Николай Эрдман – известный советский сценарист, поэт и драматург, чьи пьесы послужили основой для множества замечательных фильмов. Он был удостоен лауреата Сталинской премии за свои достижения в области искусства.
Биография Николая Эрдмана, одного из великих художников начала двадцатого века, была полна трагических событий, связанных с политическими репрессиями. Среди его близких друзей были такие известные личности, как Всеволод Мейерхольд, Эраст Гарин, Михаил Зощенко, Евгений Вахтангов, Осип Мандельштам и Константин Станиславский.
Ранние годы
Победитель Сталинской награды родился 16 ноября 1900 года в столице России, Москве. Отец работал бухгалтером на фабрике «Товарищество шелковой мануфактуры», а мать занималась домашним хозяйством. У ни одного из родителей не было связи с миром искусства, поэтому жизнь Эрдмана можно назвать случайным стечением обстоятельств.
В школьные годы мальчик учился усердно и продолжал в этом же духе, поступив в Петропавловское коммерческое училище. Во время Октябрьской революции ему было всего 17 лет. Через два года Николай вступил в ряды Красной Армии, где прослужил целый год.
В Москве, будущей столице Советского Союза, уже начинал развиваться культурный дух. Новым трендом стало имажинистское движение — литераторы, чье творчество уделяло особое внимание образам. Эта течение завладело молодым человеком, привлекая в свой круг такие талантливые личности, как Сергей Есенин и Анатолий Мариенгоф.
Первые поэтические эксперименты Эрдмана вылились в создание стихотворений для песен. Со временем начинающий литератор переключился на написание пьес, и он завоевал среди людей искусства большой авторитет.
Драматургия
Сценаристская карьера начала свое развитие на сценах московских театров и студий. Первой серьезной работой начинающего драматурга стала переработка произведения «Лев Гурыч Синичкин». В это же время Николай работал над пьесой «Мандат», которая впервые была представлена на сцене Мейерхольдовского театра. Зрителей привлекли аполитичный юмор и острая, но лаконичная сатира на мещанство. Постановку показывали во всех республиках СССР, а в 1927 году ее увидели жители Европы.
Позже Эрдман представил пьесу «Самоубийца», но ее ожидала неприятная участь. Спектакль был запрещен даже в МХАТе, несмотря на поддержку Мейерхольда. Впервые постановка была показана только в 1982 году.
Погружаясь в мир театра, драматург обнаружил, что кинематограф стремительно развивается. Это открывало перед художником огромные возможности для раскрытия своего таланта. Эрдман принял участие в написании сценария к фильму «Веселые ребята», который впоследствии стал культовым. Популярность автора росла с каждым новым проектом, однако достичь вершины славы ему не удалось. В начале 30-х годов Николай Робертович был арестован за создание слишком острых пародий, нередко имеющих политический подтекст. Сценариста отправили в ссылку в Енисейск, но благодаря помощи актрисы Ангелины Степановой его перевели в Томск. Это был 1934 год.
Писатель провел два года в лагерях, а после освобождения ему запретили жить в Москве и других крупных городах. Долгое время автор путешествовал, находя убежище в Калинине, Торжке, Вышнем Волочке и Рязани. Его драматические произведения оставались под запретом, но он продолжал писать сценарии для фильмов. Один из его сценариев вошел в знаменитый фильм «Волга-Волга», который покорил сердца миллионов советских зрителей.
В начале Великой Отечественной войны Эрдман оказался глубоко в тылу, так как его считали «неблагонадежным» и опасным для отправки на фронт. Несмотря на это, он всё же побывал в зонах боевых действий, устраивая концерты для советских солдат. Война оставила глубокий след в душе творческого человека и имеет большое значение для его творчества.
Руководил концертной группой Юрий Любимов, который в то время был художественным руководителем Театра на Таганке. В период мира в сотрудничестве с коллегами были созданы такие шедевры кино, как «Огонь, вода и медные трубы», «Морозко» и «Город мастеров».
Годы заключения всегда были темным пятном в биографии творца, факт ареста мешал развиваться его карьере в полной мере. Николая Робертовича лишили возможности реализовать себя в драматическом жанре, зато аниматоры сотрудничали с ним с большим удовольствием. Авторству Эрдмана принадлежат сценарии к мультфильмам «Приключения Буратино» и «Дюймовочка».
Личная жизнь
Когда драматург встретил главную женщину своей жизни, он уже был женат. Его избранницей стала актриса Ангелина Степанова, которая также была занята. Их страстные отношения начались после первой встречи в 1928 году и продолжались даже во время ссылки Николая. Актриса из МХАТа поддерживала своего возлюбленного в тяжелые времена, их романтическая переписка длилась целых семь лет. Драматург ценил преданность своей возлюбленной, но не решился на развод. Поняв, что они никогда не смогут быть вместе, Ангелина вышла замуж за писателя Александра Фадеева. Встретились они в последний раз лишь через два десятилетия.
Смерть
10-ого августа 1970 года нашего мира покинул автор пьес, подробности его ухода не были обнародованы. Советского драматурга похоронили на столичном Донском кладбище.
Сценарии
- «Турбина № 3»
- «Дом на Трубной»
- «Веселые ребята»
- «Волга-Волга»
- «Принц и нищий»
- «Здравствуй, Москва!»
- «Смелые люди»
- «На подмостках сцены»
- «Любушка»
- «Огонь, вода и… медные трубы»
- «Морозко»
- «Город мастеров».