Произведения выдающегося композитора Римского-Корсакова стали неотъемлемой частью культурного наследия России и принесли ему всемирное признание. Его творчество включает в себя изумительные романсы, оперы и симфонии, которые являются важной частью золотого фонда классической музыки.
Юность и детство
В небольшом городе Тихвин появился на свет великий композитор. Его родители происходили из знатного рода, их предки служили при императрице Елизавете. Отец будущего музыканта занимал высокий пост в правительстве и некоторое время управлял губернией. Мать также была из старинного рода, но по материнской линии бабушка Николая была простой крестьянкой.
У мальчика был старший брат Воин, разница в возрасте между ними превышала двадцать лет. Для молодого Николая старший брат был наставником и авторитетом.
С ранних лет родители мечтали, что Николай пойдет в морскую академию. Отец будущего музыканта увлекался музыкой и отлично играл на фортепиано. Сначала мальчик занимался пением в детском хоре, затем увлекся народными мелодиями. Коля обожал слушать церковные песнопения, народные песни и частушки.
Интерес к фольклору определит направление его будущего творчества и подарит множество тем для новых композиций. Уже в девяти лет он написал свою первую музыку.
В подростковом возрасте Николай отправляют в кадетский корпус, где готовят будущих моряков. Юноша переезжает в Петербург и пленяется культурной жизнью столицы царской России. Он с удовольствием посещает оперный театр и знакомится с творчеством великих композиторов классической музыки.
Музыка настолько увлекает молодого человека, что он начинает изучать игру на виолончели и затем осваивает фортепиано. В середине 19-го века Николай завершает обучение в училище. В это же время умирает отец семьи, что становится настоящей трагедией для будущего маэстро. Он вместе с матерью переезжают в Петербург.
В 61-м году XIX века произошло важное событие в жизни музыканта – он встретился с Милием Балакиревым. В свое время Балакирев создал группу молодых композиторов, из которой вышли выдающиеся музыканты. Дружба двух талантливых людей сыграла значительную роль в будущем творчестве юного композитора. В этот кружок также входили Бородин и Мусоргский, оказавшие значительное влияние на творческое развитие будущего мастера.
Балакирев вдохновил Николая на создание его первого крупного музыкального произведения. Композиция была названа "Первая симфония ор. 1". У молодого музыканта уже были готовые эскизы — ему оставалось только собрать смелость и объединить наброски в цельное произведение. Перед окончанием учебного заведения у Николая уже были завершены почти все части будущей симфонии.
Однако завершающая часть композиции пришлось закончить музыканту в открытом море — он отправился в кругосветное плавание в качестве первоклассного моряка.
Спустя несколько лет Римский-Корсаков вернулся в Петербург. Теперь ему уже ничто не мешало создавать шедевры. Композитор полностью погрузился в музыкальное творчество. Через несколько месяцев состоялась премьера его первой симфонии. Оркестром управлял старый друг композитора, Милий Балакирев.
Николай все больше увлекается фольклором. Под влиянием опытного наставника, он изучает русские народные мотивы и старается адаптировать их для классической музыки. Вскоре он создает яркую музыкальную композицию, которую называет «Садко». Эти музыкальные материалы впоследствии будут использованы для создания знаменитой оперы, которая сразу же сделает автора популярным. Публика в восторге, а критики замечают новаторский подход Николая к звучанию.
Своими экспериментами с классическим звучанием композитор достигал невероятных результатов, придающих классической музыке фантастическое звучание. Николай старался придать мелодии цвет, создавая гармоничную картину, которую зритель мог бы услышать, а не только увидеть. Отмечается, что у самого композитора цветной слух с рождения: каждая нота для него имела свой цвет. Некоторые тональности он "ощущал" желтыми или белыми, а какие-то ноты ассоциировались с морем или синим ночным небом.
После создания своей первой симфонии, молодой музыкант не мог остановиться и продолжал творить. Вскоре вышла его сюита под названием «Антар». Он также начал писать оперы, тщательно изучая жанр и создавая оркестровки для композиций других авторов. Однако его первая опера была выпущена только в 1872 году и называлась «Псковитянка».
Сюжетом для этой композиции послужило драматическое произведение Льва Мея. Год спустя постановка оперы широко обсуждалась в театре.
В 70-х годах Николай стал профессором консерватории по приглашению ректора. Несмотря на отсутствие формального музыкального образования, он был признан великим педагогом. В течение почти 35 лет Николай обучал талантливых студентов, которые впоследствии стали известными музыкантами.
Несмотря на статус учителя, музыкант постоянно стремился к самосовершенствованию наравне со своими учениками. Он усердно изучал новые вещи, стремился улучшить свои музыкальные навыки и чувство ритма. В начале своей педагогической карьеры композитор создавал вокальные и полифонические произведения, а также концерты для различных музыкальных инструментов. В 1873 году он написал свою третью симфонию.
Через год он впервые попробовал себя в роли дирижера. Через шесть лет великий музыкант дал концерты в Москве, Брюсселе и на выставке в Париже.
Мужчина был увлечен фольклорными мотивами, которые сделали его имя знаменитым. Композитор создал свои самые известные произведения — оперы «Снегурочка», «Майская ночь», «Млада», сюиту «Шехеразада» и многие другие.
Николай также не забывал об общественной деятельности и активно сотрудничал с Придворной певческой капеллой. Кроме того, композитор руководил известной концертной группой, которая пользовалась огромной популярностью в Северной столице.
В 1890-х годах в творческой жизни композитора наступает новый период — его заинтересовали философские композиции. Кроме того, он активно изучает музыкальную теорию, исправляет свои произведения прошлых лет. Николай создает новые успешные произведения — оперы "Ночь перед Рождеством", "Моцарт и Сальери", "Садко" и другие.
В начале двадцатого века композитор переживает творческий прорыв, который выразился в написании ряда великих произведений. Он снова вдохновляется фольклором и создает сказочные оперы, которые впоследствии станут символом русской культуры – «Золотой петушок», «Кащей бессмертный». Одной из наиболее известных стала интермедия, написанная специально для оперы по сказке Пушкина «Сказка о царе Салтане». Впоследствии ей было дано название «Полет шмеля».
Интересно, что именно эта интермедия чаще всего исполняется уже в 21 веке. Есть множество вариантов этой композиции. Существуют версии с народными инструментами, а также для гитары и фортепиано. Недавно появились обработки в различных музыкальных стилях – хард рок, джаз и другие.
Личная жизнь
В своей личной жизни Римский-Корсаков был очень удачлив, так же как и в музыке. Однажды, на одном из музыкальных вечеров, он встретил юную пианистку по имени Надежда. Их будущие отношения начались с рабочего сотрудничества, так как Коля искал помощницу для инструментовки своей новой оперы. Он предложил Надежде помощь, и она согласилась. Молодые музыканты начали работать вместе и хорошо познакомились друг с другом.
Вскоре трудовые отношения переросли в романтические, и в 1872 году Коля и Надя стали мужем и женой. Год спустя у них уже появился первый ребенок. В будущем Михаил Николаевич станет знаменитым ученым-лесоводом и зоологом. Затем у них родилась дочь София, которая в дальнейшем станет известной оперной певицей, исполняющей самые популярные произведения.
Третьего ребенка они назвали Андреем. Его ждала великая судьба в изучении истории музыки и философии, и он станет профессором. Четвертый сын получил имя Владимир, он выступит в Мариинском театре как альтист. Младшей дочкой, которую назвали в честь матери, станет Надежда. В семье появятся еще двое детей, но они умрут в детском возрасте.
У великого музыкального гения и педагога был счастливый брак, который внезапно прервался смертью его жены от оспы. Надя ушла из жизни, и Николай еще 11 лет переживал ее уход. В память о любимой жене композитор создал пронзительный романс под названием "Колыбельная песня".
В 70-х годах прошлого века, жилище известного композитора превратилось в музей. Здесь с большой тщательностью воссозданы интерьеры, которые существовали во время жизни музыканта и его семьи. В этом уникальном доме-музее выставлены оригинальные рукописи самых известных произведений мастера и его личные фотографии.
Смерть
Музыка была для Римского-Корсакова неотъемлемой частью жизни, его творчество наполнило все смыслом. Поэтому он был так потрясен запретом на постановку «Золотого петушка», одного из его любимых произведений.
Узнав об этой ужасной новости, музыкант так и не смог прийти в себя, перенес инфаркт, который стал причиной его скорой смерти. У талантливого композитора было всего 64 года. Его уход стал настоящей трагедией для его поклонников и учеников.
Оперы
- Девушка из Пскова
- Майская ночь
- Снегурочка
- Млада
- Ночь перед Рождеством
- Садко
- Моцарт и Сальери
- Боярыня Вера Шелога
- Царская невеста
- Сказка о царе Салтане
- Сервилия
- Кащей Бессмертный
- Пан воевода
- Сказание о невидимом граде Китеже и деве Февронии
- Золотой петушок