Август Ренуар — известный французский художник, который оставил непревзойденный след в истории искусства как живописец, график и скульптор. Он был великим мастером импрессионизма и стал одним из важнейших представителей этого художественного направления. Прежде всего, он известен как талантливый портретист, чьи работы отражают светскую элегантность и гармонию, но не лишены сентиментальности.
Ренуар сумел завоевать признание у богатых парижан и стать популярным художником своего времени. В середине 1880-х годов он отошел от импрессионистического стиля, вернувшись к линейности классицизма, что привело к возникновению нового направления, известного как «энгризм».
Отцом знаменитого режиссера Жана Ренуара был Огюст Ренуар, который оставил неизгладимый след в истории искусства. Его творчество вдохновило поколения художников и оставило непередаваемое наследие для будущих поколений.
Детство
Пьер Огюст Ренуар родился 25 февраля 1841 года в Лиможе, прекрасном городе на юго-западе Франции. Он был шестым ребенком в семье портного Леонарда Ренуара и швеи Маргариты. Несмотря на скромные доходы, в семье царила любовь к детям.
С самого детства Пьер был очень чувствительным и нервным, но его родители были понимающими и терпимыми. Отец не ругал сына за то, что тот брал его карандаши, а мать не сердилась, когда Пьер рисовал на стенах. В 1844 году семья переехала в Париж, где Пьер пошел в хор при соборе Сент-Эсташ.
Шарль Гуно, музыкальный регент собора, восхищался Пьером и упорно уговаривал его родителей дать ему музыкальное образование. Тем не менее, с самого детства Ренуар был страстным картистом, отдавая предпочтение живописи перед музыкой. В 13 лет он начал учиться на фарфоровой фабрике "Леви Бразерс", где изучал искусство росписи по фарфору, создавая уникальные узоры и изображения на посуде.
После банкротства фабрики в 1858 году Ренуар искал новые источники дохода, украшая интерьеры кафе, жалюзи и маркизы. В это время он также копировал произведения художников рококо, таких как Антуан Ватто, Жан Оноре Фрагонар и Франсуа Буше. Этот опыт повлиял на формирование его собственного стиля, отличающегося яркими красками и изящными линиями.
В 1862 году Ренуар поступил в Школу изящных искусств, где его учителем был Марк Габриэль Шарль Глейр, художник, придерживавшийся академических канонов в живописи, предпочитая мифологические мотивы и темные цвета в палитре. В то время во французском искусстве намечалась тенденция к переменам, особенно среди представителей барбизонской школы и реалистов вроде Гюстава Курбе, которые выступали за изображение реальной жизни.
Под влиянием этих новых течений, Ренуар вместе со своими друзьями и товарищами, среди которых были такие художники, как Клод Моне и Альфред Сислей, начал проводить эксперименты со живописью на свежем воздухе, особенно в лесу Фонтенбло. Этот период оказал огромное влияние на его творчество, особенно после знакомства с Курбе, чье влияние заметно в картине Ренуара 1866 года «Харчевня матушки Антони», отличающейся отказом от академических традиций в пользу изображения реальной повседневной жизни.
В начале 1862 года Пьер Огюст Ренуар успешно сдал экзамены и стал студентом Школы изящных искусств, которая была частью Академии художеств, и присоединился к ателье Глейра. В это время художник черпал вдохновение из творчества представителей барбизонской школы, а также из искусства таких известных мастеров, как Коро, Прюдон, Делакруа и Курбе. После закрытия мастерской Глейра в 1864 году, Ренуар начал активно заниматься созданием собственных произведений и впервые представил свою работу на Салоне — картину с названием «Эсмеральда, танцующая среди бродяг». Несмотря на первоначальное признание, художник уничтожил этот холст после его возвращения.
Ренуар всегда оставался преданным нескольким основным жанрам живописи: пейзажам, бытовым сценам, натюрмортам и портретам. Среди значимых работ этого периода можно выделить «Жюль ле Кёр в лесу Фонтенбло» (1866), «Лягушатник» (1869), «Понт Неф» (1872), различные натюрморты, например, «Весенний букет» (1866) и портреты, включая «Лизу с зонтиком» (1867). С 1864 года Ренуар также активно обращался к портретной живописи как способу заработка.
В 1872 году, совместно с друзьями, Ренуар учредил Анонимное художественное кооперативное общество и принял участие в первой выставке импрессионистов. Несмотря на неудачу, выставка оказала значительное воздействие на дальнейшее развитие искусства. В это время Ренуар создал множество своих знаменитых произведений, включая «Бал в Мулен де ла Галетт» и «Обнаженная в солнечном свете».
После 1879 года, когда Ренуар достиг общественного признания и финансовой независимости, он продолжил свою художественную деятельность, создавая замечательные картины, такие как «Бульвар Клиши» и «На террасе». Поездки в Алжир и Италию существенно повлияли на его художественные вкусы и стиль, что привело к так называемому «энгровскому» периоду, который отличается работами «Танец в деревне» и «Большие купальщицы», в которых Ренуар экспериментировал с композицией и линиями, стремясь к более ясной и сдержанной цветовой гамме.
В конце XIX века Ренуар получил широкое признание и успех на выставках, его искусство постепенно эволюционировало, принимая "перламутровые" оттенки в живописи. Период "красного" цвета характеризовался предпочтением к теплым оттенкам и ярким цветам, а также интересом к скульптуре и керамике в последние годы жизни. Ренуар продолжал работать до самого конца, оставив после себя богатое наследие и несомненный вклад в мировое искусство.
Личная жизнь
Жизненный путь Огюста Ренуара был уникальным путешествием талантливого художника, чье сердце било в унисон с бесконечным разнообразием женской красоты и чья любовь к женщинам стала как источником вдохновения, так и непрекращающейся темой для его творчества. Его жизнь превратилась в бурное море страстей и романтических приключений.
Женский образ в его жизни менялся так же часто, как и на его полотнах, где каждая муза оставляла отпечаток уникальности и глубины. Особое место среди всех его возлюбленных занимала актриса Жанна Самари, которая увидела в Ренуаре не только художника, но и своего жениха, которому она была обручена через его кисть и холст.
Новый этап жизни Ренуара начался после встречи с Алиной Шариго — молодой женщиной, которая стала его опорой и вдохновением в мире, где искусство сливалось с повседневной жизнью. Алина была не только женой и матерью его детей, но и хранительницей его внутреннего мира — олицетворение уюта и семейного очага. Именно с ней Ренуар нашел гармонию, которая позволила ему отказаться от шумных компаний в пользу тихого семейного счастья.
Несмотря на брак и преданность Алине, Ренуар не мог полностью отказаться от работы с моделями, с которыми он поддерживал интимные отношения. Однако эти связи не влияли на его отношения с супругой, которая оставалась неоспоримым авторитетом в доме и верным спутником жизни, особенно когда болезнь приковала Ренуара к инвалидному креслу.
Физические страдания и болезни не смогли подорвать духа Ренуара, который продолжал творить, несмотря на боль. Его отношение к искусству нашло отражение в высказывании Анри Матисса: его творения останутся красотой навсегда, в то время как боль уйдет. Эти слова стали свидетельством непоколебимой воли Ренуара и его веры в вечность искусства.
Смерть
Первая великая война изменила обыденный ритм жизни выдающегося представителя импрессионизма. Большая тревога за судьбу сыновей, отправленных на фронт, привела к внезапной смерти его супруги Алины. Несмотря на эту утрату, Огюст Ренуар не прекратил свою художественную деятельность, продолжая находить утешение и вдохновение в искусстве, несмотря на трудности окружающего мира. Для поиска вдохновения он обращался к натурщицам и живописным уголкам своего сада, расположенного на склонах горы Колетт.
Работы Ренуара теперь стали украшением многих мировых художественных галерей. В Эрмитаже вы можете насладиться такими его произведениями, как «Девушка с веером» и «В саду», а также многими другими выдающимися работами. Творчество этого французского художника знакомо широкому кругу людей, его картины вошли в учебные программы, посвященные эпохе импрессионизма, и знакомы даже школьникам.