Николай Двигубский – известный художник и художник-постановщик, который достиг признания во Франции и Советском Союзе.
Его личность всегда считалась загадочной в мире отечественного кино. Николай Двигубский был талантливым художником, сотрудничавшим с Кончаловским, Тарковским и Михалковым. Однако его имя стало широко известным не только благодаря его работам, но и из-за его четырех браков, три из которых были с известными актрисами отечественного кино. Его жены — Жанна Болотова, Ирина Купченко, Наталья Аринбасарова, все они ранее были связаны с Андроном Кончаловским. В 1980-м году он эмигрировал во Францию, и его судьба за границей осталась малоизвестной. Но самая большая загадка, связанная с Николаем Двигубским — это его добровольное решение покончить с собой.
Детство и юность
Николай Двигубский родился в столице Франции 18 ноября 1936 года. Его родители были русскими эмигрантами, покинувшими Родину после Октябрьской революции 1917 года. Мать мальчика, как и многие дворянские женщины, занималась пошивом одежды на заказ. Одной из ее клиенток была известная актриса Марлен Дитрих. Отец Николая — не Двигубский, а совсем другой человек по имени Лев Бирюков. Женщина бросила Двигубского из-за его беспрестанных измен. Однако развод не состоялся, поэтому сына записали под фамилией отца. Многие источники утверждают, что Николай Двигубский – двоюродный брат Марины Влади. Однако сама Марина этот факт не подтверждала, она говорила, что они оба имеют российские корни, только предки Николая жили в Краснодарской губернии, а ее в Курской. В Париже они действительно жили, чуть ли не по соседству, в одном квартале, возможно, поэтому и решили, что они родня.
В столице Франции Николай проходил обучение в Престижном учебном заведении — Национальной высшей школе изящных искусств. В 1956 году, спустя три года после смерти Сталина, его родители приняли решение вернуться на родину. Вместе с ними Николай переехал и поступил во Всесоюзный государственный институт кинематографии, где успешно получил диплом художника-постановщика. Адаптация семьи к жизни в Советском Союзе была непростой. Вначале им пришлось жить в коммунальной квартире, вместе с обычными людьми, не привыкшими уступать вежливость даже эмигрантам. Спасением стало мастерство матери, которая продолжала заниматься пошивом, и вскоре завоевала клиентов — супруги высокопоставленных государственных и партийных деятелей, актрисы театра и кино. Только после этого им удалось получить разрешение на отдельную двухкомнатную квартиру.
Работа и личная жизнь
В жизни Николая Двигубского важную роль сыграл его знакомый Андрон Кончаловский, которого он встретил во время учебы в ВГИКе. Они подружились, и вскоре Андрон пригласил Николая работать художником-постановщиком на своих фильмах. Кроме того, Николай также сотрудничал с Глебом Панфиловым и Андреем Тарковским. Необычно то, что женами Двигубского становились женщины, с которыми ранее встречался Кончаловский. Дочь Николая, Катя, верила, что ее отец очень любил Андрона, так как у них был похожий вкус, они нравились одни и те же женщины.
Когда Николай учился во ВГИКе, он впервые женился на актрисе Жанне Болотовой. В те веселые годы студенчества Жанна снялась в фильме «Дом, в котором я живу», который покорил сердца не только всех мужчин страны, но и его однокурсников, включая Николая Губенко. Он безумно ухаживал за красавицей, однако она выбрала Двигубского, молодого и красивого парня. Их знакомство произошло на вечеринке, организованной Кончаловским. Позже Двигубский сделал ей предложение, и она вышла за него замуж. К тому времени Болотова уже рассталась с Кончаловским и согласилась выйти замуж за Николая. Однако этот брак был коротким, и они развелись, даже не прожив вместе года. После этого настойчивый Губенко отметил свою победу, женившись на своей возлюбленной Жанне.
В процессе съемок фильма «Дворянское гнездо», режиссер начал романтические отношения с актрисой Ириной Купченко, которая играла главную роль. После расставания с Ириной, Николай предложил ей выйти за него замуж, на что она согласилась. Однако их семья продержалась недолго, Ирина бросила Николая и вышла замуж за актера Василия Ланового.
В 1970 году художник попытался устроить личную жизнь в третий раз, вступив в брак с Натальей Аринбасаровой, бывшей женой Кончаловского. Вместе они прожили десять лет и стали родителями дочери Екатерины, которая впоследствии стала кинорежиссером. Девушка вспоминает отца как интеллектуала, замкнутого и молчаливого человека, который не делился своими переживаниями даже со своими близкими. Возможно, поэтому его жизнь осталась полна загадок и тайн, которые художник унес с собой в могилу.
После многих лет Екатерина Двигубская вспомнит свое счастливое детство, которое, правда, закончилось быстро из-за развода ее родителей. Всего лишь шестилетней девочке пришлось пережить распад семьи. Она осталась с мамой и своим братом Егором, сыном Натальи Аринбасаровой от предыдущего брака. Наталья много работала, ведь ей нужно было содержать двух детей. Некому было присматривать за Катей, поэтому матери пришлось сдать дочь в интернат на два года. Долго девочка обижалась на маму, считая, что та украла у нее детство. Но позже она осознала, что не было другого выхода из такой сложной ситуации.
В 1980 году третий брак Двигубского закончился, и он принял решение переехать во Францию, где через некоторое время вступил в четвертый брак. Его новой женой стала француженка по имени Женевьева. Отец и дочь общались исключительно по телефону на протяжении долгого времени. Первая встреча произошла только спустя семь лет, после начала перестройки в СССР. Девушка начала изучать французский язык при помощи отца, и теперь она владеет им так же хорошо, как и родным русским. Николай проводил ее по всем парижским музеям, а Екатерина научилась разбираться в живописи.
Наталья Аринбасарова также поделилась с Двигубским подробностями семейной жизни. Она утверждала, что они прожили вместе десять лет, и для Егора она была как родной отец, так как он почти не видел своего настоящего отца. В это время отец мальчика строил свою карьеру и снимал новые фильмы в Голливуде. Когда Николай выразил желание вернуться во Францию, Наталья поняла, что нужно что-то решать. Он предложил им уехать вместе, но она боялась рисковать, не только ради себя, но и из-за своих родственников, занимающих высокие посты в партии. Если бы она уехала, то это могло негативно отразиться на их карьере. Поэтому Двигубский уехал один, и вскоре женился на женщине из Нормандии. Наталья отпустила его без претензий. Она говорила, что было очень трудно обеспечивать семью, так как его мысли были заняты чем-то высоким, и ей приходилось заботиться о кормежке для всей семьи. После развода с Николаем, и в личной, и в творческой жизни Аринбасаровой произошли положительные изменения.
Смерть
В октябре 2008 года произошло грустное событие в жизни известного художника. Все близкие узнали, что он совершил самоубийство. 25 октября 2008 года его жена ушла по своим делам, а Николай поставил пластинку своего любимого композитора Рахманинова и застрелился. Незадолго до смерти художник написал свое последнее полотно, достаточно необычный, можно сказать, странный автопортрет. При первом взгляде на картину бросался в глаза темный фон и светлое пятно на нем. Но если присмотреться, то проступают черты лица самого художника, они как будто растворялись и исчезали в темноте.
Тайны, которые стали причиной самоубийства Николая Двигубского, до сих пор остаются не разгаданными. Несколько лет он боролся с раком, но в конечном итоге одержал победу. Живя в Нормандии, он никогда не жаловался на одиночество или неудачи. Во Франции его уважали как талантливого художника и автора многочисленных театральных эскизов.
Свои мысли о происшедшем попыталась выразить дочь художника, Екатерина Двигубская. Она считала отца великим художником, но заметила, что в определенный период он сосредоточился лишь на натюрмортах. Они были мастерски выполнены с технической точки зрения, но для ее отца они были немного скудны по содержанию. Катя утверждает, что в последние годы жизни Николай создавал картины, которые вызывали слезы: матерь с ребенком, покаяние, крик боли. Она уверена, что отец сам выбрал для себя такую судьбу. Если постоянно себя изнутри разъедать, то можно создавать подобные произведения. И еще дочь прекрасно помнила, как отец относился к старению. Он боялся старости и своей слабости, хотел оставаться молодым и красивым. Возможно, именно поэтому он решил, что 70 лет – это достаточный возраст, чтобы уйти.
Весь день Екатерина многократно возвращалась к этой мысли, но так и не смогла понять, что заставило его нажать на курок. Она думает, что причина кроется в том, что он нигде не чувствовал себя своим. В окружении русских он всегда выглядел слишком по-французски, а когда переехал во Францию, понял, что его по-прежнему воспринимают как русского сына русских эмигрантов. И это при том, что он вырос и учился в основном не в СССР, а во Франции.
Если вы нашли ошибку в написании, пожалуйста, сообщите нам, выделив этот текст и коснувшись выделенного текста.