Николай Львов — выдающийся архитектор, поэт, геолог, драматург и переводчик, являющийся одним из наиболее ярких представителей эпохи Русского Просвещения. Он разработал проекты петербургского Почтамта, Борисоглебского монастыря, а также невских ворот Петропавловской крепости и множество жилых домов.
«Гений вкуса» и «русский Леонардо» — такими словами называли известного архитектора Николая Львова его современники. Его заслуги сегодня, к сожалению, забыты, но благодаря его трудам потомки могут наслаждаться видом Почтамта в Петербурге, Невских ворот Петропавловской крепости, Борисоглебского монастыря в Торжке и Приоратского Дворца в Гатчине.
Ранние годы
Известный русский архитектор родился 4 мая 1753 года в Никольском-Черенчицком поместье, которое принадлежало его семье и находилось на современной территории Тверской области. Львовы были представителями старинного дворянского рода, который служил у князей Тверских и сражался в польско-турецкой войне. За верную службу им была предоставлена большая вотчина, где проживали их потомки.
Отцом мальчика был Александр Петрович, прапорщик в отставке. Коля был еще маленьким, когда его отец умер, но перед этим успел записать его в Измайловский полк.
Сведений о детстве Николая почти не осталось. Согласно рукописям Михаила Муравьева, деятеля Русского Просвещения, образование мальчика было довольно скромным, он не знал языков, владел лишь несколькими фразами на французском.
После достижения 18 лет молодой человек отправился в столицу, чтобы начать военную службу. В Петербурге он поселился у своих родственников, которые жили на Васильевском острове. Соймоновы были очень образованными людьми – в их доме проживал талантливый архитектор и инженер, который основал Горный институт.
Параллельно с военной службой Львов учился в школе Александра Бибикова, где преподавали иностранные языки, точные и гуманитарные науки. Больше всего ему нравились уроки по литературе, и он даже создал литературный кружок с единомышленниками. Вечерами молодые люди увлеченно читали книги, обсуждали произведения разных авторов и делились своими собственными сочинениями. В этой группе были братья Ермолаевы и будущий писатель Николай Осипов.
В конце 1770-х группой активистов был создан первый самиздатовский журнал «Труды четырех общинников». Они вдохновлялись популярным журналом Николая Новикова под названием «Трутень». В 1771 году к Измайловскому полку присоединились Василий Капнист, будущий драматург, и Михаил Муравьев, который впоследствии стал попечителем Московского университета. Оба молодых человека стали близкими друзьями Николая и приняли участие в создании журнала. К кружку присоединились художники Владимир Боровиковский и Дмитрий Левицкий, а также поэт Иван Хемницер.
Львова увлекало творчество французских классиков – Вольтера, Жана-Жака Руссо, Дени Дидро. Будущий архитектор глубоко изучал трактат «Об искусстве поэзии» Аристотеля и увлекался произведениями драматурга Жан-Батиста-Луи Грессе.
Карьера
Закончив службу в армии, Николай начал работать в гражданской службе. Благодаря поддержке влиятельных родственников, он получил хорошую должность в Коллегии иностранных дел. В рамках своей работы ему приходилось часто выезжать за границу – во Францию, Испанию, Италию и Германию. Здесь у него была возможность лично ознакомиться с зарубежной архитектурой, произведениями искусства и театральными постановками лучших европейских театров.
В конце 1770-х годов Львов покинул Петербург и провел несколько месяцев в своем родовом имении Черенчицы. В это время молодой человек заинтересовался народным творчеством, которым занимались его крестьяне. Свои наблюдения он зафиксировал в сборнике фольклора под названием «Собрание народных русских песен с их голосами».
Через некоторое время Львов отправился за границу вместе с Хемницером. Приглашение на эту поездку было получено от Михаила Соймонова, который в то время проходил лечение в голландском городе Спа. Во время путешествия Николай вел записи о различных архитектурных шедеврах, которые ему довелось увидеть. Он был восхищен простотой работ Андреа Палладио, архитектора эпохи Позднего Возрождения. Это вдохновило молодого человека начать переводить «Четыре книги Палладиевой архитектуры». Переведенные правила были опубликованы в 1798 году.
Когда Львов вернулся на свою землю, он продолжал навещать семью Бакуниных. Вскоре у них появилась новая посетительница – дочь прокурора Мария Дьякова, которая покорила сердце молодого архитектора. Несколько раз Николай просил руки девушки, но её родители отказывали, объясняя это тем, что жених недостаточно обеспечен.
В 1779 году молодые люди приняли смелое решение. Когда Мария отправилась на очередной бал, её карета внезапно свернула с дороги и направилась в храм, где её ждал возлюбленный. Поженившись, пара три года скрывала свой брак, но отец Дьяковой знал обо всём. В конце концов, родитель уступил и дал своё благословение на брак.
Первые шаги в архитектуре
Архитектор впервые представил свою работу в начале 1780-х годов, участвуя в конкурсе на проектирование Свято-Иосифовского собора в Могилеве, организованном императрицей. Несмотря на его недостаток опыта, Екатерина II выбрала его проекты. Кроме того, Львову были поручены работы по благоустройству прилегающей территории.
Идея молодого зодчего заключалась в воссоздании римского Пантеона с его огромным световым окном под куполом. Однако из-за российских климатических условий, мастер решил построить сразу два купола – внутренний и внешний, чтобы сохранить тепло. К сожалению, собор не дошел до наших дней, так как был разрушен в 1938 году для строительства гостиницы «Днепр».
По окончании проекта Николай Александрович был поручен выполнить чертежи Невских ворот Петропавловской крепости. В процессе оформления объекта Львов использовал элементы классицизма, установив украшенный барельефами фронтон и украсив композицию двойными колоннами. Реконструкция заняла семь лет, и по её завершении на северный фасад ворот был установлен императорский вензель государыни.
Весной 1782 года архитектор был назначен советником в только что созданном Почтовом департаменте. Для работы нового ведомства требовалось специальное здание, включающее в себя жилые помещения служащих, конюшни и помещения для карет. Строительство Почтового стана было поручено Николаю Александровичу. В процессе выполнения этой задачи Львов разработал типовые чертежи почтового двора, копии которых были отправлены в провинции для строительства подобных зданий по всей России.
Строительство Борисоглебского монастыря в Торжке
Вскоре Львову поручили возглавить проект строительства Борисоглебского монастыря в городе Торжок. В 1785 году лично Екатерина II заложила первый камень нового храма, который должен был заменить сгоревшее здание. В своей переписке с канцлером Российской Империи, графом Александром Воронцовым, архитектор сообщал: Изволила государыня закладывать в Торжке соборную мою церковь и тут, при закладке, удостоила меня своим разговором несколько слов. По заказу Воронцова зодчий разработал проект храма Святой Великомученицы Екатерины на его поместье Мурино. Церковь в стиле классицизма была открыта в начале 1790-х годов.
Храм Пресвятой Троицы, автором которого является Львов, был украшен парком князя А. Вяземского, главного руководителя Императорской фарфоровой фабрики. Народ прозвал церковь «Кулич и пасха» из-за сходства ее внешнего вида с символами пасхи. Круглый храм, окруженный шестнадцатью колоннами, напоминал кулич, а четырехугольная колокольня ассоциировалась с пасхой.
При разработке этого проекта мастер продемонстрировал свою выдающуюся инженерную ловкость. Для обогрева церкви Львов использовал воздушные печи — металлические трубы, по которым циркулировали горячие воздушные потоки. Позднее Николай Александрович подробно изложил эту технологию в своем научном труде «Русская пиростатика, или Употребление испытанных каминов и печей».
Архитектор не только занимался проектированием храмов, но также создавал планы жилых домов. Он разрабатывал проекты жилых комплексов с хорошо продуманной инфраструктурой, включающей парки и хозяйственные постройки. Одним из замечательных проектов мастера стал комплекс Знаменское-Раёк, созданный по заказу Федора Глебова в Тверской губернии. Вокруг центрального парка усадьбы была построена колоннада, символизирующая ожерелье, подаренное Глебовым его возлюбленной. Для дренажной системы использовались глиняные трубы, заложенные вдоль всего периметра парка. Внутренний двор имел форму кольца, чтобы приезжающие гости не мешались друг другу из-за колясок.
В 1790-х годах Гавриил Романович Державин купил дом на Фонтанке, недалеко от Измайловского моста. В то время это место считалось окраиной — за ним начинались леса и болота. Для реконструкции своего нового особняка он привлек своего друга Николая Львова, которому позже посвятил следующие строки:
«Зодчий Аттики преславный, Мне построй покойный дом, Вот чертеж и мысли главны Мной написаны пером. На брегу реки Фонтанки Положи…»
Используя полукруглые окна, Николай Александрович придал зданию венецианский стиль. Державин был страстным любителем театра, поэтому архитектор предусмотрел помещение домашнего театра. В ходе реализации этого проекта, архитектор не только разрабатывал эскизы помещений, но и задумывал интерьерные решения.
В 1793 году мастер Львов осуществлял свои искусные работы над подмосковным дворцом сенатора Артемия Воронцова. В итоге заказчик был поражен роскошным трехэтажным дворцом, окруженным живописным парком и прекрасными прудами.
Строительство из экспериментальных материалов
Николай Александрович постоянно искал инновационные материалы для более простого и экономичного строительства. Архитектор выступал за концепцию «землебитного» строительства, используя специальные кирпичи из земли, щебня, глины и песка.
Первые экспериментальные здания из земли были построены на территории усадьбы Львова под Тверью. Увлеченный новой технологией, Павел I поручил архитектору постройку дворца в Гатчине для размещения членов Мальтийского ордена.
Император был в полнейшем восторге. Он оценил возможности новой технологии и приказал основать училище по землебитному делу. Здесь готовили специалистов по возведению жилья для граждан со скромным доходом — студенты-крестьяне не только учились строить дома, но и возводить мосты, дороги, каналы и осушать болота.
Однако после смерти Павла I Николай Александрович потерял поддержку двора. В начале 19-го столетия Правительствующий сенат остановил набор новых учеников в школу.
Из-за постоянных трудовых усилий архитектор столкнулся с серьезными проблемами со здоровьем в последние годы. В начале 1804 года он скончался. Могила Николая Львова находится в Черенчицах, на территории его семейного имения.