Отто Лилиенталь, который совмещал работу испытателя полетов и строителя собственных моделей летательных аппаратов, внес значительный вклад в развитие авиации, начав применение научного подхода в этой области. Его влияние ощущается по всему миру, даже после его смерти во время полета.
Предполетная история
Карл Вильгельм Отто Лилиенталь появился на свет 28 мая 1848 года в небольшом городке Анклам в Померании. Еще до того, как ему исполнилось шесть лет, он начал интересоваться полетами. Отца будущего планериста можно было назвать успешным бизнесменом, занимающимся торговлей тканями, поэтому мальчик вырос в обеспеченной семье. Кроме того, молодой Отто не только мечтал о полетах, но и проявлял талант в лепке из глины, что заставило родителей отправить его в училище ремесленников в Потсдаме.
Первый полет Отто совершил, когда ему было всего четырнадцать лет — он соорудил крылья и прыгнул с крыши. Помимо нескольких ушибов, он ничего себе не сломал, что можно считать успехом, а также это был его первый опыт воздушного полета.
В 1866 году Лилиенталь отправился в Шварцкопф на стажировку в авиационный завод, где его заметили и пригласили на работу в качестве конструктора.
Отто не был единственным Лилиенталем, мечтавшим о полетах. Он заразил своего брата этим увлечением, и вместе они создавали свои первые успешные планеры.
В 1870 году Отто окончил академию и прошел армейскую службу, принимая участие в нескольких сражениях Франко — Прусской войны. После возвращения домой он начал следующий этап своей жизни, посвятившись своему основному увлечению. Но сначала Лилиенталь укрепил свое финансовое положение, открыв предприятие по производству котлов в столице Германии. Благодаря успешному бизнесу вскоре было создано отделение, специализирующееся на разработке летательных аппаратов.
Этот период можно условно разделить на три неравных, но важных этапа. Начался он в 1871 году с исследования Лилиенталем наиболее подходящих материалов и конструкций для полетов. В результате экспериментов было установлено, что аппараты с неровной поверхностью летают лучше.
На следующем этапе проводилось теоретическое обоснование возможности совершения полетов, а также практические вылеты, осуществляемые в основном для наблюдения и описания. Эта работа вылилась в появление книги, в которой птичий полет стал основой искусства летания. Книга получила признание на мировом рынке, была высоко оценена такими коллегами, как российский изобретатель Жуковский, французский исследователь Фербер и, конечно, братья Райт, известные американские механики.
Пришло время третьего и, безусловно, наиболее важного этапа — внедрения теории в практику полетов. Ученый считал, что из каждого опыта нужно извлекать уроки для улучшения, поэтому каждый этап его разработок и экспериментов был подробно описан в дневнике.
В 90-х годах появились монопланы, на которых испытатель совершил прыжки, которые можно назвать первыми полетами. Затем Лилиенталь осознал необходимость стабилизировать полет, и для этой цели ввел киль в летательные аппараты. С увеличением знаний и навыков возросли и размеры строительства аппаратов. Постепенно площадь крыльев достигла 10 квадратных метров. Наконец, недалеко от столицы произошел переход в новую эпоху воздухоплавания. Отто пролетел через воздух почти 25 метров.
Непрерывно искал экспериментальные места, в результате чего братья Лилиенталь оказались в Лихтенфельде, где нашли подходящее место для полётов, высотой около 15 метров. С этой высоты можно было летать в разные стороны и выполнять упражнения на полёт до 100 метров.
В 1892 году конструктор попытался увеличить размеры своего аппарата вдвое. Однако аппарат получился громоздким и тяжёлым, и при сильных порывах ветра не мог взлететь. Учёный пришёл к выводу, что оптимальный размер крыльев составляет около семи метров.
Для удобства осуществления полетов братья Лилиенталь разработали специальную стартовую башню. Именно с неё в 1892 году был осуществлен первый полет. Новая конструкция весила приблизительно двадцать килограмм, имела площадь крыльев около 14 квадратных метров и была даже складной. Наконец, Отто смог пролететь за пределы ста метров и приземлиться рядом с отметкой в двести метров.
Разработка, хотя и требовала значительных затрат, приносила приличный доход от фотографий и рекламы. Кроме того, котлы, производимые на предприятии братьев Лилиенталь, продолжали успешно продаваться. Дополнительные деньги приносили поездки Отто с лекциями.
Конструктор Отто не только заботится о том, как далеко сможет лететь его планер, но и обеспечивает безопасность для пилотов. Например, в своей девятой модели планера он установил носовой парашют из эластичных реек, чтобы обезопасить летчика при приземлении в случае пика.
В одиннадцатой модели планера Отто добавил управляемые рули. В 1895 году монопланы были заменены бипланами, что позволило увеличить несущие свойства крыльев при уменьшении их площади. Также вводится концепция гоширования, которая включает использование специальных шлангов для изменения кривизны крыла во время полета.
В году следующем Отто принял визит из штатов физика Вуда, который провел фотосессию с немецким ученым и испытал съемку во время полета. Впечатленный, он приобрел у Лилиенталя этот аппарат.
Жизнь и карьера Отто Лилиенталя закончилась 3-го августа 1896 года, когда он испытывал биплан с рулем высоты. Аппарат внезапно поднялся в воздух и в определенный момент, после кратковременного зависания, упал с высоты в тридцать метров. В результате падения Отто Лилиенталь сломал шею и не смог был спасти, и сам ученый погиб, подобно мифическому Икару, мечтая о полете к своей мечте.