Николай Гаврилович Чернышевский. Роман «Что делать?». Биография. Освобождение крестьян 1861 года. Победа критика с «Artifex».
Исконно русский человек. Николай Гаврилович Чернышевский. Фильм о школе. 1981 год, документальный.
«Чернышевский. Письма, записи, воспоминания»
Николай Чернышевский — биография
Николай Чернышевский – известный русский писатель, журналист и литературный критик. Его революционные идеи оказали значительное влияние на В.И.Ленина. Роман Чернышевского с названием «Что делать?» был чрезвычайно популярен в период советской власти.
Николай Чернышевский родился в семье священника, однако он не последовал по стопам отца. Вместо этого он стал одним из первых политических заключенных и лидером российского революционно-демократического движения 19-го века. Его роман с названием «Что делать?» был широко известен в советское время и почитался каждым школьником.
Детство
В Саратове родился Николай Чернышевский 12 (24) июля 1828 года. Его отец, Гавриил Иванович, был образованным человеком, хоть и служил простым священником и родился в крепостной семье. Он решил заниматься образованием своего сына дома и передал ему свою любовь к книгам. Гавриил Иванович стремился обеспечить Николаю достойное будущее.
До 14 лет Коля учился дома, предпочитая чтение играм с ровесниками. Его обширные знания и начитанность удивляли не только его друзей, но и товарищей отца.
В 1842 году Николай Чернышевский начал учиться в духовной семинарии. Оказалось, что он превосходит своих однокурсников и многих преподавателей по уровню знаний. Николая также не устраивало качество обучения в семинарии, поэтому он решил заниматься самообразованием. Он изучал грамматику, иностранные языки, литературу и географию.
Недоучившись в семинарии, в 1846 году Николай поступил в Петербургский университет на отделение истории и филологии факультета философии.
Студенческие годы
В период учебы в университете молодой человек с большим интересом погружался в произведения известных мыслителей – древних Аристотеля и Платона, а также современных Фейербаха и Гегеля. Кроме того, Николай усердно изучал труды теоретиков искусства, экономистов и естествоиспытателей.
В то время молодой будущий писатель встретился с Михаилом Михайловым, который познакомил его с петрашевцами. Хотя студент не посещал их собрания, он иногда бывал на других встречах. Особенно он увлекался общением с Иринархом Введенским — одним из лидеров русского нигилизма. Когда петрашевцев арестовали, Чернышевского поразило то, что они не думали о средствах для своего освобождения, например, о возможном восстании.
Университетское время окончательно сформировало мировоззрение Чернышевского. Он понял, что он готов вести просветительскую работу сам. Несмотря на свое семинарское образование и духовную профессию отца, Николай не разделял идеологию официального православия.
По прошествии 24 месяцев после окончания университета, молодому выпускнику было предложено занять должность преподавателя в кадетском корпусе. Он был вполне счастлив этому предложению, ведь он надеялся распространить свои идеи среди учеников. Вместе со своей супругой, Николай прибыл в Петербург. Ученики полюбили нового учителя за его терпимость, но среди коллег Чернышевский не смог найти дружбы. Однажды произошел серьезный конфликт с одним из офицеров, и молодому учителю пришлось покинуть учебное заведение.
Философские взгляды
Начиная с конца 1840-х годов, Николай начал свою литературную деятельность. Первые небольшие статьи вышли в журналах «Отечественные записки» и «Санкт-Петербургские ведомости». Позже он начал публиковаться в журнале «Современник», а в 1855 году Чернышевский фактически возглавил журнал вместе с поэтом Некрасовым.
Пришествием Николая Гавриловича «Современник» превратился в центр пропаганды революционных идей. Из-за этого Толстой, Тургенев и Григорович перестали сотрудничать с журналом. Назначив Добролюбова на руководство отделом критики, Чернышевский объединил их общие социальные взгляды и педагогические концепции.
Писатель не хотел превращать «Современник» полностью в трибуну революционных идей, что привело к разногласиям с либерально настроенными литераторами — Анненковым, Боткиным и Дружининым.
В 1885 году Николай завершил написание своей диссертации и успешно защитил её. В работе было рассмотрено взаимодействие искусства с современным миром. Защита вызвала широкие обсуждения в обществе. Серьезная критика идеализма, а также предложенная диссертантом концепция «чистого» искусства, свободного от реалий, показалась многим дерзкой и попыткой подорвать традиционные ценности.
Помимо активной работы в журнале «Современник», в 1858 году Чернышевский приступил к редактированию издания «Военный сборник». Этим он привлек к революционной деятельности несколько офицеров. Приглашение Чернышевского на роль редактора было преднамеренным. Тогдашние революционеры считали, что армия должна стать основной силой в предстоящих перемен. Во время работы в этом издании Чернышевский познакомился с Герценом и Огаревым. Вместе они стали идеологами народнического движения и создали тайную организацию «Земля и воля».
Писатель завершил работу над своим основным трудом «Антропологический примат в философии» в 1860 году. Через год был провозглашен Манифест об отмене крепостного права. Чернышевский опубликовал несколько статей, высказывая критику по поводу этого нововведения.
Позиция писателя вызвала негодование у представителей власти, что привело к отмене присуждения Николаю ученой степени Министром просвещения А.Норовым. Однако спустя три года Норова сменил на посту Е.Ковалевский, что позволило Чернышевскому получить диплом магистра русской словесности.
В 1861 году автора «Современника» начали тайно наблюдать, потому что полиция подозревала его в участии в революционной деятельности. Кроме того, жандармы связывали Николая с пожарами, которые произошли в 1862 году в Петербурге.
Скоро журнал закрыли, а затем арестовали Чернышевского. Причиной послужило перехваченное письмо, в котором Герцен упомянул имя Николая Гавриловича в связи с его планами открыть запрещенный «Современник» в Великобритании. Также писателю предъявили обвинения по участию в создании прокламаций, призывавших крестьян встать против помещиков.
В Петропавловской крепости числился революционер, и процесс по его делу длился почти два года. Правоохранительные органы использовали незаконные методы, в том числе подставных свидетелей и фальшивые документы. Чернышевский объявил голодовку в течение девяти дней, чтобы привлечь внимание общественности к несправедливости дела, однако это не привело к изменениям.
Будучи в тюрьме, писатель не прекращал творить. Он создал около 200 страниц текста. В заключении был завершен его роман, который позже стал классикой, «Что делать?». Удивительно, но книга была сразу опубликована, несмотря на то, что автор был заключен по политическим мотивам.
Чернышевский был осужден в 1864 году на 14 лет каторжной работы в Сибири, а затем на пожизненное поселение. Император лично поручил сократить срок каторжных работ в два раза, но в итоге революционер провел в ссылке более 19 лет. Кроме того, 19 мая 1864 года писателя подвергли гражданскому унижению, лишив всех привилегий и чинов на Конной площади.
Узника отправили в Вилюйск. Через 10 лет пришло официальное предложение подать прошение о помиловании. Но писатель не согласился на это. Несколько раз товарищи безуспешно пытались освободить Чернышевского, но в конечном итоге Николай Гаврилович вернулся домой нескоро.
Единственное, что удалось достичь друзьям и родным – это перевод Чернышевского в Астрахань. Император согласился на эту просьбу только из-за страха новых волнений. «Земля и воля» считалась довольно опасной организацией, поэтому правитель не желал усиления революционной ситуации.
Личная жизнь
В 1853 году писатель Николай Чернышевский взял в жены Ольгу Сократовну Васильеву, вызвав недовольство многих из-за ее оригинальности. Несмотря на обвинения в легкомыслии и непонимании его творчества, Чернышевский обожал свою супругу слепо и безусловно.
По мнению писателя, в браке нужно стремиться к равенству и устранению угнетения женщин в семье. Перед свадьбой Николай Гаврилович предупредил Ольгу о возможной каторжной ссылке из-за своей деятельности, но она все равно согласилась выйти за него замуж. В браке революционер стал воплощать свои прогрессивные идеи.
Николай Гаврилович считал, что супруги должны иметь равные права и обязанности, что для того времени было довольно смелым утверждением. Чернышевский предоставлял Ольге Сократовне полную свободу, даже разрешая ей измены и полное распоряжение своей жизнью. И в самом деле, Ольга начала роман с другом семьи, Иваном Савицким. Чернышевский заявил жене, что ему важно только ее счастье, и отпустил ее. Ольга была удивлена такими словами и осталась в семье.
В Саратове, отношения этой пары вызывали осуждение. Местные жители разносили грязные сплетни и слухи, а родственники были в недоумении от такой ситуации. Когда молодые уехали в Петербург, их поступок был рассмотрен как бегство. Большой скандал вызвал их поспешный брак, учитывая что Николай только недавно потерял мать, и время траура еще не истекло.
Пара Чернышевских была счастлива 9 лет, но 20 лет семейной жизни им были отняты. Ольга получила 300 писем от мужа во время его ссылки, после чего он прекратил писать, думая что таким образом она перестанет страдать по нему.
До того, как Николая арестовали, у супругов появилось трое сыновей — Михаил, Виктор и Александр. Оля вынуждена была сама воспитывать детей в тяжелых условиях. Она зарабатывала на жизнь вязанием и починкой. В 1866 году Чернышевская отправилась в Сибирь с младшим сыном, чтобы навестить мужа и отца семьи. Они добирались до места полгода, но провели с мужем всего 4 дня. Писатель просил жену выйти замуж и забыть его, но Ольга отказалась от этой идеи.
Родственники добились возвращения Николая Гавриловича в июне 1889 года. Он вернулся в Саратов, но радости жить в кругу семьи ему не досталось. Каторга подорвала здоровье писателя. В 55 лет он выглядел уже как старик с поникшими силами. В том же году, осенью, Чернышевский скончался. Он заболел малярией и умер от кровоизлияния в мозг.
Похоронили писателя на Воскресенском кладбище в Саратове.
Интересные факты
- В своем романе Чернышевский предсказал, что алюминий станет металлом будущего. В наше время этот металл широко используется, в отличие от тех времен, когда его почти не применяли. Таким образом, его прогноз сбылся.
- В своем детстве Николай столько читал, что его сверстники прозвали «пожирателем книг».
- Советским годам роман «Что делать?» был очень популярен, благодаря похвальным отзывам Ленина.
- Николай Гаврилович любил свою жену всю жизнь. Даже на каторге он откладывал деньги, чтобы купить ей шикарный мех лисы как подарок из своих скромных заработков.
Творчество
- Что же нужно сделать?
- Алферьев как автор
- Небольшие истории
- Вечера проведенные в доме княгини Старобельской
- Критический взгляд на современные понятия красоты
- Отношение искусства к реальности
- Возвышенное и смешное в искусстве
- Характер человеческого знания и его особенности
- Критика философских предубеждений против общественной собственности
- Антропологический принцип в области философии. «Очерки по вопросам практической философии»
- Истоки теории борьбы за выживание