Пабло Пикассо – известный художник, скульптор и график, также известный как керамист, дизайнер и театральный художник.
Пабло Пикассо занимает почетное место среди наиболее известных художников прошлого века. Его стиль уникален и многообразен, и его невозможно спутать ни с кем другим. Именно Пикассо стал идеологом и создателем кубизма. Он оставил огромное наследие в виде рисунков, керамики и скульптур. Любой мировой музей считает большой честью иметь в своей коллекции произведения этого великого мастера. Его картины являются самыми дорогими, и поэтому наиболее привлекательными для грабителей.
Детство
Известный художник Пабло Пикассо родился в 1881 году в Андалузии, в Малаге, в семье Хосе Руиса Бласко и Марии Пикассо Лопес. Отец художника безуспешно пытался прокормить семью своими картиными, затем устроился смотрителем в местном музее. Предки его матери были достаточно богатыми, но отец Марии бросил их, уехал в Америку, и материальное положение семьи сильно пострадало.
Первенец супругов был назван таким длинным именем, что его невозможно было запомнить. Оно включало в себя список уважаемых предков и католических святых, что соответствовало испанским традициям. Однако мальчик выбрал себе первое и последнее слово из этого списка и всегда называл себя просто — Пабло Пикассо. Он предпочел фамилию матери фамилии отца, считая её более благозвучной. Вскоре в семье появились еще двое детей — Долорес и Кончита.
Пабло вырос красивым и талантливым. Свою творческую биографию он начал в семилетнем возрасте, помогая отцу в создании полотен. Самое первое полотно он написал в восемь лет.
Он дал название своему произведению «Пикадор» и бережно хранил его всю свою жизнь. Когда ему исполнилось 13 лет, отец предложил завершить начатую им работу, и результат сильно потряс мужчину. Хосе признал, что мальчик обладает огромным талантом. После этого отец без сожаления расстался со своими художественными принадлежностями и отдал их Пабло. Больше Хосе ни разу не взял в руки кисти.
Юный художник отличался своим уникальным характером, он презирал ограничения и стремился к свободе, поэтому бросил учебу в академии, чтобы отправиться в мир, в компании американского студента Карлеса Касагемаса, который был так же упертым и непокорным. Их первое путешествие привело их в Париж, куда они вернулись неоднократно.
Во время своих первых поездок художники изучали произведения Тулуза Лотрека, Делакруа, Гогена, Ван Гога. Они также увлеклись древними египетскими и финикийскими фресками, а также японскими гравюрами. В это время они расширили свой круг общения, познакомившись не только с другими художниками, но и с богатыми коллекционерами.
Творчество
Молодой художник, подписывая свои картины, всегда ставил имя – Пикассо. Он выбрал для себя псевдоним из девичьей фамилии своей матери. В 1901 году Пабло потерял своего близкого друга впервые в жизни. Его друг по имени Карлес покончил с собой из-за несчастной любви. Это событие так потрясло художника, что сказалось на его творчестве. Пикассо создавал картины, которые впоследствии получат название «Голубой период» от искусствоведов.
Все его картины были наполнены голубыми и серыми оттенками, отражающими угнетенное состояние его души, а также его финансовые трудности, из-за которых ему не хватало денег на покупку масляных красок других цветов. В это время он создал такие произведения, как «Свидание», «Портрет Хайме Сабартеса», «Старый еврей с мальчиком», «Трагедия». При взгляде на них невозможно не почувствовать тревожное беспокойство, поскольку они пропитаны унынием, печалью и страхом. Художник прибегает к совершенно новой технике, его штрихи становятся угловатыми и разрывистыми, вместо привычных человеческих форм на полотне появляются жесткие контуры плоских фигур.
В то время цирк Медрано находился рядом с Монмартрским холмом, и Пикассо использовал его артистов в качестве моделей для своих картин. За два года художник создал серию работ – «Сидящая обнаженная», «Актер», «Акробаты. Мать и сын», «Женщина в рубашке», «Семейство комедиантов». В 1905 году он написал одну из своих самых известных картин – «Девочка на шаре», которая спустя восемь лет была приобретена российским меценатом И.Морозовым. Благодаря ему картина попала в Россию и в 1948 году стала частью экспозиции музея имени А.Пушкина, где она находится до сих пор.
Постепенно Пабло перестал изображать природу в ее обычном виде и начал использовать модернистские мотивы, где основной акцент делался на геометрические формы. С их помощью он создавал структуру объекта, который отображался на холсте. Именно в таком стиле он написал портрет Гертруды Стайн, которая была его преданной поклонницей, а также меценаткой.
В 1909 году художник создает «Авиньонских девиц» — первую картину в стиле кубизма. Этот ансамбль с изображением обнаженных девушек подвергся суровой критике, однако художник продолжал работать в этом направлении, несмотря на негатив.
Затем появляются новые произведения художника: «Три женщины», «Бидон и миски», «Портрет Канвейлера», «Бутылка Перно», «Женщина с веером», «Скрипка и гитара» и многие другие. С каждым новым полотном художника изображения становятся все более абстрактными. Пикассо становится скандально популярным, но это приносит результаты: он зарабатывает немало, новый стиль нравится многим, картины раскупаются моментально.
В 1917 году художник начал сотрудничать с Сергеем Дягилевым и его «Русскими сезонами». Советуясь с Жаном Кокто, Пикассо попадает к Дягилеву, создавая эскизы костюмов и декораций для постановок. Ненадолго художник остается в Риме, где знакомится с русской танцовщицей Ольгой Хохловой, дочерью эмигрантского офицера. В этом же году она становится его супругой.
Жизнь художника наполнилась новыми яркими моментами, что положительно сказалось на его творчестве. Пабло отказывается от кубизма, вместо этого создает произведения в классическом реализме. В это время он написал картины «Купальщицы», «Портрет Ольги в кресле», «Детский портрет Поля Пикассо», «Женщины, бегущие по пляжу».
Вскоре он утомился от своего устроенного образа жизни богатого человека, и художник снова начал вести непредсказуемое существование. В 1925 году он завершил картину «Танец», используя для этого сюрреалистический стиль. Фигуры танцующих искажены, а картина пропитана атмосферой болезненности, которая стала характерной чертой его последующих работ.
Личная жизнь Пикассо была несчастливой, и это отразилось в его творчестве. В это время он создал женоненавистнические картины, такие как «Девушка перед зеркалом» и «Зеркало». В 1930-х годах Пабло начал увлекаться скульптурой и создал произведения «Мужчина с букетом» и «Лежащая женщина». Позже он также создал гравюры и иллюстрации к произведениям Аристофана и Овидия.
Война
Во время начала испанской революции и последующей войны, Пабло Пикассо жил в столице Франции. В 1937 году он получил заказ от испанского правительства и создал полотно с названием «Герника», которое было представлено на Всемирной выставке в Париже. В том же году этот город был полностью разрушен немецкой авиацией, словно стерт с лица земли. Художник использовал образы погибших солдат, матерей в скорби, а также разрушенных людей, чтобы передать глубину народной трагедии. Через изображение минотавра, Пикассо символизировал войну, изображая его с большими равнодушными глазами. В 1992 году картина была передана в музей Мадрида, где она и сохраняется по сей день.
Конец 1930-х годов стал временем, когда мастерская Пабло Пикассо наполнилась новыми произведениями, включая «Плачущая женщина» и «Ночная рыбалка на Антибах». В годы войны Пикассо оставался в оккупированном фашистами Париже и продолжал творить новые шедевры. Его работы «Утренняя серенада», «Натюрморт с бычьим черепом», «Бойня» и «Человек с ягненком» отражали влияние смерти и войны.
После войны творчество Пабло Пикассо стало более ярким и насыщенным. Художник создает оптимистические панно для частной коллекции, при этом ему помогают художники Клод Уже и Палома.
В это время Пикассо глубоко увлекся древнегреческой мифологией, и его полотна и керамика отражают эту тематику. В 1949 году он создал еще одну знаменитую картину – «Голубь мира», которую представил на Всемирном Конгрессе сторонников мира. Но при этом он не забывает и о любимом кубизме.
Личная жизнь
Пабло Пикассо был весьма влюбчивым юношей. С детства он влюблялся в танцовщиц и моделей. Первой серьезной любовью художника стала Росита дель Оро, танцовщица из одного из барселонских кабаре. Потом в его личной жизни появилась Фернанда из Мадрида, отношения с которой продолжались несколько лет. В Париже молодой артист встретил прекрасную Марсель Умбер, но она ушла из жизни внезапно.
В 1917 году, во время совместной работы с русским балетом, Пикассо встретил танцовщицу Ольгу Хохлову. Недолго спустя молодые люди поженились на окраине Парижа в небольшой русской церкви. После этого они поселились в особняке на берегу моря. Родители дали Ольге приданое, а Пабло уже был успешным художником, поэтому они вели довольно роскошную жизнь. В 1920 году у них родился сын Пауло.
Спустя некоторое время Пабло наскучила размеренная жизнь, и он предпочел стать свободным художником. Он уехал жить отдельно и начал отношения с Мари-Терез Вальтер. В 1935 году Мари родила Пикассо дочь Майю, но художник отказался признать отцовство.
В период военных лет Пабло Пикассо встречался с гражданкой Югославии по имени Дора Маар, которая занималась фотографией. Именно она вдохновила художника на эксперименты с новыми жанрами в изобразительном искусстве. У Доры хранилась самая обширная коллекция работ Пикассо, которую она бережно хранила до самой своей смерти. Она фотографировала все этапы создания знаменитой картины «Герника».
В период послевоенного времени художник завел новую семью с Франсуазой Жило, что привнесло в его творчество больше радости и светлых тона. В 1947 году она подарила Пикассо сына по имени Клод, а в 1949 году – дочь по имени Паола. Однако эти отношения закончились в 60-х годах из-за недовольства Франсуазы из-за постоянных измен Пикассо.
В 1961 году стареющий художник в возрасте 80 лет вступает в брак с простой продавщицей по имени Жаклин Рок, с которой проживает до конца своих дней. Женщина и не подозревала о глубине чувств Пабло, она не смогла вынести боль от потери и через 13 лет после его смерти покончила с собой.
Смерть
В 60-х годах Пабло сосредоточился на создании женских портретов. Его новой моделью стала Жаклин Рок. Его работы принесли ему огромную известность, что привело к накоплению миллионного состояния и приобретению нескольких частных замков.
В 1970 году в Барселоне открылся музей, названный в честь Пикассо. Парижский аналог музея был открыт в 1985 году. Творческое наследие художника включает в себя восьмидесят тысяч картин, более тысячи скульптур, а также огромное количество рисунков, коллажей и гравюр.
Пабло Пикассо скончался 8 апреля 1973 года от осложнений, вызванных воспалением легких. Ему было 91 год. Его похоронили в личном замке Вовенарг.