Ольга Берггольц — известная литературная деятельница, которая занималась поэзией, драматургией, прозой и журналистикой. В 1938 году ее арестовали в связи с «Литературной группой», но в 1939 году полностью оправдали. В 1951 году ей была присуждена Сталинская премия, и она была удостоена орденов Ленина и Трудового Красного Знамени.
Ольга Берггольц — это имя, которое хорошо знакомо всем жителям Петербурга, как современному поколению, так и тем, кто помнит страшную блокаду, в которую погрузился их любимый город во время Великой Отечественной войны. До этого Ольга писала детские книги, которые многие считали милыми, славными, приятными, но не более. Но вдруг все изменилось, и она стала поэтом, олицетворяющим стойкость Ленинграда. Ее голос звучал каждый день из динамиков замерзшего города, вдохновляя веру в победу, придавая силы и надежду на скорое освобождение. Каждый понимал, что если голос «блокадной Мадонны» звучит по радио, то город жив и продолжает сражаться.
Детство
Ольга Берггольц родилась 16 мая 1910 года в Петербурге. Ее отец, Федор Берггольц, был хирургом и окончил Дерптский университет, имея шведско-немецкие корни. Ее мать, Мария Берггольц (девичья фамилия Грустилина), была из интеллигентной семьи и получила хорошее образование. В семье Ольги также выросла ее младшая сестра Мария (по прозвищу Муся). Девочки выросли под присмотром своей мамы, гувернантки и няни.
У семьи Берггольцев был старый дом, расположенный недалеко от Невской заставы. Их мирное существование закончилось после начала революции, а затем гражданской войны. Отец был призван на фронт. В Питере началась настоящая беда, голод, и мама с дочерьми уехали в Углич. Они обосновались в бывшей келье монастыря, холодной и сырой комнате. Военное время оставило незабываемые следы в памяти будущей поэтессы — они страдали от голода, боролись со вшами и погружались в крайнюю нужду. Именно в этом городе Оля пошла в школу. Вернуться в родной город на Неве удалось только после возвращения отца с фронта, он перевез семью обратно.
Ольга быстро адаптировалась к новой жизни, и теперь она училась в школе № 117, в 14 лет вступила в пионеры, затем стала комсомолкой. Именно в это время она написала свои первые стихи, которые назвала «Пионерам».
В пятнадцатилетнем возрасте Ольга Берггольц присоединилась к молодежному литературному объединению «Смена», которое проводилось в рабочем клубе. Там сходились молодые таланты, читались стихи их авторства, проводились встречи с известными писателями. Именно здесь Ольга познакомилась с такими литературными гигантами, как Владимир Маяковский, Эдуард Багрицкий, Иосиф Уткин. Опытные мастера делились своими знаниями с начинающими, давали полезные советы, внимательно слушали произведения новичков.
Литература
Свои первые неуверенные произведения четырнадцатилетняя Берггольц отправила в заводскую стенгазету. В следующем году стих «Песня о знамени» был опубликован на страницах советской газеты «Ленинские искры». Именно с этого момента началась творческая биография Ольги Берггольц.
Первый раз начинающую поэтессу похвалил Корней Чуковский. Это произошло во время литературного вечера их объединения, на котором присутствовал уже известный литератор. После того, как худенькая девочка прочла свое произведение «Каменная дудка», он обнял ее и сказал, что ее ждет прекрасное будущее.
Однако карьера Берггольц не развивалась со скоростью, которой она ожидала. В 1920-х годах было много женщин, похожих на Ольгу. С короткой стрижкой, в штурмовых куртках цвета хаки, с ярким взглядом, они стремились показать свое значение. Ольга была одной из них, и ей только мечталось о настоящей славе. В 1926 году Берггольц и ее коллега по литературному объединению Борис Корнилов, в которого она была влюблена, поступили на курсы искусствоведения. После закрытия курсов они продолжили обучение в Ленинградском университете на филологическом факультете.
Для проведения преддипломной практики, Ольга отправилась во Владикавказ. В сравнении с суровым Петербургом, природа Кавказа показалась ей невероятно красивой и вдохновляющей. Она посетила все уголки Осетии, осмотрела строящуюся гидроэлектростанцию, неустанно бродила по горам, и писала, писала, писала. Хотя на тот момент это было скорее просто попыткой пера, чем настоящим литературным творчеством, ее стихи оставались не очень выразительными и недостаточно сильными.
За два с половиной месяца Ольга написала тридцать статей, которые были опубликованы в издании «Власть труда». Она посетила все населенные пункты вдоль Военно-Осетинской дороги. Её работа журналиста стала отличным опытом, она изучала людей и постепенно сформировала свое мировоззрение. Ольге так понравилось на Кавказе, что она решила вернуться туда после того, как закончит университет.
В 1931 году Берггольц вернулась в Ленинград, где родилась и выросла. Поэтесса нашла занятие в газете завода под названием «Электросила». Через четыре года она опубликовала еще одну книгу, которую назвала «Лирика». Ольга также стала членом Союза писателей. Жизнь, казалось бы, шла своим чередом, однако трагические события тех лет нарушили ее покойное течение.
После убийства Сергея Кирова в Ленинграде начались масштабные «чистки». Весной 1937 года в советской публике появились материалы, в которых группе писателей, в том числе и экс-супругу Берггольц Борису Корнилову, предъявлялись обвинения. Ольгу также обвинили в связи с оппозиционной литературной группой, и как «пособника врага народа» исключили из Союза писателей, а затем уволили с работы. Она нашла занятие в школе преподавателем русского языка и литературы.
В начале 1938 года власти СССР приняли резолюцию, известную как «О недостатках партийных организаций». Для Ольги это стало надеждой на то, что ее перестанут преследовать. Некоторое время спустя ее снова приняли в партию, а осенью того же года она вернулась на свою прежнюю должность в заводской газете. Но Борису Корнилову повезло меньше — его расстреляли, хотя в 1957 году его полностью реабилитировали.
Но перед поэтессой стояло настоящее испытание. В декабре 1938 года за ней приехали. Ее обвинили в троцкизме и участии в террористической группе, занимавшейся разработкой теракта с целью убийства Климента Ворошилова и Андрея Жданова. Во время допросов Ольгу били так сильно, что у нее произошел выкидыш. Силой заставили подписаться под признательными показаниями, и ей грозил расстрел.
Берггольц смогла выбраться из заключения благодаря помощи писателя Александра Фадеева, что для нее стало полной неожиданностью. В ее деле появились сведения, что с нее просто вынудили показания. Не остался в стороне и ее супруг — Николай Молчанов, который поддерживал Ольгу как мог. Но насладиться тихим семейным счастьем им не довелось, так как началась война.
Война
Николай Молчанов решил пойти на фронт, несмотря на то, что мог остаться дома из-за своей инвалидности. В начале 1942 года его эпилепсия обострилась, и он оказался в госпитале, где скончался 29 января того же года. Весной 42-го года отец Ольги был признан социально опасным из-за своего немецкого происхождения и был отправлен в Красноярск. Самой Берггольц начала развиваться дистрофия, и ее друзья настояли на том, чтобы она уехала в Москву, чтобы спасти поэтессу. Ольга вернулась в Ленинград спустя два месяца, поступила на работу на радио, ее голос звучал из динамиков ежедневно, и изнуренные жители Ленинграда ждали ее стихов как символ надежды на то, что город обязательно выдержит.
Записи Берггольц на радио во время блокады Ленинграда были собраны в сборник под названием «Говорит Ленинград» после окончания войны. В своем произведении «Ленинградская поэма» Ольга удалось передать атмосферу осажденного города. Это произведение стало самым волнующим из всех, посвященных Ленинграду в те времена. В те годы Берггольц написала еще две поэмы — «Памяти защитников» и «Февральский дневник».
После победы наша героиня Ольга написала книгу под названием «Дневные звезды», где она отразила свои философские размышления и переживания за годы войны. За свои заслуги она была награждена несколькими орденами и медалями, но для нее самым важным было любовь народа, который прозвал ее «ленинградской Мадонной». Строка из ее стихотворения: «Никто не забыт и ничто не забыто» была выбрана для мемориала на Пискаревском кладбище.
Однако даже после войны и признания обществом, жизнь поэтессы была непростой. Ее обвиняли в связях с Анной Ахматовой, а книгу «Говорит Ленинград» убрали из библиотек. Зимой 1948 года умер отец Ольги.
Все эти переживания сильно повлияли на психику Берггольц — она оказалась в «психушке».
После прохождения курса лечения поэтесса была выписана, и она начала писать пьесы, которые стали популярными в театрах города на Неве. В 1950-х годах был опубликован двухтомник ее произведений в столице. После смерти Ольги ее дневники были помещены в специальное хранилище. Много лет спустя, в 1990 году они были изданы в трех томах. Только после этого читатели смогли узнать, как Берггольц относилась к властям, допустившим столько страшных человеческих потерь войне. Память об Ольге Берггольц живет в документальном фильме «Как невозможно мы жили».
Поэтесса не знала счастья женского. Ее первой любовью был талантливый поэт Борис Корнилов, с которым она рассталась из-за его пристрастия к алкоголю. Их жизнь была полна расставаний и мирных периодов, которые изматывали душу Берггольц. Наконец, Борис оставил ее, несмотря на наличие у них дочери. Их последняя встреча произошла почти накануне его казни.
После прошествия некоторого времени, в личной жизни Ольги, появился Николай Молчанов — ее второй муж, ставший самым значимым мужчиной в ее жизни. Он был готов закрыть глаза на короткие романы своей жены и всегда был готов прийти к ней на помощь.
В 1931 году у них родилась дочь по имени Майя. Однако через год девочка скончалась, а в 1936 году Ольга потеряла старшую дочь Ирину. Врачи обнаружили у нее сердечную недуг, который стал причиной смерти. После этого Ольга несколько раз забеременела, но все беременности заканчивались выкидышем, последний из которых произошел во время ареста в 1938 году.
После утраты Николая Молчанова в 1942 году, жизнь Ольги стала черной полосой. У нее пропало желание жить, а к тому же были условия блокадного города, голод и изнеможение. Если бы не Георгий Макогоненко, работавший в радиокомитете, то судьба поэтессы могла бы сложиться по-другому.
Ограничиваясь властью повседневной рутины и рутинной жизни, чувства между Ольгой и Георгием исчезли, несмотря на пронзительные строки, написанные Ольгой о своей любви и получившие название «Бабье лето». Георгий оставил Берггольц из-за другой женщины. До самого конца своей жизни Ольга хранила портрет Николая Молчанова, своего второго мужа, на своем ночном столике.
«Ленинградская Мадонна» скончалась 13 ноября 1975 года в возрасте 65 лет. Её последнее желание было быть похороненной на Пискаревском кладбище рядом с её друзьями, которые умерли во время блокады. Однако, несмотря на её волю, место её захоронения стало Литературными Мостками Волкова кладбища. Памятник на её могиле появился только в 2005 году, спустя тридцать лет после её смерти.
В честь выдающейся поэтессы были названы две улицы: одна из них находится в Санкт-Петербурге, а вторая в Угличе.