Протоиерей Николай Гурьянов, известный православный религиозный деятель, также был известен как поэт. Он был одним из самых уважаемых старцев РПЦ в конце 20-го и начале 21-го века.
Деревня Остров Залит на Талабских островах в Псковской области получила свое название от колхоза, который был назван в честь революционера Ивана Залита. В этой деревне в течение почти полувека служил протоиерей Николай Гурьянов, который был одним из самых уважаемых старцев в христианском мире.
Детство
24 мая 1909 года в Чудских Заходах Гдовского уезда появился на свет священник. Родители, исповедующие православие, назвали его Николаем в честь святого Николая Угодника. Его отец, Алексей Степанович, был регентом церковного хора и скоропостижно скончался в молодом возрасте. Екатерина Степановна, мать четырех сыновей, вынуждена была воспитывать их в одиночку. Все сыновья унаследовали музыкальные таланты от своего отца, Михаил стал даже преподавателем в консерватории. На войне погибли все три брата, и Николай остался один с матерью. Она поддерживала его до конца своей жизни, помогая в его работе и служении богу. Ушла из жизни в мае 1969 года.
Молодой Николай обладал пылким нравом и мог вспылить из-за мелочей. Преодоление себя помогло ему в воспитании, а также его истинная вера в Бога. С детства он придерживался православных обычаев, помогал на алтаре в местной церкви и иногда совершал паломничества по святым местам христианства. Еще в раннем возрасте он посетил остров Талабск, где жил и служил многие годы.
После окончания Гатчинского педагогического техникума, Гурьянов принял решение продолжить обучение и поступил в педагогический университет Ленинграда. Здесь ему пришлось выбирать между своими убеждениями и возможностью спокойной жизни в стране, где вера в Бога была подавлена. Его выступление против закрытия одного из храмов привело к тому, что его исключили с первого курса института. Церковь все же была закрыта, и с ней закрылась дорога к высшему образованию для Николая. Кроме того, молодой сторонник веры стал объектом наблюдения сотрудников НКВД.
После этого он вернулся в родную деревню, где пел в церковном хоре и читал псалмы. Кроме этого, он работал в школе, преподавая детям физику, биологию и математику.
Жизнь старца
Проводя гонения на верующих людей, власть коммунистического режима не только прикрыла храмы, но и преследовала священнослужителей. Многих отправили в лагеря, включая Гурьянова. Его обвинили в религиозной агитации, и до суда его держали в одной из самых суровых тюрем – ленинградской тюрьме «Кресты». После вынесения судебного приговора его отправили в Сыктывкар, в один из лагерей печально известного ГУЛАГа. Здесь осужденные через каторжный труд искупали свою «вину перед родиной», строя железную дорогу. Условия содержания заключенных были нечеловеческими, и многие не выдерживали. Тяжелый труд привел к увечью Гурьянова – обе ноги были покалечены.
Великая Отечественная война разразилась. Учитель со статусом инвалида не был призван на фронт из-за своего состояния здоровья. Во время начала блокады Ленинграда Николай оказался на территории, захваченной фашистами, и был вынужденно отправлен в Прибалтику.
В это время Гурьянов принял окончательное решение посвятить себя служению Богу. В начале 1942 года митрополит Сергий рукоположил его в сан диакона. Тогда же старец взял обет пожизненного целибата. После окончания богословских курсов, он отправился служить священником в женский Свято-Троицкий монастырь в г. Рига. В дальнейшем он наблюдал за соблюдением устава богослужений в Свято-Духовском монастыре в Вильнюсе.
Большую часть своей жизни Гурьянов провел на служении как настоятель церкви Святого Николая в литовском селе Гегобросты. В 1956 году он был посвящен в протоиерея. Римма Орлова, одна из прихожанок храма, вспоминает, что отец Николай был очень добрым человеком. Он приветливо общался с верующими и с вдохновением вел богослужения, объединяя людей в молитве.
Он не был человеком в монашеском рясе, но он вел себя намного строже, чем тот, кто принял монашество. Он строго соблюдал отказ от физических удовольствий, посвятив себя нравственному и духовному утешению. Своим несомненным служением Богу он давал пример всем остальным. Его присутствие среди людей называли «островком православия» в католической Прибалтике.
Одновременно с исполнением обязанностей настоятеля он учился — в 1951 году он закончил Виленскую духовную семинарию, а затем поступил на заочное отделение духовной академии Ленинграда. В 1958 году он отправился служить Богу в храм на острове Талабск, и там остался до конца своих дней. По словам близких Николая, место служения было показано ему старцем, с которым он много общался.
В начале 1960-х годов Хрущев активно боролся с «православной тьмой», достигнув своего пика. Именно из-за этого прибывших на остров старца и его мать встретили настороженно. Со временем мягкий и дружелюбный характер священника покорил сердца местных жителей, и хорошие отношения установились до самого его ухода.
Отцу Николаю достался полуразрушенный храм, который он принялся восстанавливать. Он самостоятельно заменил кровлю, покрасил стены, не запрашивая материалы для ремонта у епархии – всё искал сам. Когда начались первые службы, он лично пек круглые лепёшки – просвирки, необходимые для церковных обрядов. Кроме того, он всегда оказывал помощь людям: присматривал за детьми, ухаживал за пожилыми, сажал деревья.
Старец провел целую ночь в молитвах, и на утро произошло настоящее чудо. На Псковском озере начался шторм, и в течение трех дней невозможно было попасть на остров с материковой части. И вдруг власти перестали обращать внимание на Гурьянова, как будто о нем забыли.
В 1970-х годах вести о благочестивых поступках отца Николая разнеслись по всему Советскому Союзу. Люди со всей страны съезжались, чтобы услышать пророчества старца. Отец Николай называл каждого прибывшего по имени и никогда не ошибался. Он давал советы, предупреждал о возможных бедах и объяснял, как им избежать.
К бесноватым священник относился с особой жалостью – проводил обряды изгнания нечистой силы. Ночи напролет проводил в молитвах об исцелении от смертельных болезней. Проповедуя и давая наставления, отец Николай всегда был предельно тактичен – человеческого достоинства не унижал, к каждому обратившемуся за помощью относился доброжелательно.
В 1988 году Николай Гурьянов был награжден головным убором высшего духовенства – митрой и правом служить литургию с открытыми Царскими Вратами до «Херувимской». В 1992 году был удостоен высшего протоиерейского церковного отличия – права служения с открытыми Царскими Вратами до «Отче наш».
У многих известных творческих личностей был опыт посещения Талабского старца, включая Константина Кинчева, Алексея Белова, Ольгу Кормухину и других. Николай Гурьянов послужил прототипом главного героя картины Павла Лунгина под названием «Остров». На переломе 20-21 веков святой отец произнес предсказание о будущем России, истинный смысл которого до сих пор остается предметом дискуссий.
Смерть
Августа 2002 года старец ушел из жизни в своем приюте на острове Талабск. Более трех тысяч человек собрались, чтобы проводить священника в последний путь. По словам очевидцев, ракеты и пароходы были переполнены верующими, желающими попрощаться с батюшкой. Их было бесчисленно.
В настоящее время гробница мудреца привлекает внимание почитателей православия из различных уголков планеты.
Память
Режиссер Виктор Рыжко в своем фильме «Слово истины» рассказывает о Талабском старце, который выступал за царебожие и причисление Иоанна Грозного и Григория Распутина к святым. Однако почитатели отца Николая опровергают эти версии, утверждая, что в конце своей жизни старец был немощен, а его окружение могло искажать его слова. Богослов Юрий Максимов также поддерживает эту точку зрения, опубликовав статью в журнале «Благодатный огонь». Вероятнее всего, что протоиерей относился уважительно к семье последнего царя, и это ближе к истине.
В рамках проекта «Люди Божии» издательство Сретенского монастыря выпустило книгу «Протоиерей Николай Гурьянов», учрежденную Обществом ревнителей памяти праведника Николая Гурьянова.
Если вы нашли ошибку в написании, пожалуйста, сообщите нам, выделив этот текст и нажав на выделенный текст.