Омар Хайям – уникальная личность в мировой науке и философии, аналог русскому Ломоносову. Широко известен как автор рубаев — коротких четверостиший с глубоким философским смыслом. Однако в первую очередь он был ученым, достигшим больших успехов в математике, астрономии, истории, литературе и кулинарии. В тяжелое время жизни великого мудреца на Востоке за вольнодумие грозили гонения и притеснения. Но Хайям всегда отличала свобода мысли, он не отрицал существование Бога, но его деятельность была светской. Он был просветителем, распространявшим свои знания среди народа. Старался облегчить жизнь обычных людей, помогал им найти смысл жизни и мудро относиться к жизненным явлениям.
Необычные успехи Хайяма в различных областях приковывают внимание потомков и заставляют задуматься о том, что подобные многосторонние личности были редкостью. Однако, иногда, такие уникальные люди встречаются среди нас. Жизнь этого ученого и философа развивалась весьма успешно, за исключением последних лет. Он смог достичь своих целей, получив мощную поддержку от падишаха Ирана, который увидел истинную величину Хайяма. Философ никогда не завел семью и детей, посвятив все свое время изучению природы. Он полностью посвятил себя науке и философии, благодаря чему смог раскрыть свой потенциал в различных областях. Понять судьбу человека, который жил почти тысячелетие назад, сложно, но его жизнеописание, составленное из подлинных источников, всегда вызывает большой интерес у читателей.
Детство
18 мая 1048 года в иранском городе Нишапуре появился на свет Омар Хайям. Мужчины, рожденные под знаком Тельца, всегда отличаются философским взглядом на жизнь. Глубокий ум, любопытство и наблюдательность — все это также свойственно представителям этого знака. В то же время они стремятся стать независимыми материально с самого детства. Возможно, именно эти качества сыграли свою роль в выборе профессии молодым Омаром. Его родители были богатыми, и мальчик принадлежал к уважаемому роду ремесленников. С самого детства Омар поражал своих родственников удивительными аналитическими способностями и многочисленными талантами. Ребенок был очень умен, обдуманный, трудолюбивый и любознательный.
С успехом Омар Хайям освоил чтение в возрасте восеми лет, самостоятельно изучив Коран — священную книгу мусульман. Он даже пытался толковать отдельные его постулаты, проявляя свой уникальный взгляд на мир. Красноречивость пришла к нему уже в раннем детстве и сопровождала его всю жизнь, развиваясь в ораторские способности ученого. В своей юности он посвятил себя изучению мусульманского законодательства и философии, добившись в этом деле значительных успехов. В Иране молодого человека охарактеризовали как истинного знатока Корана, к нему обращались за советами и помощью люди, испытывавшие затруднения в толковании священной книги.
После того как его родители скончались в раннем возрасте, Омар Хайям, оставшись один, решил серьезно взяться за изучение математики и философии, продолжив обучение этим наукам.
Для обучения понадобились средства. Омар продал дом своих родителей и мастерскую отца, и внезапно получил очень заманчивое предложение от главы государства. О его способностях уже было известно во дворе, правитель пригласил его занять должность придворного ученого. Это было невероятной удачей, под покровительством главы государства таланты и способности Омара Хайяма расцвели яркими красками.
Хайям был признан уникальным ученым, который занимался различными научными темами. Он увлекался астрономией и провел многолетние исследования движения звезд, что привело к созданию самого точного календаря в мире. На основе астрономических данных Хайям разработал систему астрологии и изучал пищевые пристрастия знаков Зодиака, чтобы создать правильную систему питания для каждого из них. Его книга вкусных и полезных рецептов до сих пор вдохновляет кулинаров по всему миру.
Омар Хайям проявил особую привязанность к точным наукам, особенно к математике. Его научные достижения в этой области включают в себя анализ теории Евклида и разработку собственной системы вычислений для решения квадратных и кубических уравнений. Ученый активно доказывал теоремы, проводил сложные расчеты и работал над созданием классификации уравнений. Его работы в области алгебры и геометрии по-прежнему остаются высоко ценными для современных ученых. Календарь, разработанный Хайямом, до сих пор используется в Иране.
Книги
Следы, которые Хайям оставил за собой, представляют собой бесценное наследие. Потомки обнаружили несколько его книг и литературных сборников. Однако авторство некоторых из них вызывает сомнения у исследователей. Существует версия, что не все стихи, содержащиеся в этих книгах, были написаны самим Хайямом. В течение 10 веков после его смерти многие рубаи с «крамольным» смыслом приписывались ему. Таким образом, их настоящие авторы могли избежать преследований со стороны властей, строго следящих за нравственностью народа. Возможно, что некоторые произведения народного творчества были атрибутированы Хайяму. Тем не менее, исследователи творчества этого великого иранского мыслителя утверждают, что более 300 стихотворений из найденных сборников он написал сам.
В восточной поэзии кватрины, наполненные философским содержанием, называют «рубаи». Омар Хайям был новатором и в свое время в литературных произведениях героями могли быть только представители высшего класса или мифические персонажи. Простые люди игнорировались, хотя именно они создавали все материальные и культурные ценности. Они были неграмотными, и никому не было дела до их мыслей и чаяний. Омар Хайям начал писать свои рубаи для всех людей, используя простой и ясный язык, без излишних эпитетов, которые были характерны для восточной поэзии.
В рубаях присутствует авторское «Я». Это обычный лирический герой, обычный человек, ничем особенным или героическим не выделяющийся.
Не зря говорят мудрецы, что математика приучает ум. Великий математик Хайям проявил себя как последовательный мыслитель не только в своих математических трудах, но и в поэзии. В его стихах затрагиваются все важные темы, которые волнуют человека: Бог, судьба, общество, любовь, человеческие отношения. Его поэзия стала бессмертной и останется актуальной на все времена.
Взгляды
Философ был известен своими оригинальными взглядами на жизнь, которые сильно отличались от широко принятых. Ученый не проявлял особого интереса к общественным тенденциям своего времени и почти не замечал изменений, происходящих в обществе. Он считал, что тратить свое драгоценное время на это нецелесообразно, и в конечном итоге заплатил за свою невнимательность.
Философ очень увлекался теологией — это было одним из основных направлений его интересов. Своим нестандартным мышлением он отличался от других и не боялся высказывать свои мысли, которые многие считали дерзкими. Он видел в обычном человеке великую ценность, превозносил его, считал его желания и потребности очень важными. Философ считал, что вера и Бог могут существовать независимо от религиозных институтов. Он утверждал, что Бог должен пребывать в душе человека, и Всевышний никогда не оставит его, даже если он грешник. Тема религии и веры часто занимала ума философа и находила отражение в его высказываниях.
Позиция известного ученого вызывала негодование у представителей церкви, что и приводило к многочисленным спорам вокруг его личности. Однако священнослужители не могли причинить большого вреда философу, так как он имел высокого покровителя в лице падишаха. Кроме того, Хайям с детства был известен как знаток Корана и мог легко переиграть многих церковников в теологических спорах благодаря своим фундаментальным знаниям. Несмотря на это, многие священнослужители считали Хайяма взрослым «пагубным» элементом.
В своих произведениях философ часто размышлял о любви и считал это чувство главным в жизни.
Идеи о любви, высказанные Хайямом, были противоречивыми, поскольку он рассматривал это чувство с разных сторон – как созидательное, так и разрушительное. В некоторых его стихотворениях звучит восхищение любовью и женщиной. Есть и такие произведения, где поэт выражает сожаление по поводу человека, которому любовь нанесла ущерб. Однако его отношение к женщине всегда было положительным, Хайям считал, что главной ценностью для мужчины является его возлюбленная женщина. Поэтому по-настоящему настоящий мужчина обязан делать свою женщину счастливой, для этого ее нужно любить, ценить и уважать.
Поэт уделял большое внимание теме дружбы, считая её великим даром. Он осознавал, что настоящих друзей на самом деле немного, и призывал людей беречь дружбу, не предавать тех, с кем они прошли через трудности и испытания. Философ считал, что нужно быть избирательным в общении с людьми, не пускать случайных «попутчиков» в свой дом и за свой стол, так как они могут втянуть хозяев в недобрые дела.
Имея аналитический склад ума, Хайям умело замечал несправедливое устройство мира. Однако, помимо этого, он осознавал, что многие люди не уделяют должного внимания основным ценностям жизни. Некоторые вещи его современники объясняли через призму теологии, хотя на самом деле они имели природную сущность. Лирический герой Хайяма часто испытывал сомнения в своей вере, он заботился о своем благополучии и удовлетворении своих потребностей. Этот человек, подобно самому Хайяму, можно назвать свободомыслящим. Возможности его разума и рассуждений не имели границ. Он прост и искренен, любил наслаждаться хорошим вином, обожал женщин и видел красоту мира во всем.
Хайям много размышлял о смысле жизни. Он пришел к заключению, что мы все являемся временными жителями этого мира. Именно поэтому важно относиться к жизни как к ценному дару и наслаждаться каждым мгновением, прожитым здесь и сейчас.
Император Омар Хайям славился как великий эстет. Он не отвергал земные удовольствия в угоду небесным радостям. Он видел смысл жизни в удовольствиях и потреблении, но всегда придерживался меры, чтобы избежать апатии и насыщения. Его взгляды вызывали негодование общества, но находили поддержку у правителей и знати. Русская интеллигенция особенно ценила Хайяма за его взгляды на жизнь.
Личная жизнь
Большую часть своего творчества поэт посвятил любви к женщине. Однако он никогда не женился и не имел детей. Образ жизни великого ученого не позволял ему обременять себя узами брака. Он был свободомыслящим человеком и всегда находился под пристальным взглядом церковников, которые не одобряли его мнения. Тех, кто осмелился не подчиняться, подвергали гонениям, а самых опасных «преступников» казнили.
Хайям считал, что в таких условиях и с его образом жизни он просто не имеет права ставить под угрозу жизни и здоровья близких ему людей. Он предпочел остаться одиноким.
Его труды и книги, которые дошли до нас, являются лишь каплями в океане его научных исследований. Он чаще всего делился своими открытиями современникам устно. В то время наука находилась под преследованием, церковь делала все, чтобы ее прогресс не продвигался. Ученые и их открытия были опасны для церкви и подвергались уничтожению.
Причина смерти
Хайям был чрезвычайно отважным человеком, в период глухого Средневековья он не колебался говорить открыто свои мысли. Долгое время он находился под защитой и покровительством правителя Ирана, который не давал его обидеть. Но все хорошее когда-то заканчивается. Когда падишах скончался, для Хайяма наступили тяжелые времена. Положение усугубляло то, что сам мудрец уже был в преклонном возрасте. Свои последние дни иранский философ провел в бедности и лишениях. Церковные деятели назвали его богохульником и поспешили изгнать ученого из дворца. Новый правитель не проявлял интереса к Хайяму. Философ стал настоящим отшельником.
Но до последнего вздоха он оставался верен своим принципам. Хайям продолжал свои научные исследования, создавал новые рубаи, наслаждался каждым моментом жизни. Казалось, будто он знал, когда настанет его последний час, и достойно подготовился к нему. Однажды почтенный старец провел весь день в молитвах, затем принял омовение, прочел священные тексты и скончался. Он принял свою смерть спокойно и с достоинством, как и подобает мудрецу. На тот момент великому ученому исполнилось 83 года.