Николай Сладков – известный русский писатель, который написал книги о природе, о жизни птиц и зверей. У него более 60 изданий, самые популярные из них – "За пером синей птицы", "Подводная газета", "Краешком глаза". В 1952 году он стал членом КПСС.
С детства загадочный мир природы увлекал его, он исследовал дикие уголки парков, внимательно наблюдал за жизнью леса. В тени старых деревьев он узнавал мудрость природы, научился различать голоса различных птиц и зверей. Это отразилось в его книгах с увлекательными и познавательными сюжетами, раскрывающими тайны живой природы и ее обитателей – птиц и зверей.
Детство и юность
Николай Сладков появился на свет в Москве в 1920 году, в обычной семье советской. Отец трудился на заводе токарем, а мать занималась домашним хозяйством. С детства мальчику нравилось гулять, особенно он любил бродить по скверам и паркам, где встречал разные интересные вещи: белок, веселых птиц, даже дятлов.
В 1928 году семейство переехало в Ленинград. Теперь прогулки стали еще более увлекательными. Новым домом для Сладковых стало Царское село, окруженное живописными рощами и лесопарками. Здесь мальчик научился узнавать каждую птицу по голосу, различать зверей по следам и распознавать ядовитые растения среди полезных.
Его наблюдения за природой отражены в личном дневнике, который он вел несколько лет. Кроме того, чтобы познать природу еще лучше и разгадать её тайны, Коля много читал.
В школе мой интерес к природе только усилился. Я стал участником юннатского кружка, организованного Ленинградским зоологическим институтом. Мы встречались с известными зоологами, которые часто посещали наши занятия. Благодаря этому я познакомился с известным писателем Виталием Бианки, который оценил мой дневник.
Он пригласил меня в литературную школу, где мы совершали увлекательные походы, изучая дикую природу, животный и растительный мир. Именно в это время я начал писать свои первые литературные произведения, небольшие рассказы.
После триумфа он продолжал заниматься своим увлечением, которое также отлично сочеталось с увлечением писателя. Он передавал свою страсть к природе во множестве рассказов для детей дошкольного и школьного возраста. Завершив службу, он ушел на пенсию в 1957 году.
Книги
Творческий путь писателя начался в первой половине 1950-х годов, и уже в 1953 году он выпустил свою первую книгу, названную «Серебряный хвост». Она состоит из коротких рассказов о его встречах с обитателями леса, их жизни в дикой природе и особенностях поведения. В 1956 году Сладков опубликовал еще одну книгу – сборник рассказов под названием «Безымянной тропой». Это издание посвящено описанию величественных гор Кавказа и его неповторимой природной красоты. В сборнике собраны четыре десятка рассказов, в которых описываются удивительные обитатели Кавказа и его природные достопримечательности.
В 1958 году Николая Сладкова приняли в Союз писателей СССР. Вместе с Виталием Бианки выпускал передачу на радио под названием «Вести из леса».
Николай Сладков много путешествовал, так как каждая его поездка приносила материал для новых произведений. Обычно он отправлялся в путь в одиночку и отражал результаты своих походов во многих произведениях. В 1970 году была выпущена книга «Земля солнечного огня», полностью посвященная пустыне и ее обитателям. Сладков всегда не расставался со своим верным помощником – фотоаппаратом, с помощью которого запечатлевал все самое удивительное, что встречалось на его пути. Затем эти фотографии использовались в качестве иллюстраций к его книгам.
Один раз, когда писатель решил сплавиться по реке Или на байдарке, он потерял ее. Николай Сладков нашел выход из этой ситуации: он лег на спину, положил под голову надувную подушку и доплыл до Балхаша. Оставшиеся припасы и вещи он разместил на резиновом плотике, привязав его к своей ноге.
В один из дней Николаю Сладкову пришлось целую неделю жить рядом с семьей беркутов. Во время подъема на гору часть скалы обрушилась, и писатель оказался в ловушке. Он был без еды и тайком захватывал часть добычи, которую приносили птицы для своих птенцов. Затем ему удалось незаметно спуститься, используя ветки, которые он "взял взаймы" из гнезда.
Во время одного из походов Сладкова в Талышские горы, местные деревни стали объектом ночной атаки неизвестного животного. Жители были в ужасе, утверждая, что за этим стоит "человеко-зверь" или оборотень. Вдобавок, собаки не лаяли во время этих нападений. Сладков, хорошо знающий повадки зверей, предположил, что за всем стоит леопард.
А собаки просто его боятся, так как он активно на них охотится. Кроме того, леопард нападает молча, а не ревет, как тигр. Скоро это предположение писателя-натуралиста подтвердилось, так как нападения прекратились после случайной смерти леопарда от руки солдата.
Однако писатель-натуралист не испытывал страха перед трудностями. Николай с удовольствием занимался своим делом, каждый раз, когда он взаимодействовал с природой, он осознавал, что получает новый опыт и знания, которыми охотно делялся со своими читателями.
Сладков с большой любовью писал литературу для детей, и они были его самыми благодарными и искренними поклонниками. Его детство, увлечение природой и необходимость в книгах, раскрывающих таинственный мир растений и животных, всегда были в его памяти. Именно поэтому он с таким удовольствием писал сказки для детей, в которых его герои – лесные обитатели, приобретали человеческие качества, такие как "Лесной календарь" и "Бюро лесных услуг". В биографии этого писателя-натуралиста можно найти и короткие рассказы о взаимодействии людей и животных, такие как "Медвежья горка" и "Трясогузкины письма".
В 80-х годах вышли книги Сладкова с такими названиями, как «Иду я по лесу», «В лес по загадки», «Азбука леса». Они заслуженно считаются научным пособием для молодых исследователей природы. Сладков учит своих маленьких читателей наблюдать за живой природой, описывает норы животных, их следы и особенности охоты. Красочным дополнением к этим рассказам служат собственные фотографии писателя.
В 1990-х годах Николай Сладков написал свои последние произведения. За весь период своего творчества писатель выпустил более шестидесяти книг, и все они были посвящены волшебному миру природы, такому близкому и родному для увлеченного своим делом натуралиста. Все произведения писателя отличаются лирико-философским и приключенческо-познавательным стилями.
Николай Сладков активно выступал за защиту природы, он призывал беречь исчезающие виды животных и растений, бережно относиться к окружающей среде. Писатель постоянно выступал против содержания животных в неволе, считая даже зоопарки недостойными для них. Сладков был убежден, что в неволе животные не могут жить полноценной жизнью.
Не удалось найти никакой информации о личной жизни писателя. Ни в одном источнике нет данных о том, была ли у Сладкова семья или дети, или, возможно, у него была только любимая женщина. Друзья и коллеги писателя считали Николая чутким, мягким и интеллигентным человеком. По мнению Даниила Гранина, Сладков оживал только во время своих экспедиций или путешествий, он наслаждался общением с природой, особенно лесом. В городе же он чувствовал себя неуютно, мегаполис казался ему огромной надгробной плитой на засыпанной земле.
Смерть
25 июня 1996 года, в возрасте 76 лет, прекратил работу орган, который находится в грудной клетке Николай Сладков. Точная причина смерти писателя, который писал о животных и природе, остается неизвестной, так как информация не поступала в прессу. Теперь тело писателя похоронено на Волковском кладбище в городе Санкт-Петербурге.
Могила Сладкова обозначена скромной мраморной плитой с датами рождения и смерти, а также стихотворными строками: «Сними мою печаль с небес, возьми меня в подлески лес».
- «Сияющий хвост»
- «Безымянная тропа»
- «Мельком взглядом»
- «Последовательность птиц»
- «Планета удивительных вещей»
- «Во лесу счастливой охоты»
- «Земля с огнем излучающим солнце»
- «Земля над облаками»
- «Мир Миомбо»
- «Шипение диких крыльев»
- «Капли света Солнца»
- «Невидимка из осинового дерева»
- «За пером голубой птицы»
- «Белые тигры»
- «Дети радуги»
- «В лесу со загадками»
- «Шествую я по лесу»
- «Разноцветная планета»
- «Под невидимой шапкой»
- «Лесная азбука»
- «Радости весны»