Николай Ге — крупный художник-пейзажист и мастер исторических сюжетов, а также религиозных композиций. Его работы оказали огромное влияние на развитие отечественной живописи. Ге входил в число передвижников, объединения художников, которые стремились изображать реальную жизнь и социальные проблемы своего времени.
Детство
Николай Ге родился в семье землевладельца Николая Ге в Воронежской области, а его брат, Иван Ге, был известен как талантливый драматург.
Предки Николая восходят к его прапрадеду, французскому аристократу Матье де Ге (Matieu de Gay), который переехал из Франции в Российскую империю в 1789 году, во время Великой французской революции. Дед Николая, Осип Матвеевич, служил прапорщиком в Конно-гренадерском полку Военного ордена. По указу императрицы Екатерины Великой от 8 февраля 1793 года, вместе с другими 2406 французскими иммигрантами, он подписал присягу на верность Бурбонской монархии, осуждая революционные события во Франции.
В 1831 году, в период эпидемии холеры, охватившей центральные области Российской империи, появился на свет мальчик по имени Николай. Его мать, Елена Яковлевна Садовская, скончалась от болезни всего через три месяца после рождения сына. За воспитание мальчика заботились бабушка Дарья Яковлевна Коростовцева и крепостная няня. Первые годы Николая были проведены в деревне. С 1840 года он получил образование в частном пансионе Гедуэна в Киеве, а затем был принят в Первую киевскую гимназию, где его талант в области изобразительного искусства был впервые замечен, и где было предсказано его будущее как художника. Вопреки рекомендациям отца, после окончания гимназии в 1847 году, Николай пошел учиться на физико-математический факультет Университета Святого Владимира.
Приехав к своему старшему брату в Санкт-Петербург, Николай мечтал о получении художественного образования, несмотря на желание отца видеть его математиком. Он стремился поступить в Императорскую Академию художеств, но сначала не осмелился подать документы туда. Вместо этого он решил продолжить образование на математическом факультете Санкт-Петербургского университета в 1848—1849 годах, параллельно углубляясь в изучение рисования в Эрмитаже.
В 1850 году Ге покинул университет, чтобы полностью посвятить себя искусству, поступив в Императорскую Академию художеств. Там он стал учеником академика и профессора живописи Петра Басина, одного из главных художников Петербурга того времени. Николай усердно изучал и воспроизводил творчество и стилистические приемы своего кумира Карла Брюллова, что оказало значительное влияние на развитие его собственного художественного стиля. За свою картину «Ахиллес оплакивает Патрокла» Ге был удостоен Малой золотой медали в 1855 году после семи лет обучения в Академии.
Проезжая по недрах Германии, Швейцарии, Франции и Италии, начинающий художник Николай Ге обогатил свое творческое зрение, сталкиваясь с различными художественными культурами и направлениями. Во время своего пребывания в Париже он посетил выставку Салона 1857 года и выставку посвященную творчеству Поля Делароша после его смерти, что оказало огромное влияние на его художественное видение. В Риме Ге встретился с Александром Ивановым, чье мастерство оставило неизгладимое впечатление на него, воплощенное в работе «Возвращение с погребения Христа», созданной в 1859 году.
В период, когда Ге продолжал работать над портретами, например, в 1858 году, когда он создал портрет жены, он также занимался историческими сюжетами. Среди них были «Смерть Виргинии» (1857—1858), «Любовь Весталки» (1858) и «Разрушение Иерусалимского храма» (1858). Эскиз «Смерть Виргинии» был создан под влиянием работы Карла Брюллова «Последний день Помпеи», демонстрируя драматизм и выразительную гестуляцию. Однако Ге выразил недовольство данными работами и временно отказался от исторических сюжетов в пользу пейзажей и этюдов с натуры, особенно во время пребывания в Неаполе.
В 1860 году, после перемещения во Флоренцию, Ге приступил к работе над проектом «Смерть Ламбертации», но вскоре отказался от него. Тем не менее, в 1861 году он создал одно из своих наиболее значительных произведений — «Тайная вечеря», которое было представлено в Санкт-Петербурге на осенней выставке в Академии Художеств в 1863 году. Эта картина вызвала широкий резонанс среди публики и была критически воспринята официальной прессой как «торжество материализма и нигилизма», в результате цензура даже запретила её копирование. Несмотря на это, произведение было приобретено для личной коллекции российского императора, что принесло Ге общественное признание и успех.
Процесс работы над шедевром «Тайная вечеря» был особенно трудоемким и инновационным. Сначала Ге создал скульптурный набросок, чтобы выразить форму, что в дальнейшем позволило ему отказаться от традиционной цветовой гаммы и начать моделировать объем с помощью света. Он также провел ряд живописных этюдов, включая изображение головы апостола Иоанна со своей женой и Петра — себя. Идея образа Христа вдохновлена портретами Александра Герцена и русского певца Григория Кондратьева. Подготовительный этап занял всего неделю, за которой последовали месяцы интенсивной работы. Таким образом, классическая библейская сюжет был представлен в новом, эмоционально насыщенном свете.
После короткого пребывания в России в начале 1864 года, Николай Ге снова отправился во Флоренцию. Там он сосредоточился на создании эскизов по библейским сюжетам, таких как «Иисус Христос и Мария, сестра Лазаря», «Братья Спасителя» и другие, а также приступил к работе над крупным полотном под названием «Ангелы Воскрешения». Будучи в Италии, он углубил свои отношения с Александром Герценом, встреча с которым оставила неизгладимое впечатление на его сердце. Николай с восторгом вспоминал неожиданный визит Герцена к нему в конце 1866 года. Сам Герцен согласился на создание своего портрета художником, несмотря на риск из-за своего политического статуса как «государственного преступника» и активного критика крепостничества и русского самодержавия. Работа над портретом была завершена всего за пять сеансов, что придало ей особую свежесть и непосредственность. По мнению критиков, этот портрет стал вершиной художественного наследия Николая Ге.
В это время Ге активно занимался портретной живописью и работой с натуры. В 1867 году он завершил картину «Вестники Воскресения» и отправил её на выставку в Академию художеств, но она не была принята. Друзья художника организовали показ картины в художественном клубе, но и там она не получила заслуженного признания. Также неудачей закончилось его творение — «Христос в Гефсиманском саду», которое также не встретило успеха у зрителей.
Возвращение домой и дальнейшее творчество
После возвращения в Россию в конце 1869 года Николай Ге активно участвовал в создании «Товарищества передвижных художественных выставок» и сыграл значительную роль в его организации. Он внес вклад в Первую Передвижную выставку, создав произведение под названием «Пётр I допрашивает царевича Алексея Петровича в Петергофе» (1871), которое вызвало большой общественный отклик и было приобретено Павлом Третьяковым для его коллекции.
С 1869 по 1875 год Николай Ге жил и работал в Санкт-Петербурге, где создавал портреты известных представителей русской интеллигенции того времени, включая Ивана Тургенева, Николая Некрасова, Михаила Салтыкова-Щедрина, Николая Костомарова, Михаила Антокольского. Он также создал бюст известного критика В. Г. Белинского.
В данный период Ге также занялся историческими темами, написав произведения «Екатерина II у гроба Елизаветы» (1874) и «Александр Сергеевич Пушкин в селе Михайловском» (1875), однако они не достигли такого же мастерства, как его «Допрос Петра I».
Недовольство собственным творчеством и финансовые проблемы побудили Ге покинуть столицу и переехать на Черниговщину, где приобрел хутор рядом со станцией Плиски. До 1879 года он почти не занимался живописью, переживая глубокий духовный кризис и занимаясь изучением религии и морали, приходя к выводу, что искусство не должно быть средством заработка.
Однако необходимость решить финансовые проблемы и погасить долги вынудила Ге принимать заказы на портреты от местных богатых жителей, к которым относился без особого энтузиазма. Среди выполненных работ были портреты сахарозаводчика Терещенко и его супруги, а также крепостного помещика И. Я. Петрункевича.
Изображение «Милосердие» (1880), показывающее Иисуса Христа в облике бедного нищего, стало отражением духовного кризиса художника и получило резкую критику общества. Художник уничтожил полотно, но позже эксперты Третьяковской галереи обнаружили его под маслом картины «Что есть истина?», что свидетельствует о его творческих поисках и глубоких личностных переживаниях.
В 1882 году в Москве Николай Ге познакомился с Львом Николаевичем Толстым, и это событие имело важное значение в его жизни и творчестве. Через два года он создал портрет Толстого, внесший значительный вклад в галерею изображений выдающегося русского писателя.
После этого Ге начал работать над новым циклом работ на религиозные темы, включая «Выход с Тайной вечери» (1889), «Что есть истина?» (1890), «Иуда» (Совесть) (1891), «Суд Синедриона. „Повинен смерти“» (1892) и несколько вариантов «Распятия». В это же время он создал портреты Лихачевой, Костычева и других, а также выполнил иллюстрации к произведению Толстого «Чем люди живы» и лепил бюст писателя.
Вопреки всем препятствиям, Ге остается довольным тем влиянием, которое произвели его произведения. Он утверждает, что в этих творениях ему удалось «обнаружить» себя, разработав уникальное видение окружающей реальности и выразительный стиль живописи.
Личная жизнь
В октябре 1856 года исключительно значимое событие произошло в личной жизни Николая Ге: он соединил свою судьбу с Анной Забелой, девушкой украинского происхождения, которая стала для художника надежной опорой и источником вдохновения. Этот союз оказался чрезвычайно прочным: супруги вместе решили отправиться за границу в поисках новых творческих перспектив, не ожидая поддержки на родине. Из этого брака у Ге родилось два сына, Николай и Петр, которые оставили свой след в истории семьи.
За тринадцать лет пребывания в Италии семья Ге нашла уверенность и силу, что позволило им достойно вернуться на родину. После проживания в Санкт-Петербурге в течение четырех лет, Ге с семьей переехали в Черниговскую область, где обосновались в усадьбе Ивановское, ставшей их новым домом и укрытием.
Однако изменения в образе жизни вызвали напряжённость в отношениях с Анной Забелой, которая проявляла непримиримость и упорство в своих убеждениях. Несмотря на возникшие разногласия, Ге нежно называл её «прокурором», подчёркивая её решительный характер. Анна играла значительную роль в жизни художника, будучи его первым и самым строгим критиком, чьё мнение он всегда учитывал.
Уход Анны Забелой из жизни в 1891 году стал большой утратой для Ге. Она была похоронена в семейной усадьбе, где позже нашёл свой последний приют и сам художник, тем самым объединив судьбы супругов даже после смерти.
Год перед своим уходом Ге завершает свое произведение «Автопортрет» (1893), которое считается одним из его выдающихся творений. На этой картина запечатлен взгляд опытного художника, который не утратил своего интереса к жизни и творчеству.
13 июня 1894 года ушел из жизни Николай Николаевич Ге, проживавший на своем хуторе Ивановский. Его творчество стало настоящим наследием, внесшим значительный вклад в развитие реалистического направления в изображении библейских сюжетов. Критики высоко оценили его работу, которая по-прежнему вдохновляет новое поколение художников.
Избранные картины
Если вы обнаружили опечатку, пожалуйста, сообщите нам, выделив этот текст и коснувшись выделенного текста.