Документальный фильм о жизни Аудреи Хепберн — «Принцессы Голливуда». Полная версия.
Моя любимая звезда. Аудрей Хепберн @Телеканал Культура
Аудрей Хепберн: краткая биография
Одри Хепберн — биография
Одри Хепберн, именитая британская актриса, модель, танцовщица и благотворитель, получившая премию «Оскар» за свою роль в киноленте «Римские каникулы».
Звезда Голливуда Одри Хепберн выделялась из числа других актрис своего времени своей хрупкостью, прямотой, изобилием обаяния и аристократичностью. Несмотря на отсутствие профессионального образования, она была удостоена премии «Оскар» за роль в фильме «Римские каникулы».
Детство и война
Одри Хепбёрн (настоящее имя — Эдда Кэтлин Растон) появилась на свет 4 мая 1929 года в бельгийском городе Иксель, в пригороде Брюсселя. Мать Одри, дочь голландского барона Эллы ван Хеемстры из очень знатного аристократического рода, вышла замуж за Джозефа Виктора Энтони Хепбёрн-Растона, наполовину англичанина, наполовину ирландца, который уже был женат. О её отце говорят, что он был банкиром, но не подтверждено, что он был занят банковской деятельностью. В семье Одри росли ещё два мальчика из первого брака баронессы – Александр и Ян Ван Уффорд.
Детство Эдды-Одри не было совсем радужным. Её родители постоянно ссорились, а старшие братья дразнили её своими шалостями. Одри успокаивалась шоколадом в огромных количествах, из-за чего набирала вес. Ей всегда говорили, что настоящая леди не должна быть полной и весить больше 46 килограмм. Одри запомнила это на всю жизнь и всегда оставалась худой. Однако это обходилось ей дорого — из-за нервов актриса часто отказывалась от еды.
В 1935 году, после того, как баронесса застала супруга в постели с няней, родители Одри развелись. Элла Ван Хеемстр забрала детей и уехала в Нидерланды, в свой родной город Арнем. Там Одри, владея английским и французским, стала учить ещё и голландский язык. Девочке нравилось танцевать, поэтому в 1939 году её отдали в балетный класс Арнемской консерватории.
В 1940 году фашистская Германия оккупировала Арнем. Во избежание расправы Одри пришлось изменить своё английское имя на Эдду Ван Хеемстра. В особняке, где они жили, разместился штаб немецкого формирования. Дядю Одри расстреляли, а одного из братьев забрали в трудовой лагерь. Спасаясь от ужасов военного положения, Одри с ещё большим, чем прежде усердием занималась балетом. Деньги на эти занятия её мать зарабатывала уроками бриджа.
В своё время девочке пришлось скрываться в подвале и употреблять по шесть яблок в день, а также половину буханки хлеба. От голода у неё начали опухать ноги, развилось малокровие и даже желтуха. Всё это отразилось на её здоровье и внешности. Худощавая фигура и большие, словно, испуганные глаза на худом лице – следствие тяжёлых лет оккупации.
После войны Одри продолжила свои занятия балетом. Семья переехала в Амстердам, мать с дочерью были медсестрами в доме ветеранов. Там у молодой артистки появилась возможность посещать класс известного хореографа Сони Гаскелл. Позднее они переехали в Лондон специально, чтобы Одри могла заниматься в балетной школе знаменитой Мари Рамбер. Когда стало ясно, что прима-балериной ей не стать, Одри Хепберн решила попробовать свои силы в качестве модели – фотографировалась для рекламы и модных журналов. В послевоенные годы семье Одри приходилось очень трудно. Чтобы заработать хоть какие-то деньги, она танцевала в ночном клубе Ciro и была успешна у публики. Также она участвовала в мюзикле «Сапожки на застёжках» и в шоу «Соус Тартар». Чтобы увеличить свой бюст, Одри использовала два свёрнутых носка. Талантливую артистку заметили и стали приглашать сниматься в кино.
Карьера
В 1948 году Одри Хепберн впервые попробовала себя в кино, сыграв небольшую роль стюардессы в учебном фильме «Голландский язык за семь уроков». Затем на неё посыпались предложения сыграть эпизодические роли. В течение двух лет, с 1951 по 1952 год, она приняла участие в семи фильмах, включая «Зернышко дикого овса», «Рассказы молодых жен», «Смех в раю». Режиссёр последнего из них, «Смеха в раю», Марио Дзампи предсказал ей блестящее будущее. Однако в то время ей еще не хватало опыта, и она компенсировала это естественностью в своей игре.
Во время съёмок следующего фильма с названием «Мы едем в Монте-Карло», актриса увидела известную писательницу Сидони Коллет и поняла, что нашла подходящую исполнительницу для главной роли в бродвейской постановке по её роману «Жижи», которую она искала уже несколько месяцев к ряду. Таким образом, Одри Хепберн оказалась в Америке.
В это же время студия под названием «Парамаунт» пригласила Хепбёрн на пробы для фильма с названием «Римские каникулы». Роль принцессы Анны изначально была предназначена для Элизабет Тейлор, но знаменитость не смогла появиться на съёмках из-за контракта с другой киностудией. Пробы прошли очень успешно. Одри утвердили, но с условием, что она изменит фамилию, поскольку на звёздном олимпе уже была киноактриса с именем Кэтрин Хепбёрн. Одри отказалась менять фамилию в ультимативной форме. Студии пришлось уступить.
Зрители были настолько впечатлены актрисой, что ее мужская рубашка, скрепленная широким поясом на талии, темная юбка, туфли с низким каблуком и стрижка «гамин» стали модным трендом на несколько лет.
После этого Одри Хепберн снялась в главной роли в фильме Билли Уайлдера «Сабрина» (1954), напоминающем сюжетом сказку «Золушка». Она снялась вместе с Хамфри Богартом и Уильямом Уолденом. На основе этого фильма позже поставили спектакль «Ундина»на Бродвее, за который Одри получила театральную премию «Тони». Но самым важным событием, связанным с «Сабриной», было то, что для создания парижских нарядов для Сабрины, продюсеры фильма привлекли французского кутюрье Юбера де Живанши. Их чувство стиля идеально совпало, начав многолетнее сотрудничество. Уникальный имидж актрисы является результатом их совместного творчества. И поскольку она носила наряды от Живанши не только на съемочной площадке, но и в обычной жизни, возросла популярность его ателье. В честь Одри кутюрье назвал одну из своих тканей «Сабрина» и выпустил аромат «L’Interdit».
В молодости Хепбёрн не считала себя красавицей и стеснялась своей худобы. Зато Живанши помогла ей приобрести уверенность и превратить недостатки в достоинства. Критики восторженно писали не только об её обаятельной игре, но и о её необыкновенной красоте.
Её последние работы только укрепили её известность и славу. Фильмы «Война и мир» Кинга Видора (1956 год), где Хепбёрн сыграла Наташу Ростову, «Любовь после полудня» (1957 год) Билли Уайлдера и «История монахини» Фреда Циннемана (1959 год), «Непрощенная» Джона Хьюстона (1960 год) хорошо запомнились зрителям.
Особое место в истории кинематографа занимает фильм Блейка Эдвардса «Завтрак у Тиффани» (1961 год), где Аудреи Хепбёрн сыграла роль экстравагантной Холли Голайтли и считает эту роль своей самой значимой. Несмотря на свою скрытную натуру, актрисе удалось создать образ общественной львицы. После выхода этого фильма маленькое черное платье, широкополая шляпа и длинная сигарета с мундштуком стали символами элегантности.
В 1964 году знаменитая Хепбёрн в очередной раз покорила публику, сыграв в мюзикле Джорджа Кьюкора «Моя прекрасная леди», основанном на пьесе Бернарда Шоу.
Увлекательная история о детективе «Как украсть миллион» (1966 год) снова привела Хепбёрн к режиссёру Уильяму Уайлеру и Грегори Пеку. Этот захватывающий фильм зрители готовы смотреть снова и снова.
Неожиданно для всех Хёпберн снялась в психологическом триллере «Дождись темноты» (1967 год) в роли Сьюзи, ослепшей после автокатастрофы. После этого фильма Хёпберн на долгое время отошла от съемок.
В 1987 году Одри Хепбёрн снова появилась на экранах кинотеатров. В этот раз это был приключенческий фильм «Робин и Мариан» (1976 год) режиссера Ричарда Лестера, в котором Шон Коннери сыграл роль Робин Гуда. После этого Хепбёрн смело принимала возрастные роли, однако ее появления на экране стали редкими.
В романтической драме «Всегда» (1989 год) режиссера Стивена Спилберга, Одри Хепбёрн сыграла свою последнюю роль.
Общественная деятельность
Завершив карьеру актрисы, Хепбёрн стала почётным посолом доброй воли ЮНИСЕФ. В этой роли она посетила Вьетнам, Судан, Эфиопию и Сомали, чтобы привлечь внимание к проблеме голодающих детей. За пять лет Хепбёрн посетила более 20 стран, лоббируя программы гуманитарной помощи, вакцинации и доставки питьевой воды для нуждающихся. Благодаря своему хорошему знанию нескольких языков, ей было легче взаимодействовать со многими людьми во время своей работы.
В 1992 году Одри Хепбёрн была награждена президентской медалью Свободы за ее вклад в гуманитарное дело, а в 1993 году Американская академия киноискусства удостоила ее Гуманитарной премии имени Жана Хершолта за выдающиеся достижения в этой области.
После премьеры фильма «Смех в раю» в 1951 году, британская пресса начала активно обсуждать личную жизнь Одри Хепберн. Молодая актриса встретила в клубе Ciro лорда Джеймса Хэнсона, их роман стал объектом зависти для многих. Предложение руки и сердца было сделано, но Хепберн предпочла свою карьеру и отказалась выйти замуж. Весьма талантливая танцовщица продолжала работать, несмотря на многочисленные предложения.
Во время создания киноленты «Сабрина» Аудрей и Уильям встретились. Они исполняли роли влюбленных и, как это бывает в мире актеров, полюбили друг друга настоящим чувством. Несмотря на то, что Уильям был женат, Аудрей мечтала стать его женой и родить ему детей, но потом выяснилось, что несколько лет назад он был стерилизован, чтобы избежать незаконных детей. Когда пришлось принимать решение, Хепбёрн была очень решительной. Она не могла представить брак без детей и поэтому окончательно завершила свои отношения с Уильямом.
Наконец, долгожданный брак актрисы получил своё развитие, когда её избранником стал партнёр по сцене в спектакле «Ундина» — режиссёр Мэл Феррер. Свадьба состоялась в 1954 году в Швейцарии и через шесть лет родился сын Шон. Несмотря на развод через 14 лет, Хепбёрн всегда старалась быть хорошей женой и матерью, даже когда здоровье позволило ей это сделать.
Оттого, что актриса сильно переживала свой развод, она прекратила сниматься в кино и вынуждена была обратиться за помощью к психологу. Её врач, Андреа Дотти, стал её вторым мужем. Скоро у них родился сын Люка. Сначала семья жила на небольшой вилле в Швейцарии, затем переехала в Италию. Актриса сама занималась домашними делами, ей очень нравилось готовить. Постоянные измены мужа омрачили райскую жизнь, и Хепбёрн, в очередной раз проявив свою решительность, после десяти лет совместной жизни, подала на развод.
После пятидесяти лет Эдит Хепбёрн встретила свою вторую любовь в лице голландца Роберта Уолдерса. Их судьба была взаимной до самого конца её жизни.
Попытки старшего сына Одри, Шона Хепберна-Феррера, включали в себя не только работу в качестве продюсера, но и стремление стать актёром. Его активность на сцене ограничивается лишь одной небольшой ролью в фильме «Они все смеялись» (1981). После ухода матери он основал благотворительный фонд, посвящённый помощи детям в честь её имени. В 2003 году вышла его книга «Одри Хепбурн. Дух элегантности. Воспоминания сына».
Младший сын, Лука Дотти, стал графическим дизайнером и написал три книги о своей матери, знаменитой Одри Хепбёрн, среди которых наиболее известна «Одри дома».
Смерть
Хрупкая Хепбёрн никогда не отличалась особой заботой о своем здоровье, а множество поездок в рамках гуманитарной деятельности только ухудшили ее состояние. Во время одной из таких поездок сомалийские врачи настоятельно рекомендовали ей вернуться и пройти обследование из-за резкой боли в животе, но Хепбёрн упорно продолжала свою миссию. Возможно, именно эти несколько месяцев в Африке стали причиной ее болезни. После возвращения ей был поставлен диагноз рака толстой кишки. Операция не принесла результатов — рак уже успел дать метастазы в другие органы.
Когда стало очевидно, что её дни сочтены, Хепбёрн с семьёй отправились на свою любимую виллу Ля Пасибль (Безмятежная) в швейцарской деревне Толошна. Там в тишине и спокойствии она скончалась 20 января 1993 года. Похороны Аудре Хепбёрн состоялись 24 января на местном кладбище в Толошне.
Избранная фильмография
- 1948 год — Голландский за семь уроков
- 1951 год — Смех в раю
- 1951 год — Банда с Лавендер Хилл
- 1953 год — Римские каникулы
- 1954 год — Сабрина
- 1956 год — Война и мир
- 1957 год — Забавная мордашка
- 1957 год — Любовь после полудня
- 1959 год — История монахини
- 1960 год — Непрощённая
- 1961 год — Завтрак у Тиффани
- 1961 год — Детский час
- 1963 год — Шарада
- 1964 год — Париж, когда там жара
- 1964 год — Моя прекрасная леди
- 1966 год — Как украсть миллион
- 1967 год — Двое на дороге
- 1967 год — Дождись темноты
- 1976 год — Робин и Мэриан
- 1979 год — Кровная связь
- 1981 год — Все они смеялись
- 1989 год — Всегда