Николая Заболоцкого – это знаменитый советский поэт и переводчик из России. Он написал множество известных стихотворений и перевел великий памятник русской культуры – героический эпос «Слово о полку Игореве».
Детство и юность
В маленьком поселении рядом с Казанью, на небольшой ферме, около Кизической слободы, появился на свет знаменитый поэт. Отец будущего поэта занимал должность агронома и руководил фермой, а мать Коли работала учительницей. После свадьбы Лидия Дьяконова решила оставить свою работу и посвятить себя воспитанию детей. В семье было шестеро детей, и старшим из них был Николай.
Ранние годы жизни мальчика прошли в Кизической слободе. Когда ему исполнилось семь лет, его семья переехала в поселок Сернур, расположенный в современной Республике Марий Эл. В доме Заболоцких была большая библиотека. Отец семейства заказывал журнал «Нева», в котором публиковалась русская классика. Таким образом, в семейной библиотеке появилась обширная коллекция произведений русских и зарубежных писателей. Молодой Николай часто заглядывал в отцовский шкаф, который стал для него «любимым наставником и воспитателем».
Заболоцкие дети проводили много времени на свежем воздухе, отец регулярно водил Колю в поле. Там отец учил мальчика правильно сажать растения. Он всегда внушал сыну любовь к природе, к окружающему миру, к животным. Эта любовь осталась с Николаем на протяжении многих лет — его стихи всегда пропитаны восхищением красотой природы, восторгом перед окружающим миром.
Первые произведения писателя посвящены переживаниям маленького деревенского мальчика, чья жизнь тесно связана с крестьянским бытом и природой. Восхищение природой в ранних стихах Заболоцкого находится в соприкосновении с литературными течениями предреволюционной эпохи — акмеизмом и символизмом. Начинающий поэт восхищался лирикой Бальмонта и Блока.
Обучение и творческий путь
После окончания реального училища молодой человек отправился в Москву. Интересно, что в российской столице Николай поступил сразу на два факультета – на историко-филологический и медицинский. Талантливый молодой человек без особых усилий было принят в Первом Московском университете (в дальнейшем МГУ), но студентам-филологам сразу объявили, что никто не будет кормить их. Первокурсникам полагались продуктовые карточки, но из-за дефицита было трудно купить что-то на них. Тогда Николай решил поступить на медицинский факультет, где выдавали пайки. Во времена Гражданской войны государству нужны были врачи, поэтому студентам-медикам выдавали довольствие. Сокурсник поэта, Михаил Касьянов, вспоминал, что паек выдавался один раз в месяц. В паек входили полтора каравая хлеба, сахар, селедка, вобла и сливочное масло. Жили молодые люди от пайка до пайка.
Несмотря на лишения и трудности, студенческая жизнь молодого Николая была далека от скучной. Вечерами он посещал выступления Владимира Маяковского и наслаждался представлениями в Театре Мейерхольда.
Зимой 1921 года паек для студентов медицинских факультетов был отменен из-за окончания Гражданской войны, и медики уже не были так нужны стране. Николай решил бросить медицину, вернуться на филологический факультет и попытаться наверстать упущенное, но он осознал, что пропустил слишком многое. Он забрал документы из университета и переехал в Петроград.
В Петрограде Николай Заболоцкий продолжал обучение в языковом и литературном отделении Педагогического института имени Герцена. У него были серьезные финансовые проблемы, и он пытался заработать на пропитание, разгружая корабли и работая разнорабочим. Однако он не переставал заниматься литературой. На старших курсах он посещал собрания литературного кружка под названием «Мастерская слова», где познакомился с творчеством Осипа Мандельштама и Велимира Хлебникова.
Николай закончил университет в 1925 году. К тому времени он был начинающим поэтом с тетрадью плохих стихов и небольшим количеством личных вещей. Весь его скарб помещался в маленькой корзинке. В следующем году его призвали в армию.
После службы в армии, он приступил к работе в ленинградском ОГИЗе, в отделе детской литературы. Интересно, что этим отделом руководил сам Самуил Маршак. Также здесь трудились такие известные писатели, как Борис Житков, Евгений Шварц и другие. В отделе издавались не только книги, но также детские журналы – «Еж» и «Чиж». В этих журналах публиковались произведения Александра Введенского, Даниила Хармса. Драматург Нина Гернет вспоминала атмосферу работы в литературном отделе как творческую и веселую. Она писала, что редакция всегда была веселой, литераторы чувствовали себя здесь как дома. Здесь постоянно проводились чтения, литературные конкурсы, шутки. Гернет утверждала, что сотрудники редакции буквально ловили идеи, стихи и мысли, которые можно было использовать для печати. Работать приходилось только после ухода голодных писателей.
Заболоцкий скоро подружился с другими писателями, часто посещал Александра Введенского и Даниила Хармса. Вместе они сочиняли стихи, обсуждали искусство и философию.
В 1927 году он вместе с другими известными советскими авторами создали философско-поэтическую группу под названием «Объединение реального искусства» (ОБЭРИУ). Через год они сформулировали декларацию творческой группы. Участники согласились, что мир слишком хаотичен, и единственный способ выжить в этом хаосе – говорить. Поэты отказывались от традиционных методов в пользу гротеска и абсурда. Примерно в это время Заболоцкий написал статью под названием «Поэзия обэриутов», в которой предлагал читателям изучить его стихи скорее пальцами и глазами, чем ушами.
Столбцы
В 1929 году был опубликован первый сборник стихотворений поэта, названный «Столбцы». В этом издании были сатирические произведения, которые высмеивали последние годы Новой экономической политики. В сборнике было собрано 22 стихотворения, среди которых наиболее известны «Игра в снежки», «Белая ночь», «Народный быт» и другие.
Книга мгновенно разлетелась – в течение нескольких дней весь тираж исчез из магазинов. Она вызвала общественный резонанс и массу отрицательных отзывов в советской прессе. Журналисты обвиняли автора в насмешке над коллективизацией. Поэт рассказывал, что издание вызвало настоящий скандал, а сам Заболоцкий был причислен к лику нечестивых.
Ранние стихи Заболоцкого поражают своей многомерностью. Первое измерение произведений автора – сатира на мещанский быт, в котором растворяется личность человека. Следующая грань стихов состоит в том, что читатель должен иметь особую подготовку, чтобы эстетически воспринимать произведения.
Спустя много лет Заболоцкий признается, что первый поэтический сборник помог ему научиться по-иному смотреть на внешний мир, развил в нем способность изображать явления окружающего мира пластически.
Поэзия Заболоцкого не только полна лирикой и восхищением красотой природы, но также содержит философские размышления. В стихотворении «Знаки зодиака меркнут» уже проявляется путь к индивидуальности сквозь событийный мир, который не поддается рассудочным мирским конструкциям.
Заболоцкий всегда увлекался чтением. Он углублялся в философские труды Григория Сковороды, Фридриха Энгельса. Интересовался работами литератора и ученым-ботаником Климента Тимирязева, биолога Юрия Филипченко, Вернадского и других известных ученых в области естественных наук. Николай изучал теорию относительности Эйнштейна, которая достигла всемирной известности в начале 20-го века.
Заболоцкий уже имел сформированную натурфилософскую концепцию к моменту публикации своего первого сборника литературных произведений. Он видел вселенную как единую систему, в которой материальная реальность сосуществует с неживыми формами. Природа рассматривалась им как сложный организм, развивающийся от хаоса к гармоничной упорядоченности.
Человек обязан заботиться о развитии царства природы, но природа должна быть не только подопечной человека, но и его учителем. В природе скрыт прекрасный мир, живущий по мудрым законам, которым должен следовать и человек.
Теории и идеи Константина Циолковского о разнообразии жизни во Вселенной произвели глубокое впечатление на Николая Заболоцкого. Он восхищался ученым как одним из первых сторонников исследования космоса и освоения его человеком. В переписке с Циолковским поэт выражал свое волнение мыслями ученого о будущем Земли. В 1931 году Заболоцкий опубликовал свою философскую поэму под названием «Безумный волк», которая рассказывала о медведе и волке. Очевидно, что идеи Циолковского оказали значительное влияние на творчество поэта.
Переводы
Занятия Николая Заболоцкого не ограничивались написанием просто литературных работ, также он занимался и переводами. Это позволяло ему зарабатывать на жизнь. Он переводил для детей известные произведения, такие как «Легенда о Тиле Уленшпигеле», «Путешествие Гулливера», «Гаргантюа и Пантагрюэль». Переводы Заболоцкого отличались высоким художественным качеством. Писатель Вениамин Каверин утверждал, что все переводы поэта становились частью русской поэзии, так же как и переводы Жуковского и Лермонтова.
Поэт не забывал и о своих собственных стихах. В 1937 году он издал поэтическую книгу под названием «Вторая книга», в которой содержалось 18 стихов.
Арест и ссылка
В 1938 году против поэта было выдвинуто обвинение в участии в контрреволюционной литературной группировке. По словам писателя, его вызывали на допрос, который длился целых четыре дня. Сначала его не били, а пытались изнурить и подорвать морально. Заболоцкий не мог есть и спать. С того берега стен доносились звуки чьих-то криков. Ноги писателя начали опухать, на третьи сутки ему пришлось разорвать обувь, чтобы избавиться от боли в ногах.
Несмотря на пытки, Николай не сознался в своей вине, но его все равно приговорили. Суд признал его виновным и постановил, что он должен отбыть пять лет в лагерях.
Сначала Заболоцкий отбывал наказание в «Востоклаге» в Хабаровском крае, затем его перевели в лагерь в Алтайском крае.
В своих письмах к жене поэт признавался, что часто видит ее и других близких во снах. Его мучило то, что он не мог помочь семье. Он писал, что его душа рядом с родными. Заболоцкий надеялся на скорый пересмотр своего дела.
Весной 1944 года Николай был освобожден из-под ареста, но ему не разрешили вернуться в Москву. Почти два года поэт вынужден был жить в Караганде. В это время он занимался переводом «Слова о полку Игореве».
В 1946 году Заболоцкий смог вернуться в Москву. Он жил некоторое время с известным литературоведом Николаем Степановым. По его воспоминаниям, поэту приходилось спать на обеденном столе, потому что на полу было слишком холодно. Дети Степанова и члены его семьи спали на ящиках. Несмотря на жизненные трудности, Заболоцкий всегда следил за своим внешним видом и был очень аккуратен в быту.
Потом Заболоцкий обрел убежище на даче у философа Эвальда Ильянкова, а затем переехал к Вениамину Каверину. В это время поэт создавал такие стихи, как «Творцы дорог», «В этой роще березовой», «Город в степи» и многие другие.
Поэт вспоминал, что в те годы в нем пробудилось страстное желание мира, счастья и уюта. Он не мог понять, закончились ли его испытания, и не верил, что самое страшное осталось позади. С каждым днем в нем зрела надежда на счастье и долгожданный покой.
В 1948 году поэт закончил подготовку к изданию своего третьего сборника стихов, в который вошли произведения под названиями «Портрет», «Некрасивая девочка» и другие. Это издание было выпущено в год 70-летнего юбилея Сталина. Заболоцкий специально включил в него стихи о Грузии, родине вождя. Книга была напечатана без критических статей. Поэт считал это большим достижением для себя, учитывая его прошлые проблемы с законом.
В последующие годы поэт выпустил еще одну книгу под названием «Заметки переводчика». В 50-е годы он занимался переводом стихов грузинских авторов, таких как Илья Чавчавадзе, Давид Гурамишвили и другие.
Личная судьба великого поэта на протяжении многих лет была связана с Екатериной Клыковой, которая была его знакомой. В своё время Екатерина встречалась с писателем Василием Гроссманом. Женщина ушла от Николая, однако впоследствии вернулась к нему.
От первого брака у Николая было несколько детей. Старший сын Никита в будущем посвятил себя биологии и получил учёную степень. Никита Заболоцкий – автор биографических и мемуарных изданий, посвящённых жизни и творчеству своего знаменитого отца. Старший сын поэта также занимался составлением собраний произведений Николая.
Дочь Наталья вышла замуж за сына известного писателя Вениамина Каверина, вирусолога Николая Каверина.
В середине 50-х годов здоровье Заболоцкого ухудшилось, у него случился инфаркт. Поэт долго восстанавливался, после чего его жена ушла от него. Николай начал жить с Натальей Роскиной и посвятил ей новое стихотворение «Признание». Однако уже в 1957 году он разошелся с Натальей, а затем к нему вернулась первая жена. Свои переживания писатель выразил в цикле стихов «Поздняя любовь», в котором собрались стихи «Голос в телефоне», «Чертополох», «Старость» и другие.
Николай Заболоцкий всегда проявлял особый интерес ко всем видам искусства, особенно любил живопись. Самыми любимыми художниками поэта оказались Марк Шагал, Павел Филонов и Питер Брейгель. Восхищение природой и красотой окружающего мира стало основным мотивом его творческой биографии.
Последние годы и смерть
Летом 1957 года Заболоцкий проживал на арендованной даче в Калужской области, где он написал около 30 стихов. Константин Паустовский, встречавший поэта здесь, вспоминал его как удивительного и чудесного человека. Заболоцкий читал свои стихи Паустовскому, который отметил, что они были «пушкинскими по блеску и силе поэтического напряжения».
Также в этом же году была опубликована книга «Стихотворения», в которую вошли 64 произведения. Это издание стало последним прижизненным в биографии Заболоцкого. В этот сборник поэт также включил свой перевод поэмы Шота Руставели «Витязь в тигровой шкуре».
Несмотря на то, что перед своей смертью Заболоцкий нашел долгожданный покой и уют своего дома, его подорванное здоровье не смогло быть восстановлено. Каторга и годы, проведенные в лагерях, сломили поэта. Николай Чуковский, близко знавший Николая, считал, что в смерти Заболоцкого особую роль сыграл уход его первой жены и ее скорое возвращение.
В 1955 году Николай пережил первый инфаркт, а через несколько лет – второй. К сожалению, второй инфаркт стал роковым для писателя: 14 октября 1958 года Заболоцкого не стало. Ему было всего 55 лет. Поэт похоронен на Новодевичьем кладбище.
В 1963 году Заболоцкого посмертно реабилитировали, заявление о реабилитации составила его супруга.
Память
Николай Заболоцкий до сих пор остается одним из наиболее известных советских поэтов и переводчиков. Его произведения до сих пор издаются, стихи переводятся на иностранные языки, литературоведы продолжают исследовать его творчество. Некоторые стихи писателя включены в школьную программу по литературе.
Несколько улиц были названы в честь великого поэта, и в тех местах, где он проживал, были установлены мемориальные доски.