Овидий — биография и творчество римского поэта

Овидий — древнеримский поэт, чьё творчество прочно вошло в золотой фонд мировой литературы. Наиболее известен как автор эпических поэм «Метаморфозы» и «Наука любви», а также элегий — «Любовные элегии» и «Скорбные элегии». В его произведениях воплотились вечные истины о человеческих чувствах и страстях, а его слова стали вдохновением для многих поколений писателей и поэтов.

По одной из версий, Овидий был сослан из Рима в западное Причерноморье из-за несоответствия пропагандируемых им идеалов любви официальной политике императора Августа в отношении семьи и брака. В этих условиях он провёл последние годы жизни, однако его творчество не потеряло своей актуальности и значимости.

Овидий повлиял на европейскую литературу, вдохновив многих писателей своими творениями. В частности, в 1821 году Александр Пушкин посвятил ему обширное послание в стихах, выразив тем самым своё уважение и восхищение талантом древнего мастера слова.

Детство

20 марта 43 года до нашей эры в Сульмо (ныне Сульмона) родился будущий известный поэт Публий Овидий Назон. Город Сульмо расположен живописно в Апеннинской долине к востоку от Рима. Овидий происходил из семьи эквитов, что означало их принадлежность к высшим слоям римского общества. Благодаря экономическому положению семьи, они занимались коммерцией и вели дела среди городской аристократии, что позволяло детям получать качественное образование.

По требованию отца, Овидий и его брат начали изучать риторику под руководством известных учителей ораторского искусства в Римской империи — Арелия Фуска и Марка Порция Латрона. Однако Овидий, предпочитая эмоциональное обсуждение, посчитал, что навыки, необходимые для юридической карьеры, ему не подходят. В результате он покинул обучение и отправился в путешествие, посетив Афины, Малую Азию и Сицилию.

Овидий

В молодости Овидий попробовал себя в некоторых небольших государственных должностях, входил в состав центумвирии — коллегии, занимающейся делами общества, а также был членом децемвирии, выполнявшей как религиозные, так и светские функции на уровне государства.

Между 29 и 25 годами до н.э. Овидий осознал, что служба в империи не соответствует его внутреннему миру и склонностям, после чего принял решение уйти в отставку. Этот шаг вызвал разочарование отца и других членов семьи. В это время его всё сильнее тянуло к литературе, что в итоге привело его к стремлению к славе великого поэта. Овидий вошел в круг литературной элиты под покровительством Марка Валерия Мессала Корвина. Первое публичное чтение произведений молодого поэта приблизительно приходится на 25 год до н.э., с этого времени началась его литературная карьера и творчество.

Творчество

Первый шаг в литературном мастерстве Публия Овидия Назона был сделан им созданием «Героидов» (Heroides) и серией любовных элегий. Сам поэт признавался, что не раз уничтожал свои ранние произведения, стремясь к совершенству, но эти труды стали первым значимым вкладом в его творческое наследие. «Героиды» демонстрируют его поэтический талант, но большую известность ему принесли любовные элегии под названием «Amores», которые автор сократил с пяти до трёх книг. В них, возможно, отразились личные переживания Овидия, связанные с вымышленной любовницей Коринной, имя которой, по утверждению поэта, прозвучало по всему Риму (totam cantata per Urbem Corinna). Эти произведения, наполненные точными наблюдениями за жизнью, вниманием к деталям и изяществом стиха, сразу же привлекли внимание литературной общественности Рима. В последней из элегий Овидий сравнивает свой вклад в культуру своего народа с тем, как Вергилий прославил Мантую, а Катулл — Верону.

Овидий

Последующий знаменитый труд Овидия, «Ars amatoria» («Искусство любви»), также получил признание среди читателей. Об этом он заранее упомянул в 18-й элегии второй книги «Amores». Эта учебно-поэтическая поэма, состоящая из трех книг и написанная в форме элегического дистиха, содержит уроки для мужчин и женщин о том, как завоевывать и сохранять любовь. Откровенность произведения вызвала необходимость оправдания перед официальной моралью, что Овидий и сделал, указав на адресатов своих наставлений — вольноотпущенниц и иностранок, для которых не существовали строгие требования в поведении. Это произведение, отражающее зрелость таланта Овидия, было написано в 2 — 1 годах до нашей эры, когда поэту было около 41-42 лет.

Овидий

Параллельно с «Наукой любви» автор трудился над «Medicamina faciei», остатки которого дошли до нас. В этом небольшом, но значимом труде рассматриваются средства ухода за лицом. После «Науки любви» последовала «Лекарство от любви» («Remedia amoris»), в котором Овидий, продолжая служение Амуру, дает советы тем, кто стремится избавиться от оков любви. Затем Овидий обратился к мифологии и религии, что привело к созданию его знаковых произведений — «Метаморфоз» и «Фастов».

Одним из великих поэтов Древнего Рима был Овидий, который в своих произведениях раскрыл мир своих личных переживаний и отношений. Его жизненный путь в любовных делах был непростым и полным эмоциональных взлётов и падений, отражая все аспекты чувственного опыта человека, исследующего глубины человеческого сердца.

Первый брак Овидия был заключён под давлением отцовской воли и должен был стать спасением для молодого поэта от праздности и легкомысленных увлечений. Однако ирония судьбы заключалась в том, что именно этот союз погрузил его в мир любовных авантюр, вдохновивший его на создание стихов и элегий, в которых Овидий возвышал свои страсти и эмоции. Не выдержав неверности и пренебрежения, первая жена поэта предпочла разорвать с ним отношения, оставив после себя лишь горькие воспоминания.

Овидий

Овидий основал второй брак на искренних чувствах, которые оказались недолговечными и не выдержали испытание временем, в отличие от первого брака. Даже предполагаемое появление детей не смогло укрепить его семейное благополучие, и вскоре поэт снова остался один. Этот период его жизни окутан тайной и заслуживает размышлений о сложности человеческих отношений и изменчивости чувств.

Настоящее вдохновение и гармонию Овидий нашел в своих отношениях с Фабией, его третьей супругой. Она стала для него не только верной подругой и соратницей, но и источником бесконечного вдохновения. В ее обществе поэт отказался от своего предыдущего образа жизни, нашел уединение и покой в кругу семьи, где искусство и поэзия занимали центральное место.

Однако уготовила судьба Овидию новое испытание – изгнание в далекий город Томы, откуда он уже не вернулся. Фабия осталась в Риме, заботясь о доме и имуществе, став невидимым, но неизменным оплотом поддержки для своего мужа в тяжелые времена ссылки. Эта история любви и преданности, пережившая разлуку и трагедию, остается вечным напоминанием о силе человеческого духа и несгибаемости истинных чувств перед лицом испытаний судьбы.

Смерть

В чужой стране, в Томисском городе, изгнанный Овидий был полон глубокой печали и уныния, испытывая острую тоску и отчаяние из-за невозможности вернуться на родину. Ни друзья, ни родные не могли облегчить его страдания или помочь ему вернуться в Рим. Слова поэта о том, что он хотел бы умереть во время творчества, нашли своё горькое отражение в его реальной жизни.

Овидий

В 17 году нашей эры жизнь Овидия завершилась. Это произошло вскоре после того, как он закончил работу над стихотворной серией с названием «Письма с Понта». Когда он ушел из жизни, он находился далеко от своего дома и было ему 59 лет. Обстоятельства его смерти остались нераскрытыми, и большое количество вопросов осталось без ответов. Этот период его жизни оказал значительное воздействие на историю литературы, подчеркнув трагичность судьбы великого лирика древности. Его произведения продолжают вдохновлять и поныне.

Избранные произведения

  • Сообщения от героев и героинь
  • Превращения или изменения форм
  • Фасты
  • Искусство любви. Средства от любви. Косметика. Фасты. Любовные элегии
  • Любовные элегии. Героиды. Наука о любви
  • Трансформации
  • Плач Публия Овидия Назона
  • Печали Овидия
Оцените статью
Omnici.ru
Добавить комментарий