Предстоятель русской православной церкви в середине XVII века был патриархом Никоном. Он провел ряд изменений в церковной практике, которые привели к расколу между старообрядцами и приверженцами новых церковных обычаев.
В феврале 1653 года, в начале Великого Поста, патриарх Никон удивил своих сторонников, начиная тем самым церковной раскол. Все московские церкви получили указ, что отныне верующие должны использовать не двуперстное, а троеперстное крестное знамение.
Этот раскол не удалось преодолеть даже через столетия, хотя некоторые усилия по примирению были предприняты. Но слишком сильно было сопротивление, слишком много было пролито христианской крови, чтобы просто забыть об этом. И все началось с мелких изменений в церковных обрядах.
Детство и юность
Родившийся 17 мая 1605 года в селе Вельдеманово под Нижнем Новгородом, будущий член церковной общины, был крещен через несколько дней после рождения и получил имя Никита в честь христианского святого. Считается, что родители этого патриарха были крестьянами мордовской национальности. Мать мальчика, Мариама, умерла вскоре после родов, и отец, остаясь один с ребенком, взял в помощницы Ксению, а затем вторично женился на женщине с детьми. Согласно Шушерину, мачеха относилась к Никите очень жестоко: не кормила, заставляла работать, постоянно унижала.
Отец пытался защитить своего сына, наказывая новую жену. Но как только он уходил из дома, все повторялось: женщина продолжала избивать пасынка за малейшую провинность.
Никита молча переносил издевательства, утешаясь чтением священных текстов и поддержкой бабушки. С детства будущий патриарх был любознательным и увлекался грамотой. Вместо игр он предпочитал изучать литературу.
Начало служения
В 12 лет подросток стал послушником монастыря. Он пробыл там более семи лет. После возвращения в родную деревню, он похоронил своего отца и бабушку, которых очень любил.
Скоро молодой мужчина вступил в брак и был посвящен в священника. Сначала он служил в соседнем селе, но потом его пригласили торговцы из Москвы проводить обряды в городских храмах из-за его образованности и знаний. Тогда он не мог и представить, как кардинально изменится его жизнь в столице.
Личная жизнь священнослужителя была несчастливой: все дети, рожденные его женой, умирали в раннем детстве. Отец, опечаленный многократной потерей потомства, решил принять это как волю свыше. Никита убедил жену отказаться от мирской жизни, постричься в монахини и уйти в Алексеевский монастырь.
Покинув суету мира, Никон решил начать монашескую жизнь, полную покаяния и молитвы. Он углубился в чтение святых текстов и полностью посвятил себя служению Богу. В ските, на берегу озера, царила строгая дисциплина: монахи не спали всю ночь, читая священные книги. Их питание было скромным — на столе всегда были только ягоды и мука, предоставленная государством.
За свою преданность и верную службу Никона признал преподобный Елеазар Анзерский, который взял молодого монаха под свое покровительство. Вскоре Никону доверили проведение литургий и управление скитом.
Однако в 1639 году между Никоном и старцем Елеазаром возник спор из-за строительства новой церкви. Другие монахи поддержали старца, и будущему патриарху пришлось бежать из монастыря, где он провел много лет.
Некоторое время Никон скитался, а затем нашел убежище в Кожеозерском монастыре. Когда настоятель ушел из этого мира, Никон был назначен игуменом.
В середине 1640-х годов священник снова посетил Москву, чтобы собрать пожертвования для монастыря. Согласно церковным обычаям, игумен почтил царя Алексея Михайловича. Верующий монарх был восхищен образованностью Никона и его красноречием.
После разговора со священнослужителем потомок Романовых решил перевести его в столицу. Это решение не было принято всеми боярами с энтузиазмом, но вскоре бывший крестьянин был возведен в сан архимандрита Новоспасского монастыря.
В 1649 году Никон стал митрополитом и начал вести службы в Новгородской епархии, которая была ему вверена. Минин строго соблюдал церковные правила в своей работе.
Год спустя в Великом Новгороде произошел голодный бунт, когда недовольные граждане вышли на улицы в знак протеста против резкого увеличения цен на хлеб. Среди мятежников были представители совершенно различных сословий – от простых ремесленников до военных. Народ был недоволен как ростом цен, так и политикой царя в целом. Благодаря усилиям Никона, который поддерживал Алексея Михайловича, народное восстание было скоро подавлено.
Зачинщиков были приговорены к смертной казни, но в последний момент наказание было изменено на побои кнутом. Этот приговор был смягчён благодаря вмешательству митрополита, который пытался проявить сострадание к обычным людям. Духовное лицо посещало задержанных в темницах, выслушивал их жалобы и утешал их своими проповедями о вере в Бога.
Весной 1652 года наступила смерть святейшего патриарха Иосифа, и возник вопрос о его преемнике. Представители благочестивцев настаивали, что святой престол должен быть занят главой «ревнителей благочестия» Стефаном, но тот не желал выдвигать свою кандидатуру из-за опасений перед царским фаворитом. Основным патриархом Московским и всей Руси был назначен Никон, который родился в крестьянской семье и ранее был беглым иноком-скитальцем.
В 17 веке в России патриарх обладал значительной властью: он советовал государю, принимал с ним равноправные решения по государственным вопросам, наказывал или помиловал граждан за проступки. Фактически, Никон стал самым близким соратником царя.
Получив патриарший статус, Никон добился обещания от царя, что государство не будет вмешиваться в дела православной церкви ни под какими обстоятельствами.
Преобразования и раскол
На основе усилий Патриарха произошло воссоединение России и Украины, а также широкомасштабное восстановление разрушенных храмов и строительство новых, что способствовало его популярности среди народа.
Реформы, осуществленные Патриархом Московским и всея Руси Никоном, привели к расколу русской православной церкви в середине 17 века.
Раскол начался с образования общества «ревнителей благочестия», члены которого настаивали на едином истолковании священных текстов и унификации духовенства. Однако между ними всегда существовали разногласия по принципиальному вопросу: некоторые предпочитали византийскую культуру, в то время как другие признавали древнерусские рукописи.
Когда Минин взошел на патриарший престол, «ревнители благочестия» распались, однако несогласные с реформами Никона старообрядцы продолжали выступать против него. В 1653-м году патриарх внес изменения в проведение богослужений, что привело к окончательному разделению между старообрядцами и его последователями. К основным реформам Никона относились:
- переиздание церковной литературы и ее перевод в соответствии с греческими канонами;
- замена двуперстного знамения на троеперстное. Старообрядцы считали два пальца символом двух природ единого Иисуса Христа, тогда как три перста означали Святую Троицу. Это незначительное изменение стало для верующих людей принципиальным;
- изменение написания имени Сына Божьего: вместо Исуса стали писать Иисус;
- замена земных поклонов на поясные;
Для старообрядцев реформы Никона были не только неприемлемыми, но их жесткая проведение вызывало негодование. Всех, кто не соглашался с изменениями, объявляли еретиками и отлучали от церкви. Главным противником Никона в защите церковных традиций был протопоп Аввакум, решительный сторонник «старой веры».
Царь Алексей Михайлович активно поддерживал патриарха и даже наделил его титулом «Великого Государя». Однако отношения между царем и духовным лидером вскоре испортились. Это произошло после принятия в 1649 году Соборного уложения, которое умаляло роль православной церкви и делало ее полностью зависимой от государства.
Кроме того, бояре не переставали ковать интриги против царского фаворита. Они распускали сплетни о патриархе, в которые поверил самодержец. Отношение царя к ближнему изменилось, и Никон оказался в немилости.
Эти неприятные события вынудили Минина покинуть город. В 1666 году судом поместного собора Русской Православной церкви было решено лишить Минина патриаршего сана и исключить его из числа священнослужителей.
Личная жизнь
Исторические документы свидетельствуют о том, что Никон был образованным и умным человеком, с которым было интересно общаться. Он был не только знатоком каждой буквы священных текстов, но также обладал большой мудростью в повседневных вопросах. Личность патриарха описана очень противоречиво, так как за свою жизнь у него были как преданные сторонники, так и ярые противники. Первые отзываются о нем как о великом реформаторе, действующем на пользу церкви. Вторые же считают его алчным и жестоким властолюбцем, который льстивыми речами завоевал расположение государя.
Одним из преступлений, которые были приписаны Никону в отношении церкви, является лишение им должности епископа Павла Коломенского. Участники суда заявляли, что патриарх сделал это самостоятельно, без проведения соборного совещания. Кроме того, он снял с епископа мантию и высказал в его адрес гневные проклятия. В результате этих событий Павел потерял рассудок и погиб в трагических обстоятельствах. Подтверждение достоверности этой информации историками не было окончательно получено.
Смерть
Невзирая на запреты, отлученного от своего должения священнослужителя Минина отправили в монастырь Кирилло-Белозерский, где царствовали строгие правила. Там здоровье бывшего патриарха значительно подорвалось.
В это время на российский престол уже взошел новый государь Федор Алексеевич, который сочувствовал отстраненному духовному лицу. Несмотря на протесты церкви, он приказал перевезти старца в более комфортный Воскресенский монастырь. Тяжелобольному на тот момент монаху в дороге пришлось нелегко. Не смогши осилить дальнюю дорогу, 17 августа 1681 года Никон скончался.
По указу молодого царя Никона было проведено отпевание в качестве патриарха. Это решение вызвало ожесточенный протест со стороны патриарха Иокима и других духовных представителей. Несмотря на недовольство, Федор Алексеевич приказал провести похороны старца со всеми почестями на территории Воскресенского Новоиерусалимского монастыря.
Согласно записям иподьякона Шушерина, сам царь лично присутствовал на отпевании монаха и со слезами на глазах читал строки из священных писаний. После смерти Никона православные начали почитать его как страстотерпца и святителя-исповедника, даже до официального восстановления его в патриаршем достоинстве. Тогда стало ясно, что сторонников у Минина гораздо больше, чем противников.
В 2013 году находку сделали археологи: была вскрыта гробница патриарха Никона, но мощей внутри не обнаружили. Могилу священнослужителя разграбляли несколько сотен лет, и судьба его останков остается неизвестной.
Если вы обнаружили ошибку в написании, пожалуйста, сообщите нам, выделив этот текст и нажав на выделенный текст.