николай Бердяев отстаивал идеи Шопенгауэра и Канта, выступая за личную свободу и отвергая предопределенность. Как человек глубокой веры, он осуждал коммунизм и фашизм, рассматривая их как проявления отсутствия моральных и религиозных принципов. Философские идеи Николая Александровича остаются актуальными и в современном мире, их цитаты включены в ежегодные послания парламенту российским президентом.

Детство и юность

6 марта 1874 года на родовом имении Обухово в Киевской губернии родился будущий философ. Имение было передано прадеду Николая, генерал-лейтенанту М.И. Бердяеву за верную службу Отечеству императором Павлом I. Родители мальчика были представителями аристократии: отец происходил из древнего княжеского рода Бахметьевых, а матери — из родов Потоцких, Мнишек и даже французских монархов.

Николай Александрович Бердяев

Коля и его брат Сережа были хорошо образованы, когда им было подростковый возраст, они уже владели несколькими языками. Потом юного Николая отправили учиться во Владимирский, а затем в Киевский кадетский корпус. Родители планировали отдать сына в пажеский корпус, как и делалось в их семье из поколения в поколение. Но молодой человек решил пойти своим путем и поступил в Киево-Печерскую гимназию в 1864 году.

В то же время Бердяев подал документы на физико-математическое отделение Университета Святого Владимира, где после года обучения перевелся на юридический факультет. Он так и не получил своего заветного диплома юриста, так как его исключили из университета за участие в «Союзе борьбы за освобождение рабочего класса» и в марксистском кружке.

Недавно молодой человек дважды попал под пристальное внимание властей — после участия в антиправительственных митингах. В 1900 году Николай был помещен под полицейский надзор и выслан на проживание под Вологду. Здесь начинающий мыслитель занимался работой над своим первым философским трудом под названием «Субъективизм и индивидуализм в общественной философии». Предисловие к этой книге было написано известным историком и политическим деятелем Петром Струве. Академик основал общественно-политическую организацию «Союз освобождения», в которую вскоре вступил Николай Бердяев со своими единомышленниками.

Николай Александрович Бердяев

В ранние годы жизни Бердяев активно искал себя, присоединяясь к революционным группировкам и переживая различные экстремальные периоды. Для молодежи того времени это было сложным, но захватывающим и насыщенным событиями периодом. Молодой философ стал прямым участником и одним из идеологов процесса, который был назван «Русский ренессанс начала 20-го века».

В своих философских трудах Николай Бердяев высказывал критику и даже отрицание рационализма и теологии. Согласно его мнению, эти устаревшие идеи оказывают разрушительное воздействие на личность, которая, по его убеждению, воплощается в свободе.

Николай Александрович пояснял разницу между личностью и индивидуумом, утверждая, что личность — это этическое и духовное понятие, в то время как индивидуум — природное явление. Он считал, что ни природа, ни церковь, ни государство не имеют власти над человеческой личностью. Бердяев придавал огромное значение свободе, считая, что она должна быть независимой даже от божественного влияния. Согласно его мысли, нарушение «божественной иерархии бытия» неизбежно порождает зло.

Николай Александрович Бердяев

В книге «Человек и машина» автор обсуждает вопрос о том, как техника может привести к освобождению духа, но при этом выражает беспокойство, что такое освобождение может привести к потере духовности и доброты. Если люди потеряют эти важные качества, то что они смогут принести в мир, как им помочь будущим поколениям? Философ видел в духовности не только связь с Богом, но и связь со всем человечеством.

Затем автор сталкивается с парадоксом: технический прогресс изменяет искусство и культуру, жизнь в целом двигается вперед. Однако, чрезмерное поклонение техническим чудесам может лишить человека стимула к достижению прогресса в культурной и духовной сферах. Это снова поднимает вопрос о свободе духа.

Николай Александрович Бердяев

В начале своей философской деятельности Бердяев симпатизировал идеям Карла Маркса. В более зрелом возрасте он начал более глубоко изучать идеи коммунизма в контексте России. В своем труде «Истоки и смысл русского коммунизма» автор высказал мысль, что одного марксизма недостаточно для такого грандиозного дела.

Книга «Русская идея» представляет собой размышления Николая Александровича о таинственной русской душе. В ней Бердяев использовал исторические параллели, острые афоризмы, яркие аллегории и образы. В произведение включено множество примеров из прошлого и настоящего времени.

Личная жизнь

Лидия Трушева, выросшая в семье харьковского адвоката, стала близким другом Николая Бердяева. Она получила отличное образование в швейцарском пансионе, но вернувшись домой, была арестована за связь с антиправительственной организацией. Ее мать отправила ее и сестру во Францию, где они поступили студентками Высшей Русской школы общественных наук.

Николай Александрович Бердяев

Когда Бердяев впервые увидел Трушеву, она была в неволе. В то время её супругом был представитель дворянского рода Виктор Рапп, активно поддерживавший социал-демократические идеи. Лидия также присоединилась к этому движению. Супругов неоднократно арестовывали, и после очередного задержания их выслали в Киев, где девушка впервые встретила Николая.

Между молодыми людьми возникло влечение, и вскоре философ предложил возлюбленной уехать с ним в столицу. Переехав в Петербург, Николай и Лидия поселились под одной крышей и больше никогда не расставались. По словам сестры Трушевой их личная жизнь не соответствовала стандартам семейных отношений: они жили как брат и сестра.

Любовь к духовному аспекту брака была рассмотрена как более важная. Дневники Лидии Юдифовны сохраняют мысли об этом, где она писала, что между ей и ее мужем отсутствует «что-либо телесное, чувственное, к которому мы относимся и всегда относились с одинаковым презрением».

Николай Александрович Бердяев

Лидия занималась благотворительной деятельностью и помогала мужу в его работе. В свободное время она творила стихи и прозу, но не собиралась публиковать их.

В 1922 году Николая Бердяева изгнали из страны, и Лидия решила отправиться за ним. Кроме того, она недавно приняла католическую веру, а в это время большевики начали преследование католиков.

Николай Александрович Бердяев

В начале семья проживала вместе с матерью и сестрой Трушевой в Берлине. Вскоре им было завещано имущество во Франции от близкого друга семьи, и Николай с Лидией переехали в свой новый дом. Здесь Бердяев завершил написание своей автобиографии «Самопознание», которая была опубликована после его смерти.

Известный русский философ ушел из жизни 23 марта 1948 года в маленьком городке Кламар недалеко от Парижа. Недавно он потерял свою любимую жену и попутчика Лидию, которая скончалась от рака.

Николай Александрович Бердяев

Сестра умершей Евгении стала помощницей писателя и именно она обнаружила философа мертвым за письменным столом. Последние часы своей жизни Николай Александрович посвятил работе над книгой «Царство духа и царство кесаря».

В соответствии с завещанием Бердяева, парижский дом был передан Русской православной церкви в Европе. Похороны провели несколько православных священников, которые лично знали писателя и испытывали к нему глубокое уважение. На месте захоронения гения на кладбище Буа-Тардьё стоит только простой скромный крест, никакого памятника на могиле нет.

Философские труды

  • «Вехи мысли» (1909);
  • «Тушите огонь души» (1913);
  • «Душа России в произведениях» (1915);
  • «Из глубины сознания» (1918);
  • «Новый период средневековья» (1924);
  • «Русская вера и атеизм» (1931);
  • «Христианство и социальные конфликты» (1931);
  • «Я и внешний мир (Исследование философии одиночества и общения)» (1934);
  • О тяжелых временах и свободе души. Философский взгляд на персонализм» (1939);
  • «Самопознание и самосовершенствование» (1940).

Книги

  • Идеи субъективизма и индивидуализма в социальной философии. Анализ трудов Н.К. Михайловского
  • Новое религиозное мышление и его влияние на общество
  • Кризис духовности интеллигенции
  • Концепция философии свободы
  • Жизнь и труды Алексея Степановича Хомякова
  • Русская душа
  • Смысл творчества и его влияние на общество
  • Идея свободной церкви
  • Судьба России в контексте духовных устремлений
  • Духовные корни русской революции
  • Мировоззрение Федора Достоевского
  • Философия неравенства: письма по социальной философии
  • Рассмотрение смысла истории
  • Я как человек и мой взгляд на мир объектов
  • Новый взгляд на средневековье
  • Константин Леонтьев: исторический очерк религиозной мысли
  • Философия свободного духа и ее проявления в обществе
  • О цели человеческого существования
  • Раскрытие русской религиозной психологии и противостояние коммунистическому атеизму
  • О размышлении о суициде
  • Судьба людей в современном обществе
  • Я и взаимодействие с окружающим миром
  • Духовные и материальные аспекты реальности
  • Происхождение и значения русского коммунизма
  • О зависимости и свободе человека
  • Самопознание и его значение
  • Творческий процесс и его воплощение в реальность
  • Экзистенциальная диалектика божественного и человеческого бытия
  • Русская философия и её ценности
  • Духовная и мирская области в жизни человека
  • Истина и религиозное откровение: введение в критику Откровения
Оцените статью
Omnici.ru
Добавить комментарий