Николай Федоров — биография и труды философа

Николай Федоров – выдающийся мыслитель, футуролог, инициатор русского космизма и прозванный в ученых и интеллигентских кругах «московским Сократом».

Долгие годы делали вид, что не знают о деятельности Николая Федорова, но его имя не забыто. Его идеи вдохновляли таких знаменитых ученых, как Владимир Вернадский, Константин Циолковский, Александр Чижевский, Николай Наумов. Его труды высоко оценили русские философы Николай Бердяев, Павел Флоренский, Владимир Соловьев, Сергей Булгаков и Владимир Ильин. В настоящее время Николай Федорович считается одним из пионеров русской космической философии.

Детство и юность

В жизненном пути философического мыслителя остается множество неясностей. По сей день историки не могут подтвердить, состоял ли он в браке и были ли у него дети. Единственная достоверная информация – дата рождения философа, 26 мая 1829 года. Матери мальчика нет в списках сохраненной информации, однако известно, что он и его братья с сестрами были детьми внебрачных отношений князя Павла Гагарина. Отец не мог передать свою фамилию и дворянский титул своим детям, такова была участь всех детей, рожденных вне брака.

В настоящее время не так уж и многие помнят, но после 1961 года в иностранной печати часто можно было увидеть заголовки вроде «Два Гагарина», указывающие на настоящую фамилию русского философа. В кабинете главного конструктора советской эпохи Сергея Королева висел портрет основоположника космизма. Возможно, при отправке Гагарина на орбиту для руководителя полетом такое совпадение фамилий было хорошим знаком.

Единственным человеком, которому князь Гагарин доверил тайну своих внебрачных детей, был его брат Константин Иванович. Он активно участвовал в воспитании племянников, помогал им получать образование. Коля уехал из родной деревни в Тамбовской губернии еще ребенком, переехав в Тамбов и поступив в городскую гимназию.

Николай Фёдорович Федоров

В 1849 году молодой человек закончил начальную школу и решил отправиться в Одессу, чтобы поступить на юридический факультет в известном по всей стране лицее имени Ришелье. Это учебное заведение имело второй по значимости статус после знаменитого лицея в Царском селе. Преподаватели и уровень подготовки в лицее Ришелье были на уровне лучших университетов России.

Там молодой человек учился почти три года, но всё изменилось, когда умер его дядя, оплачивавший его учебу. Несмотря на его талант и безупречное поведение, руководство лицея не смогло предоставить ему финансовую поддержку для продолжения обучения. Таким образом, Николай был вынужден прекратить учебу и научиться жить самостоятельно. Тем не менее, годы обучения в лицее не прошли зря: знания в области естественных наук и философии, полученные там, стали основой для формирования будущей философской мысли и идеологии русского космизма.

Начало трудовой деятельности

Получив право на преподавание в 1854 году, Федоров отправился в Липецк, где стал учителем географии и истории. Он проработал в этой должности более пятнадцати лет, работая в школах под Тамбовом, Москвой, Тулой и Ярославлем. В конце 1860-х годов он начал ездить в Москву, где преподавал детям из богатых семей. В 1869 году Федоров поступил на службу в новую общественную библиотеку в белокаменной, где окончательно обосновался.

Николай Фёдорович Федоров

Николай всегда считал, что библиотека – это источник культуры, способный объединять самых разных людей, вне зависимости от их положения в обществе. Он публично высказывал свое мнение о авторском праве и поддерживал идею активного обмена книгами между гражданами.

Пока работал в библиотеке, Федоров завязал дружбу с будущим прославленным пионером отечественной космонавтики, Константином Циолковским. Когда Циолковский планировал поступить в Высшее техническое училище в Москве, но не смог пройти вступительные экзамены, молодой ученый обратился за помощью к Николаю Федорову. Тамбовский учитель помог Константину Эдуардовичу изучить физику, химию, астрономию, высшую математику и другие важные науки, необходимые для самообразования. В свободное время они занимались гуманитарными науками.

После присоединения библиотеки к музею Румянцева, Николай Федорович начал обширную каталогизацию книжных изданий. Кроме основной работы, он занимался обучением студентов, не беря за это деньги. Полученные деньги он тратил на своих учеников, оставляя себе только минимальное. Биографы отмечают высокий уровень аскетизма философа: он всегда ходил пешком, игнорируя общественный транспорт в целях экономии.

Теория космизма

Николай Федоров стал первооткрывателем русского космизма, этот термин стал ключевым для идентификации его личности. По мнению этого философа, открытие Коперником геоцентрической системы должно было изменить взгляды средневековых ученых на устройство планеты. С появлением космических перспектив у человечества возникли сложные, но увлекательные задачи. Федоров часто цитировал следующие слова Циолковского:

«Земля — колыбель человечества, но не вечно же ему жить в колыбели!»

Николай Фёдорович Федоров

Николай не придавал большого значения науке, считая ее лишь пустой болтовней. Он утверждал, что теоретические исследования должны иметь практическую пользу, иначе они теряют связь с реальностью. Философ считал, что мы знаем лишь каплю информации об вселенной, и это не случайно. Вселенная была создана настолько огромной, чтобы вместить миллиарды жизней прошлого, настоящего и будущего. Николай не мог найти другого объяснения этому тайному миру.

Рассуждения о новой этике

Федоров всегда проявлял глубокое уважение к религии и всем традиционным христианским обрядам. Ни одна церковная литургия, исповедь или причастие не обходили его внимания. Он строго соблюдал посты, считая, что новая этика должна основываться на учении о Триединстве Господа, которое проповедует христианство. Подобно тому, как три божественные сущности – Отец, Сын и Святой Дух – гармонично сосуществуют, так и различные распри в человечестве должны уживаться мирно. Автор теории противопоставлял Божественную Троицу западному индивидуализму и восточному мировоззрению, призывая к сохранению индивидуальности в коллективе.

Во-первых, ученый призывал заботиться об экологии во всех областях. По его мнению, забота о природе, глубокое изучение ее законов и разумное управление ресурсами, предоставленными нам свыше, являются основой для установления новых отношений. Эти усилия должны объединить людей со всех уголков планеты, независимо от их национальности, вероисповедания и уровня образования. Федоров также утверждал, что наука и религия имеют много общих тезисов, которые необходимо тщательно изучить и использовать во благо человечества. И главное — христианское учение о воскрешении мертвых нужно перенести на научный уровень, чтобы обеспечить его практическое применение.

Воскрешение усопших

Николай Федорович, как и многие другие ученые, задавался вопросом о природе всеобщего воскрешения — возрождение или воссоздание образа человека? По его мнению, смерть представляет собой зло, которое необходимо устранить. Каждый человек получает жизнь за счет смерти своих предков, и это неправильно. Эту ситуацию нужно изменить. Единственный способ расплатиться за миллиарды смертей предков — это воскрешение ушедших.

Николай Фёдорович Федоров

Универсальное возрождение должно объединить ученых со всего мира. Процесс воскрешения не является чудом — он подчиняется законам физики, которые ясно утверждают, что тело состоит из атомов и молекул, взаимодействующих с помощью энергии. Эту энергию необходимо изучить более подробно, чтобы найти способы восстановления физического вещества из останков биоматериала умерших. Федоров считал, что способов возрождения огромное количество — нужно только уделить этим исследованиям больше внимания.

Философ считает, что для создания новой модели общества необходимо изменить взаимоотношения между людьми. Он утверждает, что нужно избавиться от таких недостатков, как зависть, злость, ненависть и любовь к роскоши. Если человек не избавится от этих отрицательных качеств, то они могут навредить ему, когда он окажется в ином мире, который является реальным физическим пространством. Чтобы избавиться от недостатков, людям необходимо устранить воздействие внешних факторов, таких как болезни, голод, холод и засуха. Эта задача возлагается как на ученых, так и на священнослужителей. Только объединившись, просвещенные люди смогут помочь человечеству и избавить его от негативных проявлений.

Отношения между мужчиной и женщиной

Особое внимание ученый обратил на этот аспект. Философ с сожалением отметил, что в нашем мире царит культ плотской любви, а основой отношений является половой инстинкт. Сочувствие к ближнему заменено чувствами и кратковременными эмоциональными всплесками. Федоров предложил строить отношения по образцу божественного Триединства, где в основе отношений не лежит доминирование одного из его членов, а уважение к индивидуальности друг друга. По мнению ученого, лучшим образцом любви между противоположными полами должна стать любовь родителей и детей. Рождение потомков должно восприниматься как способ сотворения себе подобных для населения новых миров. В представлении людей рождение детей является противоположностью умиранию, а половое влечение – бегством от смерти на уровне инстинкта. Любовь и уважение к предкам избавят людей от страха перед смертью и превратятся в стремление воссоздавать предков.

Два возможных пути для человечества

Подумав о своих теориях, Федоров пришел к выводу, что перед человечеством стоят два возможных пути.

В одном случае образованные люди всего мира объединятся в стремлении воссоздать человеческий генофонд. Армии мира прекратят участвовать в завоевательных войнах и будут направлять свои усилия на защиту Земли от природных катаклизмов. Вся промышленность будет перенесена в сельскую местность и будет производить продукцию исключительно для мирных целей. В результате нескольких лет такого подхода деревни и села станут намного более развитыми как с экономической, так и с образовательной точки зрения.

Николай Фёдорович Федоров

Одной из ключевых составляющих для успешной реализации проекта всеобщего воскрешения должно стать развитие образования. Философ видел устройство государства исключительно в монархическом свете. При этом правитель не должен играть роль кесаря, возвышенного над подданными, а быть исполнителем воли Всевышнего для своих граждан.

Второй сценарий, предложенный Федоровым, кажется гораздо менее привлекательным. По мнению автора, он приведет человечество не к всеобщей бессмертию, а к адскому огню и Суду. Это может произойти, если люди будут подчиняться излишнему инстинкту самосохранения и забудут о здравом смысле. Такое развитие событий совершенно возможно, если человечество потеряет веру в Всевышнего, в Его замыслы и заботу о людях.

Если люди неправильно интерпретируют свое чувство безопасности, они будут производить искусственные продукты для питания. В отношениях главным станет не любовь, а удовлетворение чувственных желаний. Будут заключаться браки, в которых нет желания иметь детей (это называется childfree). Многие виды растений и животных будут истреблены как угроза для человека. Прекратится производство летательных аппаратов. В итоге люди начнут истреблять друг друга.

Русский космизм — вполне реалистичная концепция мира, которая не имеет ничего общего с фантастикой. Даже сейчас мир, взглянутый глазами Федорова, кажется удивительно правдоподобным, хотя этот философ выразил свои мысли задолго до научно-технического прогресса.

Науки, основанные на теории Федорова

Творчество Николая Федоровича воодушевило множество известных личностей. Например, Константина Циолковского, который посвятил всю свою жизнь развитию отечественной космонавтики. Учение Федорова о строительстве мира завоевало умы тысяч просвещенных людей начала 20-го века. На основе его теории были разработаны такие научные направления, как электрогемодинамика, космическая биология, аэроионификация и многие другие.

В научном сообществе философа именовали «московским Сократом». Исследователи сходятся во мнении, что русский мыслитель указал направление развития знаний на многие столетия вперед. Благодаря Федорову люди взглянули на эволюцию с другой стороны: стало ясно, что этот процесс полностью зависит от каждого человека.

Единственное фотография философа, сделанное во время его жизни, сохранилась благодаря скрытому съемщику Леониду Пастернаку. Автор философской теории не был приверженцем позирования для портретов.

Смерть

15 декабря 1903 года Николай Федорович умер в больнице для бедных. Российского мыслителя-футуриста похоронили в Москве, на кладбище Скорбященского монастыря.

Николай Фёдорович Федоров

В настоящее время данное место уже занято новыми строениями и входит в состав Новослободской улицы.

Труды

  • Авторское право и ответственность автора или его долг
  • Агатодицея Соловьёва и теодицея Лейбница
  • Аксиомы Канта, как основа его критики
  • Бессмертие как привилегия сверхчеловека
  • Многочисленные непроизвольные возвраты или единый, осознанный и добровольный возврат?
  • Заблудший сын философии
  • Апология смерти на бульваре
  • В чем заключается всеобщий категорический императив?
  • В чем состоит свобода?
  • Вариант статьи «Иго Канта»
  • Жажда власти или самолюбие?
  • Возможно ли братство? При каких условиях оно возможно и что для этого необходимо?
  • Гаман и «Просвещение» XVIII века
  • Где начинается история?
  • Два исторических типа мировоззрения
  • Две противоположности
Оцените статью
Omnici.ru
Добавить комментарий