Олег Константинович Попов – видный артист цирка, талантливый режиссёр, великолепный актёр и заслуженный Народный артист СССР.
Карьера Олега Попова в цирке была исключительно успешной и безупречной. Он никогда не преследовал амбициозных целей, не вступал в конфликты, не обижал никого и был радушен ко всем. В возрасте менее 40 лет Попов был удостоен почётного звания Народного артиста СССР, а в 50 лет был награждён орденом Ленина.
Детство
Олег Константинович Попов появился на свет 31 июля 1930 года в деревне Вырубово (сейчас Одинцово) Кунцевского района Московской области. Семья переехала в Москву вскоре после его рождения и оселась в коммунальной квартире в районе Петровского парка, недалеко от стадиона «Динамо». Отец Олега занимался часовщичеством, а мать работала ретушером фотографий.
Их жизнь была скромной и лишенной материальных благ. В 1937 году отца арестовали (предположительно из-за того, что часы, которые он делал специально для И.Сталина, перестали работать), и после этого его больше никто не видел. Со временем мать будущего артиста вышла замуж во второй раз.
В двенадцать лет Олег стал учеником слесаря на полиграфическом комбинате газеты «Правда». В это время шла война, поэтому зарплату выдавали в виде продовольственных карточек.
После окончания школы Олег решил заняться акробатикой и пошел в кружок в небольшой спортивный зал с названием «Крылья советов». Там иногда занимались студенты циркового училища, которое находилось неподалеку. Попов видел их занятия и захотел поступить в училище. В 1944 году он прошел конкурсы, сдал экзамены и стал студентом Государственного училища циркового искусства.
Сначала он боялся рассказать об этом матери, но когда узнал, что студентам полагается больше хлеба, чем рабочим на комбинате, он рассказал всю правду. Олег учился с утра до вечера, по 10 часов в день. Он специализировался на жонглировании на канате. Иногда Олег выступал в клубах колхозов вместе с другими студентами, одетыми как клоуны. За выступления им давали овощи и иногда талоны на хлеб и мясо, что было очень ценно в послевоенное время.
Цирк
В 1950 году Попов окончил училище и затем начал работать в программе под названием «Эксцентрик на свободной проволоке». Сначала его отправили работать в Тбилисский цирк, а затем он перешёл в Рижский цирк, где выступал в 1951 – 1952 годах.
После возвращения в Москву, Попов присоединился к артистическому коллективу цирка на Цветном бульваре, в котором работал знаменитый клоун Карандаш. Цирк часто отправлялся в гастроли. В 1953 году в Саратове артисту пришлось выступить в роли коврового клоуна (заменить травмированного артиста). Так появился образ ""Солнечного клоуна"" в широких штанах и клетчатой кепке с копной соломенных волос (в молодости артист не использовал парики, у него были свои волосы).
Юрий Никулин был ассистентом Карандаша. Между ними возник конфликт, и место ассистента освободилось. Вместо него пришел Олег Попов. Когда у Карандаша возникли проблемы с алкоголем, он стал выступать один.
Начиная с 1950-х годов, Олег Попов совместно с Русским государственным цирком активно устраивал гастроли за рубежом (под внимательным ведомством КГБ). Брюссель, Монте-Карло, Мюнхен, Франкфурт и Берлин встречали русский цирк полными залами, и их выступления вызывали долгие овации. В европейских газетах писали о нем как о «солнечном клоуне», а на Родине ему вручали высшие государственные награды.
Особенно популярен русский цирк был в Японии и Австралии. Один австралийский поклонник Олега Попова подарил ему его первую в жизни машину. Это был Фольксваген «Жук».
Во время гастролей по Италии в 1960 году Попов встретился со своим кумиром Чарли Чаплиным. Несмотря на разницу языков, оба артиста отлично понимали друг друга.
В 1961 году цирк отправился завоевывать Америку, и он добился успеха. Благодаря этой победе гонорар клоуна вырос — в США Попов зарабатывал по 25 долларов в день (что было очень приличной суммой для тех времен). Билеты в Madison Square Garden в Нью-Йорке раскупались в день поступления.
Во время кризиса в Карибском регионе, Московский Кремль отправил цирковое представление на дружественную островную страну Кубу. Артистам там пришлось очень тяжело. Они выступали перед военными в полевых условиях, не получали оплату за свои выступления, и за пределами представлений им приходилось носить военную униформу.
Среди всех поездок, особенно запомнилась Попову поездка в Голландию, благодаря её знаменитому блошиному рынку, где артист нашёл множество интересных вещей для своих выступлений. В целом, отношения Попова с реквизитом были очень особенными. Он чаще всего изготавливал его сам (не для экономии, а чтобы проникнуться им душой). На арене Попов обычно использовал только один-два предмета – трость, зонтик или стул, и этого было всегда достаточно. Все свои номера артист всегда создавал сам, сочетая эксцентрику и буффонаду.
В 70-х годах прошлого века Олег Николаевич Попов выступал в Большом московском государственном цирке на бульваре Вернадского. Его номера "Повар", "Сон на проволоке", "Утопленник", "Свисток" и "Лучик" были популярны у зрителей и часто показывались по телевидению.
Сам же клоун стал популярен на телевидении начиная с 1972 года, когда стал ведущим программы для детей "Будильник". Кроме выступлений на телевидении, он также снимался в кино, где играл самого себя в музыкальных фильмах. Всего в его фильмографии более двадцати работ.
А в 1981 году на фестивале цирковых искусств в Монте-Карло Олег Николаевич стал обладателем главной награды фестиваля "Золотой Клоун".
В 1990 году Олег Попов заключил контракт с импресарио Вилемом Смиттом и приступил к выступлениям в Великом Русском Государственном Цирке в Голландии. В 1991 году он переехал в Германию, где сохранил российское гражданство и принял новое сценическое имя "Счастливый Ганс".
В течение последнего десятилетия века Олег Попов много гастролировал по городам Европы вместе с Великим Русским Государственным Цирком, при этом его фотографии регулярно появлялись на обложках ведущих периодических изданий.
В 1997 году артисту было предложено вернуться в Россию, однако он отказался из-за небольшого размера российской пенсии, который он посчитал не привлекательным.
Личная жизнь
Олег Попов всю свою личную жизнь провёл в объятиях своей жены Александры, которая была его верной спутницей не только за пределами циркового манежа. Вторая половина его сердца и души, Александра, была прекрасной скрипачкой циркового оркестра и после замужества продолжила выступать вместе с Олегом. Вместе они воспитали дочь Ольгу, которая также выбрала цирковую профессию и стала талантливой проводницей по воздушной трапеции. Помимо выступлений вместе со своим отцом, Ольга также перебралась вместе с ним в Германию, где поселилась неподалеку от города Франкфурт-на-Майне. После замужества, она оставила цирковую арену, чтобы заняться воспитанием своих двух детей, Веры и Евгения, а впоследствии и внука Максимилиана.
В 1989 году жена Попова заболела неизлечимой формой рака и не смогла с ним поехать в длительные гастроли. В 1990 году она умерла. Ее муж в то время исполнял свои номера в Гамбурге. Организатор концертов умолял Попова не отменять гастроли, так как все билеты были проданы заранее, и 120 членов труппы могли остаться без заработка. С тяжелым сердцем артист согласился и отправил деньги своей дочери, чтобы она смогла устроить достойный похороны его жены.
Во второй раз Олег Попов вступил в брак в 1991 году. Его избранницей стала немка Габриэла Леман, которая была моложе его на 32 года. Их знакомство было довольно романтичным. Девушка узнала о гастролях русского цирка и захотела увидеть выступление лошадей, но к началу шоу все билеты были проданы. Однако ей разрешили зайти и посмотреть представление, стоя в проходе.
Олег Попов заметил её и отдал свой сценический стул. В перерыве она пошла поблагодарить артиста, они выпили кофе, улыбнулись друг другу, хотя ни один из них не знал языка другого, и обменялись номерами телефонов. Всего один раз они разговаривали по телефону через переводчика. Позже они стали общаться независимо друг от друга, очарованные друг другом. Со временем Габи выучила русский язык, научилась жонглировать, танцевать степ, и не только выступала вместе с мужем, но и создавала новые уникальные номера.
В Баварии, их предпочтительным местом отдыха был уютный домик с просторной террасой, где Олег Попов садил множество разнообразных сортов роз. На территории вокруг дома весело играли кролики, собаки, пони и голуби.
В сентябре 2016 года начался тур Олега Попова по городам России. Первым городом его маршрута был Саратов, где он прошел свое клоунское крещение. В конце октября он приехал в Ростов-на-Дону, где планировалось 15 представлений. Последний раз он вышел на сцену 30 октября и сыграл миллионный, наверное, раз «Луч».
2 ноября представление не было назначено. Весь день артист был бодр и весел, гулял по центральному рынку, а вечером умиротворенно расположился в гостиничном номере, чтобы посмотреть телевизор, заснул и больше не проснулся. Его близкие, увидев странную позу, в которой он сидел, вызвали «скорую помощь» около 11 вечера, но было поздно.
Олег Попов умер во сне от остановки сердца в возрасте 86 лет.
Последнее желание этого человека было выполнено — его захоронили в клоунском наряде в городе Эглофштайне, долгих 25 лет был его домом.
Избранная фильмография
- 1959 — Друг с длинными ногами
- 1966 — Последний проходимец
- 1968 — Полчаса до чудес
- 1969 — Похищение в стиле бурлеска
- 1970 — Приключения жёлтой сумочки
- 1971 — Тримпу в цирке
- 1976 — Яркий сон, или Смех и слёзы
- 1976 — Мамаша
- 1976 — Голубая птица
- 1986 — Что такое «Ералаш»?