Загадки времени. Кто же стоит за великим подвигом Николая Гастелло?
Николай Гастелло — биография
Николай Гастелло – советский летчик-герой, который в самом начале Великой Отечественной войны совершил подвиг. Пожертвовав своей жизнью, он уничтожил колонну вражеской техники, направив в нее свой горящий бомбардировщик.
Во время ВОВ простые люди проявили тысячи подвигов, которые не должны быть забыты. Николай Гастелло – один из таких героев, приблизивший нас к долгожданной победе. Его подвиг с огненным тараном навсегда вошел в историю тех годов, а его имя стало символом мужества.
Да, советская пропаганда использовала этот подвиг в своих целях, возможно, приукрасив или изменив некоторые детали. Но одно очевидно – Гастелло совершил поистине мужественный поступок, на который не каждый способен.
Детство и юность
Известный авиатор появился на свет в столице СССР 6 мая 1907 года в обычной рабочей семье. Его отец был белорусом, а фамилия у него была Гастылло. В начале 20-го века Франц Павлович приехал в Москву из белорусской деревни Плужыны, нашел работу здесь и осел. Именно в столице его фамилию изменили, чтобы ее было легче произносить. Работая на железной дороге литейщиком, Гастелло-старший встретил будущую жену Анастасию, которая работала в швейном цехе.
Вскоре у молодой пары родился сын Николай, а через некоторое время появился и второй ребенок — Виктор. Семья жила в небольшом домике на окраине Москвы.
Когда было время начинать учебу, Коля пошел в мужскую школу. Он учился там всего два года, пока в 1918 году не начался страшный голод, и многих учеников эвакуировали в Приволжье. После возвращения он закончил еще два класса и устроился подмастерьем к столяру.
В 1924 году семья Гастелло переехала в Муром, где Коля и его отец нашли работу на предприятии «Муромтепловоз». Здесь молодой человек наконец закончил школу, сочетая учебу с работой. В начале 30-х годов семья вернулась в Москву. В родном городе будущий герой устроился на машиностроительный завод.
На военной службе
В 1932 году Гастелло был призван в Красную Армию и направлен в Луганск в авиационную часть. После года подготовки он стал летчиком и был отправлен в Ростов-на-Дону, где служил в течение пяти лет, начиная с должности второго пилота-бомбардировщика и заканчивая командиром экипажа.
В конце 1930-х Гастелло был переведен в бригаду тяжелой бомбардировочной авиации. Его храбрость была высоко оценена военным начальством, и он стал командиром первичного тактического отряда всего через год. Позже его назначили заместителем командира эскадрильи.
В это время на советско-монгольской границе возник конфликт с Японией, в разрешении которого принял участие отряд Николая Францевича. Далее последовала советско-финская война, ставшая второй в биографии летчика. Летом 1940 года произошла знаменитая Бессарабская операция, в результате которой Бессарабия, Северная Буковина и Герцы присоединились к СССР. В этих сражениях Николай проявил себя как опытный летчик, преданный своей Родине.
В конце 1940 года подразделение Гастелло было переброшено в Псковскую область, а затем в Смоленск, ближе к границе с Европой. Здесь боец получил звание капитана авиации. Перед началом войны Николай прошел специальные курсы, где познакомился с новой боевой техникой — двухмоторным бомбардировщиком Ильюшина.
По причине уделяемого широкого внимания только основному подвигу Гастелло — «огненный таран», его первый героический поступок практически остался незамеченным. В июне 1941 года, находясь под интенсивным пулеметным обстрелом, юный боец повалил немецкий «Люфтваффе» из турельной установки. За время участия в сражениях Николай проявил исключительную храбрость и мужество. Руководство отмечало, что Гастелло способен принимать критические решения в самых сложных ситуациях.
Личная жизнь
До начала войны Гастелло увлекался игрой в футбол и катанием на лыжах, а также активно прыгал с парашютом.
Известно, что у Николая Францевича была жена и двое сыновей, которые так и не смогли увидеть своего отца. Подробности личной жизни героя почти не сохранились — в то время основное внимание уделялось его подвигу.
Прошел четвертый день войны. Для осуществления бомбардировочного удара по колонне вражеской техники в небо поднялся советский бомбардировщик ДБ-3ф, под управлением капитана Гастелло и его команды – штурмана Бурденюка, радиста Калинина и лейтенанта Скоробогатого. Основной задачей экипажа было нанесение авиаудара по колонне вражеской техники.
В этой операции также участвовала еще одна группа летчиков под командованием Ф. Воробьева. Имена остальных членов экипажа не упоминаются в хронике.
Во время выполнения задания, фашистские артиллеристы атаковали советские самолеты, в результате чего бомбардировщик Николая Гастелло был сбит. Снаряды попали в топливный бак, и самолет загорелся. Николай мог спастись, воспользовавшись катапультированием, но вместо этого 33-летний капитан направил горящую машину прямо на фашистскую колонну, уничтожив почти всю вражескую технику. Ценой своей молодой жизни летчик сорвал планы захватчиков и сорвал их спецоперацию. Все члены экипажа ДБ-3ф погибли вместе со своим командиром.
По наступлении темноты, местные жители подошли к сгоревшему самолету и нашли тела всех погибших летчиков. Обернув солдат в парашютную ткань, белорусы похоронили героев рядом со своей деревней. Вернувшись на базу, члены второго экипажа доложили о произошедшем.
В начале войны СССР понес большие потери, поэтому каждая удачная операция была на вес золота. О подвиге Гастелло начали писать в газетах и журналах, его героическая история передавалась из уст в уста. В июле 1941 года Николая Францевича посмертно наградили званием Героя Советского Союза. В дальнейшем советские летчики совершили еще множество таранов, каждый из которых стали называть повторением подвига Гастелло.
В честь героического командира названо множество географических объектов на территории Союза. Его «огненный таран» послужил основой сюжета для множества книг и художественных фильмов.
В 1990-х годах, когда наступила так называемая «эпоха свободы слова», многие публичные личности начали подвергать сомнению подвиг Гастелло. По одной версии, капитан не совершал никакого тарана — он катапультировался и сдался в плен фашистам, а немецкую колонну уничтожил экипаж Маслова.
Однако эта версия вряд ли может быть признана правдоподобной. Если бы Гастелло оказался в плену у фашистов, руководство гитлеровской Германии не скрывало бы этого, а скорее всего пыталось бы извлечь из этого выгоду. Кроме того, до сих пор не найдено никаких архивных данных, подтверждающих нахождение Гастелло в плену.