Орест Кипренский – известный русский живописец, портретист и график, первым прославивший «русское имя» за пределами России. Он создал самый известный портрет «светила русской поэзии» — Александра Пушкина.
Орест Кипренский стал признанным художником как на родине, так и за рубежом. Он стал основоположником романтического портрета 19 века и был любимцем русских аристократов. Его работы были желанным приобретением для самых высокопоставленных людей в стране. Именно он создал образ Александра Пушкина, которым восхищаются поколения.
Несчастный случай прервал великий творческий подъем Кипренского, после чего его карьера пошла на спад. Последние годы он провел вдали от дома, почти забытый.
Детство и юность
Рождение Ореста Кипренского состоялось 13 марта 1782 года в поместье Нежинском, расположенном неподалеку от Петербурга. Официально мальчик был записан как сын крепостных Адама Швальбе и Анны Гавриловой, однако на самом деле он был внебрачным ребенком хозяина поместья Алексея Дьяконова. Вольные права бастард получил только через шесть лет жизни.
У барина не было законных потомков, и вся его забота была направлена на Ореста. С шести лет мальчик учился в воспитательном училище, связанном с Академией художеств. Образовательная программа в этом учебном заведении была очень насыщенной: целый день ученики занимались науками, изучали иностранные языки и осваивали живопись. В начале художественного курса рисовались простые орнаменты, затем копировались известные полотна, а также воспроизводились изображения античных статуй.
Окончив учебное заведение в 1797 году, молодой человек поступил в учебное заведение Академии художеств. Его учителями были художник Габриэль Франсуа Дуайен и портретист Георгий Угрюмов. Под их руководством начинающий художник создал эскиз «Поклонение пастухов», который сохранился до наших дней. Для работы над этим произведением Кипренский использовал перо, черный мел и масло.
Талантливый ученик многократно был удостоен наград Академии – серебряных и золотых медалей. В 1803 году Орест получил диплом, но решил остаться в учебном заведении еще на три года, с разрешения администрации.
На годичной традиционной академической выставке молодой ученик представил картину, изображающую своего отчима. Техника работы заключалась в использовании лессировочной техники, которая подразумевает наложение полупрозрачного слоя краски на основной цвет.
С самого начала обучения в Академии юных живописцев детей учили не оставлять следов кисти на холсте, они не должны были видны даже при увеличении. Только после того, как мальчики освоили этот навык, им разрешалось использовать широкие мазки. Молодой художник изобразил Адама Швальбе в белом шейном платке, сделав акцент на его лице, а фигуру и одежду мужчины как бы погрузил в тень. Вместе с «Портретом ребенка» и «Портретом бригадира Жукова» это полотно было выставлено в зале Академии художеств.
Орест Кипренский в следующем году участвовал в борьбе за большую золотую медаль. Для этого соревнования он создал историческую картина под названием «Дмитрий Донской на Куликовом поле». Его работа была признана лучшей, и молодой художник получил заветную награду. В качестве приза ему предлагалась поездка в Италию, но из-за Наполеоновских войн он не смог отправиться в путешествие.
В городе на Неве активно велись работы по возведению Казанского собора, который по задумке архитекторов должен был украсить живописью и скульптурами. Для их создания были привлечены самые талантливые студенты Академии, включая и Кипренского. К 1809 году Орест завершил работу над «ИКОНА» «Богоматерь с младенцем», ставшей одной из немногих его иконописных работ.
В начале 19 века заказывать портреты стало очень популярно: сохранить свое изображение для потомков стремились не только представители правящей элиты и влиятельные аристократы, но и торговцы. Орест был востребован и еле успевал выполнять заказы на портреты. Спрос на этот вид искусства был огромен. К нему обращались самые состоятельные люди города, включая известного предпринимателя Ивана Кусова из Петербурга.
Именно портрет Александра Челищева принес Кипренскому славу. Челищев позже стал героем войны 1812 года. На картины 1809 года изображен молодой человек с выразительным взглядом и нежными румянцами на щеках.
В это же время художник отправился из центра в Москву, чтобы отыскать новые образы. За три года он создал здесь значительное количество картин, но самой известной из них стал двойной портрет его благодетеля Федора Ростопчина и его супруги Екатерины. Графиня была хрупкой, очень скромной женщиной, предпочитавшей не ходить в мирские мероприятия. Точно эти черты художник смог тонко передать на холсте.
Все в скором времени талантливый художник представил свою новую работу, которая принесла ему славу — "Портрет полковника Евграфа Владимировича Давыдова из лейб-гусарского полка". Более ста лет на картине считали, что изображен двоюродный брат полковника — знаменитый русский гусар Денис Давыдов. Путаницу вызвали исследователи, неправильно понявшие подпись художника.
Род Давыдовых был одной из самых почитаемых и знатных. После завершения портрета Евграфа, Орест принялся за изображения его сыновей — Алексея и Василия. Алексей был капризным, часто раздражался во время долгих сеансов позирования. Художнику приходилось работать скрытно, чтобы не нервировать вспыльчивого молодого барина.
Весной 1816 года Кипренский, воплотив свою старую мечту, сделал поездку по Европе. В его ранней биографии уже была попытка отправиться в путешествие, но из-за наполеоновских войн этот план был отменен.
Личная поездка стала возможной благодаря императрице Елизавете Алексеевне, которая была поклонницей таланта художника. Получив поддержку и финансовую помощь от государыни, 34-летний Кипренский отправился в долгожданное турне.
Сначала он посетил Германию, а затем Италию. В римских художественных галереях русский живописец увидел полотна знаменитых авторов античности и эпохи Возрождения. Картины прошлых веков вдохновили его на создание нескольких исторических полотен и портретов.
Представители Флорентийской академии обратились к Кипренскому с просьбой написать автопортрет для галереи Уффици, которая была одним из старейших музеев в Европе и хранила изображения знаменитых живописцев разных времен. Разместить свой портрет в этой галерее было означало получить всемирное признание. Ни один русский художник до Ореста Кипренского не имел такой чести.
Во время пребывания за границей, мастер создал произведение под названием «Девочка в маковом венке с гвоздикой в руке», которое также известно как «Портрет Мариуччи». Для этой картины моделью послужила девочка по имени Мария Фалькуччи, принадлежащая к неимущему семейству. Впоследствии художник стал ее опекуном. Еще одной удивительной работой этого периода является портрет Екатерины Авдулиной в черном бархатном платье с золотисто-желтой шалью, которая прекрасно контрастирует с темным нарядом.
Во время пребывания в Италии художник оказался в неприятной ситуации, и ее последствия повлияли на всю его оставшуюся жизнь. В его студии было обнаружено тело натурщицы, и Оресту грозила тюрьма. Однако ни следствие, ни окружающие не верили в его причастность к убийству, и официальных обвинений ему не предъявили. Настоящий преступник был пойман, но эта история стала объектом сплетен и домыслов, которые повлияли на репутацию мастера.
Кипренский не желал покидать Рим, поэтому дважды просил продлить свое пенсионерское путешествие. В 1822 году он все-таки вернулся в Россию, однако перед этим он устроил свою подопечную Марию в интернат. Во время своего путешествия из Италии художник посетил Париж и Мариенбад, где встретил немецкого философа Иоганна Гёте и создал его портрет карандашом.
Орест вернулся на родину в 1823 году. Академия художеств встретила его холодно: его отсутствие было слишком долгим. Также прохладно отнеслась и публика, которая когда-то боготворила этого гениального портретиста.
Скоро в России разнеслись слухи об инциденте в Италии, связанном с убийством модели. Многие знатные дома начали игнорировать Кипренского, Академия отказала ему в официальной должности, заказы стали все реже поступать. Однако у мастера осталось несколько поклонников, которые не бросили его и оказали поддержку. Один из таких людей — граф Дмитрий Шереметев, предложивший художнику поработать у себя. Влиятельный ценитель искусства разместил художника в своем дворце на Фонтанке, оборудовав для него удобную мастерскую.
У графа мастер написал несколько портретов хозяина и его семьи. На одной из картин Шереметев изображен в торжественной форме кавалергарда на фоне роскошного интерьера. Эта работа была представлена на выставке Академии художеств в 1824 году.
Со временем перестали говорить об убийстве натурщицы, и Орест смог снова получать заказы. Садовод-любитель и театрал Афанасий Шишмарев захотел иметь свое портрет и пригласил художника поработать у себя в загородном доме. Лето 1826 года Кипренский провел там, трудясь с пользой, и был очень благодарен своему щедрому хозяину.
В следующем году на картине художника главным героем был изображен Александр Пушкин. Великий русский поэт не был приверженцем позирования перед портретистами, но, уступив настойчивым уговорам Антона Дельвига, он согласился на сеанс. В результате этой работы был создан образ поэта, который стал воплощением для многих потомков. Портрет Пушкина был нарисован художником в поместье графа Шереметева.
Эта картина вызвала всеобщее одобрение, при этом разные люди увидели на ней совершенно разные оттенки поэта. Одни считали Александра Сергеевича ироничным и спокойным, другие видели его как грустного и задумчивого. Именно этого результата художник и добивался, начиная работу над этим шедевром.
В 1828 году Кипренский принял решение уехать из России и окончательно поселиться в своей любимой Италии. Однако к тому времени в Европе появилось много талантливых портретистов, которые стали серьезной конкуренцией для известного мастера. Орест продолжал упорно работать, но его карьера постепенно начала угасать.
Из Рима художник перебрался в Неаполь, где были созданы его знаменитые произведения: «Портрет Ф.А. Голицына», «Читатели газет в Неаполе», «Неаполитанские мальчики». В начале 1830-х годов художник участвовал в выставке художеств, где показал публике свое раннее полотно «Портрет Швальбе».
Во время своего пребывания в Италии, Орест встретился с Марией Фалькуччи, которая выросла в красивую девушку. Кипренский и его бывшая натурщица всегда испытывали теплые чувства друг к другу, и они переросли в настоящую любовь. Чтобы жениться на своей возлюбленной, художник принял католическую веру. К сожалению, их счастливая брачная жизнь закончилась рано: через три месяца после свадьбы художник заболел сильным воспалением легких и скончался 17 октября 1836 года.
Один из первых русских художников, завоевавших признание в Европе, был похоронен в церкви Сант Андреа дельла Фратте в столице Италии.
Только в марте 2017 года на родине великого художника был установлен памятный монумент. Над скульптурой работали Сергей Сергеев и Дмитрий Щербаков, выпускники Академии художеств имени Репина.
Самые известные работы мастера
- 1809 — «Портрет лейб-гусарского полковника Е. В. Давыдова»;
- 1816 — «Портрет В. А. Жуковского»;
- 1819 — «Девочка в маковом венке, с гвоздикой в руке»;
- 1827 — «Портрет А. С. Пушкина»;
- 1827 — «Бедная Лиза».
Картины
Спасим память
- Переименуем улицы в честь литераторов и поэтов;
- Установим памятники выдающимся художникам и музыкантам.