Николай Парфёнов, родившийся в 1912 году, был заслуженным артистом РСФСР. Он был любимым актером СССР, героем "эпизода".
Родившийся в июле 1912 года во Владимирской губернии, Николай Парфёнов рос в дружной и обеспеченной семье. Его отец работал помощником капитана на корабле, плавающем по Волге, а мать полностью посвятила себя воспитанию детей, несмотря на тяжелые времена.
После революции наша жизнь изменилась в худшую сторону, как и у многих других. Всё стало нестабильным и непредсказуемым. Произошла беда: отец, который обеспечивал нашу семью, внезапно ушел из жизни, и мать осталась одна с детьми, старшему из которых было всего 14 лет, а Николаю — 7.
Испытание судьбы
Возможно, дружба стала спасительной нитью для семьи, как это было изначально. Дети помогали в огороде, собирали дрова, убирали сено, заботились о скоте. Постепенно семья смогла вновь подняться на ноги.
Однако последовало еще одно испытание в виде коллективизации. На позорном сельском собрании завистливые соседи выбрали самых трудолюбивых жителей, чтобы выявить и наказать "кулаков". Было принято коллективное решение выселить «кулацкий элемент» подальше из родных мест.
Мама ушла работать на севере, а детей отправила к родственникам во Владимир (хотя по другим данным, они уехали в Пермь), но большинство из шестерых детей уехали в Москву.
Эта дружная семья, привыкшая к труду и достижению целей, смогла устроиться здесь. Сестры окончили престижный Московский государственный университет, кто-то пошел в науку, еще одна сестра вышла замуж и стала домохозяйкой, брат Борис увлекся педагогикой и стал преподавателем, а Николай Парфёнов без сомнения решил, что его будущее связано только с театром.
Да, в начале пришлось поработать на заводе, выполнить сложную работу арматурщика, но Николай не смог привыкнуть к трудностям. Он решительно решил поступить в театральное учебное заведение и не ошибся. Он был зачислен в школу при театре имени Моссовета и учился там вместе с другим будущим звездой Владимиром Зельдиным.
Смешной и неотесанный
Он сразу прошел, но приемная комиссия назвала его «нескромным и забавным». Экзаменаторам понравилась искренность парня, экспрессивность, забавный внешний вид. Преподаватели увидели в нем комедийный талант. Да, такие люди не получают главные роли, они не играют образы романтических героев-любовников, им обычно достаются эпизоды. Но они играют настолько умело, что часто зрители запоминают их из всех актеров в фильме только таких колоритных и веселых персонажей.
Он отлично обучался, проявлял уникальный талант, энергичность, активность ума, добродушие, поэтому неудивительно, что успешно завершил учебу и был принят в Московский театр имени Моссовета.
Первые успехи
Он исполнял небольшие роли, но был полностью удовлетворен. В отличие от других актеров, он не стремился к перемене места работы, он оставался верен Моссовету в течение почти 60 лет. Но следует отметить, что театр не оказал такой же преданности ему. Но это были другие времена. Когда Николай Парфенов ушел из театра, развалился СССР, и многих актеров забыли сразу после их ухода на пенсию.
Но это случится позже… Сейчас же режиссёры оценили потенциал артиста и начали предлагать ему более серьёзные роли. В спектакле «Недоросль» он исполнил роль Митрофанушки, став знаменитым среди творческой интеллигенции столицы. На сцене его партнёрами были Любовь Орлова, Фаина Раневская, Вера Марецкая, Ростислав Плятт. Актёр всегда восхищался великими людьми и, несмотря на свой профессионализм, он с трепетом следил за происходящим за кулисами и учился у мастеров своего дела.
Такой яркий образ и необычный талант не могли остаться незамеченными кинорежиссерами, которые приглашали его сниматься в своих фильмах, в основном в жанре комедии. Однако комедии советского времени не следует рассматривать исключительно как комедии, так как они часто несли в себе глубокий смысл. Они высмеивали актуальные социальные искажения общества, и в стране, подчиненной цензуре, режиссеры и актеры умело освещали пороки общества в своих работах. Например, его можно увидеть в фильме «Афоня», где рассказывается история о жадном сантехнике, который просто плывет по течению, но жизненные обстоятельства меняют его ленивую натуру. Еще одним фильмом, несущим в себе глубокий смысл, является фильм «Берегись автомобиля», в котором также снялся Николай Парфёнов. В его фильмографии присутствуют такие работы:
«Дайте жалобную книгу», «На Дерибасовской хорошая погода…» и многие другие. Как только вы начинаете изучать фильмографию этого уникального актёра, становится очевидно, что большинство его работ — это настоящие шедевры.
Удивительно, что его фильмография не просто обширная, а огромная, в ней можно найти сотни ролей в кино. Только киножурнал «Фитиль» может похвастаться десятками его появлений.
Такой актёр с удивительной энергией и харизмой, с огромной фильмографией, где-то на Западе уже давно стал бы мультимиллионером. Однако его родная страна не оценила его по достоинству, ведь все его сбережения, которые он тщательно копил всю жизнь, чтобы отправиться в старости в путешествие со своей женой, были обесценены в начале 90-х годов.
Секрет успеха
Несмотря на отсутствие голливудской внешности, Николай Парфёнов всегда получал горячее, искреннее, настоящее внимание зрителей, играя скромные роли. Его успех заключался в том, что он умел оживлять обычных людей, которые не претендуют на звездный статус, но не перестают быть любопытными для зрителей. Работники исследовательских институтов, члены партбюро, бухгалтера, проводники, слесари, гардеробщицы, обычные прохожие или пенсионеры, желающие показать, что они не уступают молодым — это лишь малая часть ярких персонажей, которых он преподносил зрителям и заставлял их смеяться до слез.
Известный актёр любил прогуливаться по улицам, особенно часто он посещал рынок в базарный день, чтобы наблюдать за происходящим. Это было для него как урок в "стандартном классе". Рынок находился рядом с Черемушкинским парком, и актёр посещал его в течение 30 лет. Люди узнавали его, улыбались и пытались с ним заговорить. Со временем он сам стал главной достопримечательностью, и по городу ходили легенды о том, что этого популярного актёра можно увидеть практически каждую неделю, прогуливающегося среди прилавков.
Последние годы жизни
К сожалению, последние годы оказались очень тяжелыми и даже кризисными для страны. Несмотря на то, что в это время у него были серьезные роли, например, он сыграл Льва Толстого, на которого был потрясающе похож без грима, ему не повезло. Это было резко и беспощадно. Многие пострадали, не смогли адаптироваться к новым рыночным отношениям. Но особенно тяжело переживают это творческие личности с нежной душевной организацией.
Сожалеем, что артисту пришлось уйти из театра из-за состояния здоровья. Он был забыт так быстро. К тому же его сбережения пропали.
Артист был не только весёлым актёром, но и в жизни оставался таким же оптимистичным, как его персонажи. Он заботился о своём здоровье, занимался спортом, много читал, особенно любил стихи.
Шахматы были одним из его основных увлечений, и, как говорят близкие, он играл в них неплохо. Он не курил и не пил, предпочитал здоровый образ жизни.
У Николая Парфёнова было два брака. О первом браке известно очень мало. Молодые расстались довольно скоро, и это нанесло серьёзную душевную травму Николаю, который по характеру вовсе не был повесой и безмерным любителем женщин. Этот развод подкосил его, и он даже не собирался жениться вообще.
Но друзья свели его с милой образованной, воспитанной женщиной, которая имела весьма опосредованное отношение к актерской среде, но работала с артистами, организовывая их гастроли. Этот брак продлился 47 лет.
От первого брака у Николая Парфёнова осталась дочь, а во втором браке у него детей не было. Однако у его избранницы, для которой этот союз тоже был не первым, имелось двое детей от предыдущих отношений. Актёр одинаково хорошо и по-доброму относился к своей родной дочери и к приемным детям.
В заключительные годы жизни его супруга заболела и почти полностью потеряла способность двигаться, и он посвятил большую часть своего времени уходу за ней. СМИ распространяют информацию о том, что после смерти жены актёр пытался попасть в дом престарелых, но ему отказали из-за требования отдать квартиру государству. Вторая жена тайно прописала свою внучку в их общей квартире, поэтому Николаю Парфёнову было отказано в проживании в доме престарелых, а внучка отказалась отказаться от московской прописки.
Также на многих сайтах, посвященных творчеству этого артиста, можно найти информацию о том, что после смерти его матери приемные дети практически оставили его на произвол судьбы. На самом деле сложно сказать, насколько это верно, но в различных материалах и воспоминаниях о судьбе этого артиста упоминается именно такая информация.
Однако немного поддержки он получал от своей сестры и родной дочери. Он умер в январе 1999 года и был похоронен на Химкинском кладбище в семейной могиле Парфёновых. Организацией похорон занимались его дочь и сестра. Они даже утверждали, что некоторое время хранили его прах в урне в квартире, в надежде, что кто-то из его бывших коллег по театру придёт попрощаться, но этого не случилось.
Избранная фильмография
- 1944 — Родные поля
- 1970 — Кремлевские куранты
- 1971 — Долгие проводы
- 1980 — Вечерний лабиринт
- 1984 — Очень важная персона
- 1990 — Мой муж — инопланетянин
- 1992 — На Дерибасовской хорошая погода, или на Брайтон-Бич опять идут дожди