Николай Рерих остался в памяти потомков как выдающийся российский мастер, самая яркая личность русского символизма и модерна, мыслитель-эзотерик, художник-декоратор, литератор, археолог, путешественник.
Эксперты в области живописи утверждают, что картины Николая Рериха несут в себе глубокую мудрость и просветление. Сам Рерих опасался своих произведений, ведь они зачастую оказывались предвидящими. Его уникальный талант можно сравнить разве что с великими мастерами эпохи Возрождения. Его художественное наследие огромно — более семи тысяч художественных полотен, разбросанных по коллекциям всего мира, многочисленные произведения, изданные книги, дневники, очерки.
Детство
9 октября 1874 года в Петербурге появился на свет Николай Рерих. Его отец, Константин Рерих, был известным юристом и нотариусом, а мать, Мария Калашникова, происходила из купеческой семьи. Кроме Николая, в семье были старшая дочь Лидия и младшие сыновья – Владимир и Борис.
С самого детства Николая увлекала история, он много читал. В доме Рерихов часто собирались гости, среди которых было много творческих личностей. Именно благодаря одному из таких гостей – Михаилу Микешину, Николай начал заниматься живописью. Известный скульптор Микешин обнаружил у мальчика талант к рисованию и дал ему первые уроки. Взрослый Рерих поступил в гимназию Карла Мая, где он учился вместе с Дмитрием Философовым и Александром Бенуа.
После окончания гимназии Рерих поступил в Императорскую Академию художеств. Однако отец всегда мечтал, чтобы сын пошел по его стопам. Слово отца было для него законом, поэтому он поступил в университет на юридический факультет. В академии его наставником стал известный художник Архип Куинджи. Среди знакомых Николая появилось много выдающихся личностей того времени – Николай Римский-Корсаков, Илья Репин, Анатолий Лядов.
Во время учебы в университете его увлечение археологией началось, он много раз принимал участие в раскопках и в 1895 году стал членом Русского археологического общества. В каждом путешествии Рерих интересовался местным фольклором и внимательно записывал все в свою тетрадь.
В 1897 году Николай получил диплом Академии Художеств. Его дипломная работа — картина под названием «Гонец» позже была выставлена в галерее Павла Третьякова. Сразу после окончания учебы Николая Рериха назначили помощником заведующего в Императорский музей. Он также сотрудничал с изданием «Искусство и художественная промышленность».
Живопись
В 1900 году молодой художник отправился в Париж, где продолжал совершенствовать свое художественное мастерство. Он учился у таких художников, как Пьер Пюви де Шаванн и Фернан Кормон. После возвращения в Россию, Рерих много времени уделял написанию исторических сюжетов. В это время он создал произведения, такие как "Строят ладьи", "Идолы", "Сходятся старцы". Тогда в его творчестве преобладала театрально-прикладная и монументальная живопись.
В 1905 году художник впервые принялся за оформление оперных, балетных и драматических постановок. Именно в этот период его биографии приходится активная работа по возрождению и сохранению художественного наследия Руси и древних памятников.
В 1903 году Николай Рерих отправился в путешествие по древним городам Руси, где создал множество этюдов, изображающих архитектурные памятники страны. Кроме того, он занимался созданием эскизов, которые использовались при украшении часовен и храмов. В 1910 году он присоединился к археологической экспедиции, где его заслугой стало обнаружение разрушенного кремля Древнего Новгорода.
Через три года, в 1913 году, Николай Рерих приступил к написанию двух панно — «Завоевание Казани» и «Сеча при Керженце», их размеры были просто огромными. Первая картина должна была украсить Казанский вокзал в Москве, но война помешала этому плану, строительство вокзала было заморожено, а панно временно передали в Академию художеств.
По неизвестным причинам новый директор Академии решил уничтожить музей, включая все экспонаты, находящиеся там. Картину Рериха разрезали на куски и раздали студентам. Полотно одного из величайших художников погибло из-за человеческой глупости и жадности.
Художник посвятил большую часть своего времени работе над оформлением книг и журналов. При его участии были изданы пьесы Мориса Метерлинка. В 1918 году Рерих с семьей переехал в Соединенные Штаты. В Нью-Йорке он основал Институт Объединенных искусств. В 1923 году он открыл Музей Рериха, который стал первым его музеем за границей.
Однако, наибольшее воздействие на творчество художника оказала экспедиция в Гималаи. В 1923 году Рерих и его семья переехали в Индию. Сразу же по приезду он начал подготовку к одному из самых значимых путешествий в своей жизни — Рерих хотел посетить труднодоступные места Центральной Азии.
Его интерес к этой экспедиции был вызван скорее не как у художника, а как у археолога, философа, мудреца. Он стремился понять причины, которые привели к массовой миграции древних народностей. Путь был очень длинный и трудный: начинался в Сиккиме, через Кашмир, Китай, затем путешественники должны были попасть в Сибирь, на Алтай, в Тибет, пройти через непроходимые районы Трансгималаев.
По итогам всей экспедиции было затрачено целых 39 месяцев. Начав свое путешествие в 1925 году, исследователи вернулись только в 1928-м году. Накопленного материала оказалось настолько много, что данная экспедиция была признана самой масштабной из всех, проведенных в 20-м веке.
Само путешествие, величественные горы и первозданная природа вдохновили Рериха на написание большого количества картин. Именно в те годы он создал самые известные из своих произведений. Это была серия картин под названием «Учителя Востока», а затем цикл «Матерь Мира», в котором художник восхвалял Великое Женское Начало. За это время Николай создал более шестисот новых картин, многие из которых отражали его философские поиски.
Литература
Также весьма значительным оказалось литературное наследие Рериха. Он выпустил сборник своих стихов под названием «Цветы Мории», а также написал прозаические произведения – «Алтай-Гималаи», «Твердыня Пламенная», «Шамбала».
Однако, согласно историкам и биографам, наиболее выдающимся литературным произведением Рериха является «Агни-йога» или «Живая этика». Он написал это произведение при активном участии своей супруги Елены. Эта книга представляет собой уникальную философию космической реальности и ее закономерной эволюции. Согласно этому учению, эволюция человечества состоит в духовном просветлении и самосовершенствовании.
Пакт Рериха, инициированный самим Рерихом в 1929 году, открыл новую страницу в истории мирового сообщества. Его целью было сохранение культурного наследия всех народов планеты. Документ обязывал участников защищать научные и художественные достижения, и был подписан представителями 21 страны.
Личная жизнь
Знакомство Николая Рериха с будущей женой Еленой Шапошниковой произошло в 1899 году. Ее родители были представителями интеллигенции Петербурга. С детства Елена увлекалась рисованием и игрой на фортепиано, в гимназии изучала религию, философию, мифологию. Молодые люди быстро полюбили друг друга, у них было много общих интересов. Вскоре дружба переросла в романтические отношения, и в итоге они поженились в 1901 году.
Великий философ и художник обрел счастье в личной жизни, супруги гармонировали между собой во всем, будь то творческие или духовные вопросы. Елена активно поддерживала мужа, стала не только женой, но и надежным другом и соратником. В 1902 году у Рерихов появился первый сын, которого назвали Юрием. Через два года, в 1904 году, семья пополнилась еще одним ребенком — сыном по имени Святослав.
Если в книге у Рериха упоминалась Елена, то она называлась "другиней" или "вдохновительницей". Недавно созданные картины Николай старался показывать именно ей, он верил в ее вкус и интуицию. В каждой экспедиции или путешествии Елена находилась рядом с мужем. Благодаря ей Николай прочел труды индийских мыслителей.
Существует квалифицированное мнение о том, что у Елены было психическое заболевание. Эта информация была получена благодаря свидетельству семейного врача Яловенко. Он утверждал, что у Елены была «припадочная аура», из-за которой больные слышат голоса и видят предметы, которые невидимы другим. Доктор рассказал об этом Рериху, но художник пренебрег этой информацией. Николай полностью верил в экстрасенсорные способности своей жены и был под ее влиянием.
Смерть
В 1939 году Рериху поставили диагноз болезни сердца. Он очень хотел вернуться домой, в Россию, но в это время началась Вторая мировая война, и он не смог получить визу. Разрешение на въезд в Россию Рерихи получили только спустя два года после окончания войны – весной 1947 года. Они были очень рады и начали готовиться к отъезду.
Было огромное количество предметов, в основном это были картины, их было более четырехсот. 13 декабря 1947 года художник работал, как обычно, стремясь завершить полотно под названием «Приказ учителю». Его сердце прекратило работу мгновенно. Похороны известного русского художника прошли согласно индийским обычаям. Его тело было кремировано, а его прах развеяли с вершины горы. На месте, где было сожжено его тело, возвышается памятник — простой камень, на котором написано: « Великому русскому другу Индии»