Он имел привлекательное, открытое и запоминающееся лицо, которое сразу бросалось в глаза своей улыбкой. Такое лицо могло бы открыть ему дорогу в Голливуд, где он с легкостью мог бы сыграть харизматичного соблазнителя или прожигателя жизни. Но Николай Крючков предпочел остаться верным своим советским идеалам и сыграть роли летчиков, трактористов, партизан и шахтеров. Его великолепный актерский талант был признан правительственными наградами и премиями, и он посвятил кино свои лучшие годы.
После выхода фильмов «Трактористы», «У самого синего моря», «Свинарка и пастух» Николай Крючков получил всесоюзную славу и любовь зрителей по всей стране Советов.
Детство и юность
Николай Крючков появился на свет в Москве 24 декабря 1910 года. Он всегда считал себя жизнерадостным, и это была правда. Его жизнь была постоянной борьбой за выживание. Николай родился в семье рабочих. Отец работал на фабрике, мама была ткачихой. Во время беременности мама упала в глубоком и темном погребе, подвернув ногу. Она кричала, но ее не слышали. В это время начались схватки, и мальчик родился недоношенным и слабым. Все думали, что он не выживет, но он начал кушать и набирать вес. Николай стал восьмым ребенком в семье, но выжить удалось только ему.
Отца Николая Крючкова похоронили, когда ему было всего 9 лет. Здоровье его отца подорвал тяжёлый труд, война и революция. Николай не знал детских радостей, так как уже в раннем детстве работал на заводе вместе со всей семьёй. Но когда ему исполнилось 14, мать настояла, чтобы он пошёл учиться. Он поступил в ФЗУ, чтобы стать гравером-накатчиком по окончании обучения.
Николай Крючков был весёлым парнем, который любил пошутить и иногда подшучивал над другими. Вскоре он начал выступать на художественной самодеятельности.
Когда Николай впервые вышел на сцену, он понял, что именно здесь его судьба. Он умел бить чечетку, петь и играть на гармони, причём делал это лучше всех.
Однако маме не понравилось это фиглярство. Пришлось идти на уступки – Николай мог поступить в свою театральную школу, но продолжал работать на фабрике. Деньги были нужны для жизни.
В 1928 году Николай Крючков поступил на обучение в школу-студию актерского мастерства. Он продолжал работать, но было понятно, что его рабочая специальность скорее всего не понадобится в жизни.
Фильмы
Время от времени режиссеры посещали столичный театр рабочей молодежи в поисках талантливых актеров для своих фильмов. В 1930 году один из таких режиссеров, Борис Барнет, заинтересовался репетицией театра и решил предложить роль Крючкову в своей ленте «Окраина». Фильм получил отличные отзывы зрителей, и именно с этой роли началась кинематографическая карьера Николая Крючкова. В 1931 году этот же режиссер пригласил актера сыграть моряка Алексея в фильме «У самого синего моря», который тоже был хорошо принят зрителями, и Крючков завоевал своих первых поклонников.
После этого Николай Крючков стал очень популярным. Его пригласили сняться в фильмах «Возвращение Максима», «За Советскую Родину», «Тайга золотая», «Человек с ружьем» и многих других.
Огромной популярностью пользовалась новая работа Крючкова — фильм «Трактористы», снятый режиссером Иваном Пырьевым. Лента вышла в 1939 году и стала любимой у всего народа. Фильм прославил не только Николая Крючкова, но и Марину Ладынину, Бориса Андреева, Петра Алейникова, которые были признаны народными героями.
В 1939 году вышел еще один фильм с участием Крючкова — «Член правительства», в котором он сыграл роль весельчака Никиты. Главную героиню сыграла Вера Марецкая.
В 1939 году Николай Крючков снялся еще в двух фильмах. Это были фильмы «Щорс» и «Станица дальняя», в которых актер исполнил эпизодические роли, но оставил яркое впечатление на зрителей. В 1940 году артист сыграл в фильмах «Яков Свердлов» и «Брат героя». Сюжет второго фильма перенес зрителей на поля битвы финской войны, где Крючков сыграл роль красноармейца Бойкова, выполняющего важное задание по проникновению в тыл врага. В ходе разведывательных действий его смертельно ранили.
В 1941 году, так же как и все остальные мужчины СССР, Крючков явился в военкомат с просьбой быть отправленным на фронт. Однако его отказали, заявив, что его творческая деятельность будет более полезной, чем участие в боевых действиях с винтовкой. Во время Великой Отечественной Войны он достиг пика своей творческой карьеры. Время было очень трудным, но съемки кино продолжались, и Крючков был в центре событий.
В середине 40-х годов актер снялся во многих увлекательных фильмах, которые были запоминающимися и захватывали с первого взгляда. Среди них были такие ленты как «Котовский», «Фронт», «Парень из нашего города» и другие. Однако наибольшую славу и любовь зрителей актеру принесли два других проекта — фильмы «Свинарка и пастух» и «Небесный тихоход».
После окончания войны Николай Крючков сыграл главную роль в картине «Свет над Россией», основанной на воспоминаниях моряка Рыбакова. В 1948 году вышел фильм «Три встречи», в котором также принял участие актер Крючков. Фильм рассказывал о жизни людей в первые годы послевоенного периода.
После этого Крючков был приглашен для участия в съемках двух драматических картин: «Звезда» и «Сталинградская битва». В 1949 году он сыграл одну из основных ролей в комедийном фильме «Счастливый рейс». Другие главные роли исполнили Михаил Жаров и Вера Орлова.
После войны Николай Крючков продолжал активно и результативно сниматься. Его творческий путь пополнялся все новыми и новыми фильмами, каждый из которых становился настоящим шедевром.
В 1956 году Николая Крючкова снова пригласили для участия в съемках фильма о войне. Он назывался «Бессмертный гарнизон» и рассказывал о самом начале войны и сражении на Брестской крепости. Фильм получил диплом Венецианского фестиваля.
В 56-м году Николай Крючков был приглашен режиссером Григорием Чухрай для съемок фильма «Сорок первый». Основные роли в этом фильме исполнили Изольда Извицкая и Олег Стриженов.
В 1958 году Николаю Крючкову была предложена роль центрального персонажа в фильме «Ленинградская симфония» о блокадном периоде и мужестве выживших.
В конце 50-х годов артист сыграл в фильме «Баллада о солдате», где главные роли достались Владимиру Ивашову, Жанне Прохоренко и Евгению Урбанскому.
В 60-е годы в фильмографии актера появляются комедийные фильмы, в которых он органично вписывался.
В «Гусарской балладе», снятой Эльдаром Рязановым, Крючков сыграл пожилого слугу, а в главных ролях выступили Лариса Голубкина, Юрий Яковлев и Игорь Ильинский. Они все прославились благодаря этому фильму.
В 70-е годы Николай Крючков продолжал оставаться востребованным. Он сотрудничал с различными режиссерами, и результатом стали многочисленные интересные проекты. Наиболее запомнились фильмы «Телеграмма», «Горожане», «Осенний марафон» и другие.
В 80-х годах Николая Крючкова стали редко приглашать на съемки, но даже те нечастые кадры, где был артист, не оставались незамеченными поклонниками. Лучшими работами того времени стали фильмы «Цыганское счастье», «Дамское танго», «Сталинград».
Последними работами актера были фильмы «Царь Иван Грозный» и «Ангелы смерти», выпущенные в 1991 и 1993 годах.
Личная жизнь
Актер Николай Крючков в своей жизни вступал в четыре официальных брака. Его первой женой была актриса Мария Пастухова, от которой у него родился сын Борис. Затем он вступил в брак с Аллой Парфиньяк, с которой у него появился сын Николай.
Третий брак Крючков заключил с спортсменкой Зоей Кочановской, которую он познакомил на съемках фильма «Домой» в 1959 году. Однако вскоре после свадьбы женщина погибла в автокатастрофе, что привело к серьезной депрессии у актера и плохому состоянию его здоровья.
Спустя два года после трагедии в личной жизни произошли изменения для артиста. Он заключает четвертый брак. Его избранницей становится Лидия, работавшая помощником режиссера на киностудии и значительно моложе Николая. Их семейная жизнь была крепкой и счастливой, и они оставались вместе до самой смерти Николая Крючкова. В этом браке у артиста появилась дочь по имени Эльвира.
Смерть
В эпоху перестройки началось угнетение всего, что в Советском Союзе казалось правильным и непоколебимым. Не исключением стал и кинематограф. Период с 1930-х по 1950-е получил название сталинского, и все актеры, которые стали знамениты в эти годы, автоматически стали сталинистами. Николай Крючков также оказался не во благо новому правительству, и Народный артист вынужден был просто выживать, практически в нищете.
Последние годы своей жизни Николай Крючков со своей супругой жили на даче в Икше. У него диагностировали рак – опухоль забивала его горло, он испытывал боль при разговоре и даже при дыхании. Его жена приходила в больницу каждый день, стараясь поддержать и поднять ему настроение. Они шутили и даже пытались петь вместе. Артист был очень изнурён, поэтому он часто засыпал на полчаса. Его жена будила его, но он просил не мешать и говорил, что уже почти на том свете.
Николай Крючков скончался 13 апреля 1994 года. Он был похоронен на Новодевичьем кладбище. На его могиле нет обычного фото, вместо этого артист изображен на барельефе, глядящем на мир.
Избранная фильмография
- 1932 — Горизонт
- 1935 — У самого синего моря
- 1939 — Трактористы
- 1939 — Станица Дальняя
- 1941 — Свинарка и пастух
- 1941 — В тылу врага
- 1949 — Звезда
- 1955 — Дело Румянцева
- 1959 — Жестокость
- 1961 — Годы девичьи
- 1964 — Женитьба Бальзаминова
- 1965 — Дайте жалобную книгу
- 1968 — Далеко на западе
- 1978 — Бархатный сезон
- 1985 — Битва за Москву
- 1993 — Ангелы смерти
- Великий артист умер в нищете
- Страница в Википедии