Он практически не дает интервью. Но если быть объективным, то поводов для встреч с журналистами у него почти нет. Олег Меньшиков редко снимается, выходит на театральную сцену не так часто, да и премьерами балует поклонников довольно редко. Получается, что о нем уже все известно, сказано и пересказано, а повторять одно и то же он не видит смысла.
Говорят, что он замкнутый и молчаливый, но такой характер у него с самого начала. Он никогда не был нарциссом, но разве он один такой? Он не любит, когда его допытывают о личной жизни, считает, что даже публичный человек имеет право не пускать посторонних в свою душу. О том, что его волнует, он говорит со сцены театра, потому что выбирает те роли, которые цепляют его самое сокровенное.
Он любит родину и своего зрителя, поэтому отказывается от работы в Голливуде. Там его называют русским, который не приезжает.
Одним из первых заметных успехов для Олега Меньшикова стала его роль в фильме «Покровские ворота». Эта работа принесла ему не только признание, но и возможность участвовать во многих других успешных проектах, что сделало его настоящей звездой и любимцем публики.
Детство и юность
Олег Меньшиков родился 8 ноября 1960 года в Серпухове, недалеко от Москвы. Его отец, Евгений Меньшиков, был инженером военного дела, а мать, Елена Меньшикова, работала невропатологом. Сразу после рождения сына семья переехала в столицу. У Олега с самого детства была страсть к музыке, он обладал исключительным слухом, поэтому его родители отправили его в музыкальную школу, которая находилась прямо возле их дома. Парень увлекался игрой на скрипке.
Во время учебы в общеобразовательной школе у Олега не возникало проблем с учебой, он получал хорошие отметки по точным наукам, несмотря на то, что на самом деле у него был гуманитарный склад ума. Он был человеком самолюбивым и никогда не позволял себе чувствовать себя хуже других.
Олег не удовлетворялся оценкой "удовлетворительно", в его дневнике всегда были только хорошие отметки. Артистические способности мальчика проявились еще в раннем детстве. Он серьезно увлекся опереттой и ходил в Театр оперетты не реже двух раз в неделю. Если спектакль ему нравился, то он мог смотреть его многократно.
Перед окончанием школы он уже самостоятельно занимался постановкой спектаклей, а также был автором как текстов, так и музыки к ним.
Во время свадьбы, на которую пригласили Меньшикова и его семью, юноша произвел впечатление на педагога Владимира Монахова своим актёрским талантом. Он продемонстрировал свои музыкальные способности, играя на фортепиано и скрипке, а также умение импровизировать и читать стихи. Все это не осталось незамеченным для пристального взгляда Монахова, который пригласил Меньшикова на прослушивание в Щепкинском училище после того, как праздник закончился.
Маленький Меньшиков был весьма умён и красив. Учитель попросил его прочитать отрывок из любого произведения, и мальчик декламировал стихи Пушкина, «Желание славы», что очень удивило и обрадовало Монахова. Он сразу сказал мальчику, что у него есть талант, и советовал не зарывать его, а развивать. Меньшиков послушался опытного учителя, и когда в 1977 году получил аттестат, то сразу пошел в «Щепку». Родители были не очень рады такому выбору, но не стали отговаривать — парень уже взрослый, пусть сам решает.
Театр
Он сразу же произвел впечатление своими успехами на вступительных экзаменах и был принят в мастерскую Николая Афонина, который в то время был ректором училища. Его талант неизменно привлекал внимание, начиная с самого начала обучения. Он активно участвовал в организации капустников, которые запомнились на долгие годы своей оригинальностью. Его способность объединить импровизацию, юмор и артистизм была поистине удивительной, и результаты его творчества просто поражали.
Год до окончания училища Меньшиков уже участвовал в спектакле «Нашествия», который был поставлен его преподавателем Николаем Афониным. Он предложил Олегу сыграть главного героя, но тот отказался и взял только эпизодную роль. Тем не менее Меньшикова считали самым перспективным и талантливым, именно его несущественная роль стала самой яркой и запоминающейся.
Получив диплом, актёр поступил на службу в Малый театр. Через год его призвали в армию, и он ушел на службу. Меньшикова отправили в театр Советской Армии, где он играл в течение двух лет. Самой яркой работой Олега стал спектакль «Идиот» по Достоевскому, где он сыграл роль Иволгина.
В 1990 году Олег был приглашен в театр имени Моссовета, где ему была предложена роль в спектакле «Калигула» под режиссурой Фоменко. Артисту исполнилось всего тридцать лет, а о нем уже заговорили не только на родине, но и за границей.
В 1995 году Олег основал свой собственный театр под названием «Театральное товарищество 814». Этот предприимчивый коллектив завоевал поклонников не только в Москве, но и по всей России. Именно здесь Олег Меньшиков поставил такие пьесы, как «Игроки», «Кухня» и «Горе от ума».
Весной 2012 года Олег Меньшиков был назначен худруком драматического театра имени Ермоловой, где ранее он сам выступал на сцене. Он сразу же принялся за дело и тщательно изучил репертуар театра, а затем также внимательно изучил состав труппы. Его действия привели к неутешительным результатам.
Он начал изменения с репертуара, в итоге оставив только четыре спектакля, убрав остальные, потому что они не привлекали зрителей. Также он беспощадно отнесся к труппе, выставив некоторых актеров за дверь, поскольку они получали зарплату, но не выступали на сцене театра, предпочитая сниматься в кино. Среди тех, кто попал в список "вылета", была и Татьяна Догилева, с которой Меньшиков был связан не только профессионально, но и лично (он был крестным отцом ее дочери).
Фильмы
Кинематографический путь Олега Меньшикова начался в 1980 году, когда он сыграл роль Шурки в фильме режиссера Шахбазяна «Жду и надеюсь». Этот фильм стал отличным стартом, и через два года артиста пригласили сняться в фильме «Покровские ворота», режиссером которого был Михаил Козаков. Меньшиков исполнил роль Костика.
Роль Костики была последней, кто не был утвержден для съемок. Режиссер пересмотрел множество начинающих актеров, но никто не подошел для этой роли. Тогда жена Козакова посоветовала обратить внимание на Меньшикова, которого она видела в фильме «Жду и надеюсь». Его игра так понравилась ей, что она запомнила его фамилию и порекомендовала своему мужу. Наконец-то нашли Костику.
Эта роль сделала его известным, и теперь его узнают и просят автографы.
Олег Меньшиков проявил себя в небольших ролях в следующих двух фильмах, но при этом его популярность продолжала расти. Эти фильмы — «Полеты во сне и наяву» и «Родня». Режиссеры старались расширить и углубить роли Олега Меньшикова, добавляя жесты, монологи и новые сцены. В 80-е годы его карьера взлетела, и он стал очень востребованным артистом, сотрудничая со знаменитыми режиссерами.
В это время он снялся в таких лентах, как «Володя большой, Володя маленький», «Капитан Фракасс», «Моонзунд». Каждая его роль была уникальна, и Меньшиков смог органично воплотить каждый образ.
В 90-х годах Олег Меньшиков отказался браться за любую работу и мог себе позволить выбирать фильмы, которые его действительно интересовали. Поэтому каждое его появление на экране становилось настоящим праздником для поклонников кинематографа и критиков. Он действительно вытянул некоторые проекты на себе, благодаря своему таланту и актерскому мастерству. Одним из таких фильмов стал "Дюба-дюба" режиссера Хвана. Затем артист снялся в фильме Никиты Михалкова "Утомленные солнцем", где ему была предложена роль Мити.
В 1996 году кинопродукция Меньшикова пополнилась фильмом «Кавказский пленник», созданным режиссером Сергеем Бодровым, в котором он исполнил главную роль. Его партнером по фильму стал сын режиссера – Сергей Бодров-младший. Но не успели оценить артиста за эту работу, как на экраны вышла лента «Сибирский цирюльник» Никиты Михалкова. И снова у Меньшикова центральный образ, и снова выдающаяся работа настоящего мастера своего дела.
Одним из важных работ для Меньшикова стала картина «Золотой теленок», в которой он сыграл роль Остапа Бендера. Его персонаж получился немного обновленным и заметно отличается от изображенного на экране артистом Сергеем Юрским. Меньшиков говорит, что его связывает с этим героем одна черта – авантюризм.
В картине «Доктор Живаго» Олег Меньшиков сыграл еще одного сложного и глубокого персонажа. Вместе с Чулпан Хаматовой он исполнил роли главных героев, которые получили высокую оценку зрителей и критиков.
Олег Меньшиков был удостоен звания Народного артиста РФ в 2003 году.
Личная жизнь и слухи об ориентации
Как чем больше актёр сохраняет свою частную жизнь в тайне и остаётся открытым для публики, тем больше сплетен и слухов возникает вокруг его имени. Так случилось и с Олегом Меньшиковым, который не любит делиться деталями своих отношений с прессой. И сразу же начинают разносить слухи о его нетрадиционной ориентации или других извращениях известной личности. Режиссёр Юрий Мамин, который снимал «Золотой теленок», пришёл к выводу, что Меньшиков встречается с молодым актёром Никитой Татаренковым лишь потому, что Олег попросил утвердить его на роль Шуры. Прежде эту роль была отдана актёру Павлу Деревянко, но после просьбы Меньшикова её получил Татаренков.
Эти предположения были либо подтверждены реальностью, либо стали просто выдумкой обиженного режиссера, но точно это неизвестно. Впоследствии Меньшиков познакомился с актрисой Анастасией Черновой, которая впоследствии стала его женой в 2005 году. Их первая встреча произошла на концерте пародиста Михаила Жванецкого во время Дня всех влюбленных — 14 февраля.
Олег приложил огромные усилия, и в конечном итоге привлек внимание милой девушки. После концерта они обменялись контактными данными, начали общаться по телефону, а затем серьезно встречаться. Помимо дня свадьбы, супруги отмечают и день их первой встречи, 14 февраля. У супругов пока нет детей, но их поклонники надеются, что впереди все еще много радости.
У них часто собираются друзья, и эти встречи проходят весело, с анекдотами и забавными историями. Олег Меньшиков считает, что он очень повезло с подругой, и что их встреча была по-настоящему судьбоносной.
Олег Меньшиков сейчас
В 2017 году зрителям представилась возможность насладиться фильмом «Притяжение», снятым Федором Бондарчуком. Олег Меньшиков сыграл роль полковника Лебедева. Режиссер картины отметил, что это была большая удача для проекта, поскольку в последнее время Меньшиков все реже соглашается принимать участие в кино.
Ранее у актера был перерыв в кинокарьере, который длился четыре года. Его последним фильмом была «Легенда №17», в которой он сыграл роль хоккейного тренера Анатолия Тарасова. По мнению многих, его Тарасов оказался более ярким, чем главный герой, сыгранный Данилой Козловским.
В 2016 году Меньшиков представил спектакль с названием «Счастливчики» и в свой день рождения выступил в программе «Вечерний Ургант».
Весной 2018 года на YouTube появился собственный канал Олега Меньшикова под названием «ОМ Олега Меньшикова». Он старается создать атмосферу искреннего разговора между ведущим и гостем, вместо того чтобы превращать передачу в монолог звезды, как это обычно бывает. Шоу снимается в театре имени Ермолаевой, с участием зрителей. За время работы канала Меньшиков уже пригласил Михаила Ефремова, Данилу Козловского, Вячеслава Полунина. И даже Алла Пугачева не отказала в участии, хотя она не давала интервью в течение десяти лет.
Избранная фильмография
- 1980 — Ожидаю и надеюсь
- 1981 — Родственники
- 1982 — Ворота Покровского
- 1985 — Большой Володя, Маленький Володя
- 1987 — Моонзунд
- 1989 — Лестница
- 1994 — Утомленные солнцем
- 1999 — Восток-Запад
- 2006 — Золотой телёнок
- 2010 — Утомленные солнцем 2: Предстояние
- 2010 — О чём говорят мужчины
- 2011 — Утомленные солнцем 2: Цитадель
- 2017 — Притяжение
- 2018 — Гоголь. Страшная месть
- Олег Меньшиков: «Встреча с Настей – главное событие моей жизни»
- Страница в Википедии
- Олег Меньшиков на сайте театра Ермоловой